Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:14, доклад
Диффузион́изм (от лат. diffusio — разливание, просачивание) — направление в социальной антропологии и этнологии, культурологии, археологии, социологии. Диффузионисты противопоставили понятию эволюции, истор. процесса понятие культурной диффузии, к-рая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отд. элементов из к.-л. центра или центров.
Диффузион́изм (от лат. diffusi
Направление сложилось
как реакция на эволюционизм. В отличие от последнего,
диффузионисты рассматривали такие средства
распространения культуры, как завоевание, торговля, коло
Наибольшее распространение
идеи диффузионистов получили в таких
странах как Австрия и Германия
Развитие идей Д., связано с работами нем. ученых: Фроб’ениуса (1873-1938), Гребнера (1877-1934), австр. этнологов В. Шмидта (1868-1954), В. Копперса (1886-1961), англ. антропологов Риверса (1864-1922), Г. Чайлда (1892-1957) и др.
На основе Д. была разработана теория культурных кругов (Фробениус, Гребнер и др.), согласно к-рой сочетание ряда признаков в определенном геогр. районе позволяет выделить отд. культурные провинции (“круги”). “Культурный круг” представляет искусственно созданное по произвольно отобранным элементам понятие, не развивается во времени, а лишь взаимодействует с другими “кругами” в геогр. пространстве. Если культура перенесена в иные природные условия, ее развитие пойдет по другому пути и из взаимодействия старых культур могут возникнуть новые. Эти идеи нашли отражение в теории миграций, согласно к-рой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Распространение культурных элементов или комплексов в пространстве осуществляется в рез-те миграций или смещений. Др. словами, элементы одного “круга” могут распространятся путем диффузии и накладываться на элементы другого “круга”. Сменяющие друг друга во времени культурным круги образуют культурные слои. Вся история культуры — это история перемещения нескольких “культурных кругов” и их механич. взаимодействия (“напластование”).
Для Д. характерно отрицание антрополог, трактовки культуры: человек не является творцом культуры, а выступает в роли ее носителя.
Фробениус разработал
концепцию морфологии
культуры. В 1925 во Франкфурте-на-Майне
он основал Ин-т морфологии культуры. Каждая
культура является своего рода особым
организмом, самостоят, сущностью, проходящей
те же ступени развития, что и все живое
на земле: растение, животное и человек.
Фробениус полагает, что культуры могут
быть мужскими и женскими, иллюстрируя
их различия на материале афр. культур:
патриархальной у эфиопов и матриархальной
у хамитов. Культуры обладают собст. характером,
“культурной душой”, переживающей стадии
рождения, взросления, старения и смерти.
Идеи Фробениуса предвосхищают нек-рых
философов культуры, в частности Шпенглера и Бердяева
История цивилизации, с позиций диффузионистов, предстает как ряд культурных кругов, в основании к-рого лежит изначальная, исходная культура.
Важная проблема
для сторонников Д. — поиск
исходных культурных кругов, центров
происхождения народов и
Д. способствовал развитию разл. методов исследования культур. Так, заслугой Фробениуса является введение метода картографирования культурного пространства, используя к-рый он создал карту культур Африки. Риверс, представитель кэмбридж. школы в этнографии, сочетавший позитивные моменты эволюционизма и Д., перешел к экспериментальным методам изучения культуры и использовал рез-ты своих полевых наблюдений для теор. обобщений.