Дальнейшее развитие русского церковного зодчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:11, курсовая работа

Описание работы

Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. От поры X века идо наших дней всё-таки сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…3
Глава I. Зодчество русского севера………………....................... ...3
Архитектура первых храмов……………….………………….3
Влияние Византии на русское церковное зодчество………..4
Роль Новгородского Севера в русском строительстве………5
Особенности деревянного церковного зодчества на русском севере……………………………………………………………5
Конструктивные особенности деревянного зодчества………6
Глава II. Дальнейшее развитие русского церковного зодчества…8
2.1 Изменение материалов строения………………………………8
2.2 Расцвет архитектуры……………………………………………8
2.3 Особое место XVII века в развитии русского зодчества……..9
4. Заключение…………………………………………………….……10
5. Список используемых источников………………………………..11

Работа содержит 1 файл

Деревянное зодчество русского севера.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

     Сооружение  храма в древности было делом  не простым, а исключительной важности. Кроме заботы о прочности и  вместимости сооружения, требовалось  еще и сохранение всех основных частей его, присутствие которых отличало бы храм от жилого дома. Требовалось  устройство центрального, увенчанного  крестом помещения, к которому с  востока и запада примыкали бы невысокие клети для алтаря и  притвора. Такой простейший тип храма видоизменялся в зависимости от местных условий и нужд, а также благодаря соревнованию в "преукрашенности", не выходившей, однако, из тесного круга декоративно-служебных форм народного искусства, выраставшего медленно и постепенно – веками. Идеалом "преукрашенности" и выражения величия является многоглавие и значительная высота храмов, достигавших, даже с современной точки зрения, размеров поистине колоссальных. Последнее обстоятельство

     – 7 –

заставляет особенно высоко ценить искусство древних  строителей, умевших так легко  справляться с конструированием огромных масс и следивших в то же время неустанно за красотою форм. Прямо поразительно то великолепное понимание ракурсов, которым они обладали, и тонкое чутье пропорций, вылившееся в этих формах. Так росло и развивалось деревянное церковное строительство, оставаясь все время в пределах народного творчества и сохраняя в себе церковные заветы отдаленных времен.

        Глава II Дальнейшее развитие русского церковного зодчества.

2.1 Изменение материалов  строения.

     Первая  каменная постройка на Руси появилась  в конце X в. – знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

       Оба храма были построены византийскими мастерами из привычной для них плинфы - большого плоского кирпича размером 40ґ30ґ3 см. Раствор, соединяющий ряды плинфы, представлял собой смесь извести, песка и толченого кирпича. Красная плинфа и розовый раствор делали стены византийских и первых русских храмов нарядно-полосатыми.

     Строили из плинфы в основном на юге Руси. На севере же, в далеком от Киева Новгороде, предпочитали камень. Правда, арки и своды выкладывались все-таки из кирпича. Новгородский камень "серый плитняк" - природный грубый валун. Из него без всякой обработки клали стены.

     Во  Владимиро-Суздальской земле и  Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. "Белый камень" мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

     В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.

2.2 Расцвет архитектуры.

     Большого  расцвета архитектура достигла в  годы правления Андрея

     – 8 –

Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, "Золотых ворот" во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Перли. Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковь стала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота природы, тихая грусть, просветленная созерцательность архитектурных линии.  
Брат Андрея - Всеволод III продолжал эту строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор во Владимире - величественный и скромный.  
Одновременно строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче. закладывались новые крепости, сооружались каменные дворцы, палаты богатых людей. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенах соборов во Владимиро-Суздальской Руси, Новгороде, других русских городах.  
Другой чертой, роднящей всю русскую архитектуру той поры, стало органическое сочетание архитектурных сооружений с природным ландшафтом. Посмотрите, как 10

2.3 Особое место XVII века в развитии русского зодчества. 

    Как  и в истории всей русской  культуры, XVII в. занимает особое

место в развитии русского зодчества. И в этой области  с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

    По-прежнему  подавляющее большинство построек  не только в дере-

внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем  деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также  громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили

города и села.

    В  деревянном зодчестве с большой  силой проявилась народная ху-

дожественная культура.

    Светские  элементы проникали все более  и в каменное зодчество.

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было

развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось

на более высокий  уровень.

     Каменные постройки появились теперь не только в городах, но

иногда и в  селах.

     – 9 – 

   Строгая  церковная регламентация оказалась в конечном счете бес-

сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-

честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в

зодчестве оказалось  в XVII в. заметно подорванным. Последние два

столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          

Московское зодчество  выросло на владимиро-суздальских  традициях, определявшихся как непосредственной преемственностью мастеров, так и  волей заказчиков - московских князей, считавших себя наследниками владимирских “самовластцев”. Поэтому из всех архитектурных школ домонгольской Руси в общерусском зодчестве, сложившемся на базе московского, непосредственно отразилась традиция лишь одной школы - владимиро-суздальской. И хотя московская архитектура действительно непосредственно связана лишь с одной архитектурной школой XII-XIII вв. - владимиро-суздальской, подготавливалось развитие русской архитектуры на гораздо более широкой базе.  
        Расцвет русской архитектуры домонгольского периода продолжался недолго, всего два с половиной века. Но за это время была создана яркая, самобытная и многообразная архитектура, оставившая глубокий след в истории русской культуры.    

Значительные  успехи, достигнутые в исследовании русского зодчества X-XVII веков, дали возможность достаточно полно и ярко обрисовать этот этап истории русской архитектуры.    

Памятники зодчества  являются одновременно памятниками искусства и строительной техники. Поэтому они особенно многообразно отражают свою эпоху, и именно поэтому такую большую роль играет комплексный подход к их исследованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     – 10 – 

Список  используемых источников: 

  1. http://www.portal-slovo.ru/
  2. Г. Г. Павлуцкий. Деревянные и каменные храмы.
  3. http://tolks.ru/
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     – 11 –

Информация о работе Дальнейшее развитие русского церковного зодчества