Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 04:57, реферат
Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски. С тех пор цветовой символизм прошел большой путь. С момента своего возникновения цветовой символизм самым тесным образом был связан с магией и религией. Цвет рассматривался как атрибут магических, божественных сил, а в определенных случаях и как само божество. Само деление магии на "белую" и "черную" свидетельствует о важнейшей роли цвета в магических ритуалах.
Эмпедокл, выделяя четыре основных стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный цвет; земле - желтый; огню - красный; воздуху - белый.
Если Эмпедокл опирался на зрительные впечатления, то Аристотель, желая установить их "истинный" цвет, использовал экспериментальный метод. По Аристотелю "основных" цветов – три. Белому (бесцветному) соответствует вода, воздух и земля; желтый - цвет огня, а черный - цвет разрушения или переходного состояния. Отнесение стихии "земля" к группе белого, объясняется результатами экспериментов Аристотеля по прокаливанию почвы, которая становилась белой. Подобный экспериментальный подход разрушал мистический ореол цветов, низводил их до обычных явлений физического мира.
Традиционная роль цвета как символа сверхчувственных, магических сил, в гораздо большей степени сохранилась в философской школе пифагорейцев. Отношение к цвету как мистическому символу преобладало у Платона и неоплатоников. Белый и золотой (желтый) считались в этих философских школах божественными цветами, выражали благо, истину, счастье, добро, познание, гармонию. Темные и особенно черный цвет являлись символами зла, бедствий, сил, враждебных человеку и т.д.
Отношение к цветам в Древней Греции, во многом, определялось не только его значениями как религиозного или философского символа, но и эстетическими канонами и представлениями о прекрасном. Поэтому излишество, отсутствие меры в использовании даже самого "благородного" цвета могло считаться "безобразным".
Цветовая символика в Древнем Риме не выходит за пределы традиционных канонов. Также наиболее любимыми и почитаемыми цветами были белый, желтый, красный и пурпурный. Синий считался атрибутом Юпитера и Юноны как богов неба и означал религиозное чувство, преданность и невинность; зеленый - цвет Венеры и Природы символизировал плодородие полей, симпатию и приспособляемость; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый - гордость и амбицию; красный (цвет Марса) - страсть, чувственность и животворные силы; розовый - чувствительность и эмоции. Сочетание белого с красным являлось символом аристократического, знатного происхождения. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие.
ГЛАВА 5. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Во времена средневековья в Европе цвет снова вернул себе позиции, как символ мистических сил и явлений, что особенно характерно для раннего Христианства.
5.1. ЦВЕТОВЫЕ СИМВОЛЫ ХРИСТИАНСТВА
Согласно
христианским канонам Бог сотворил
мир, в том числе и свет (цвет),
но сам он не сводится к свету. Свет,
особенно, видимый, только одна из ипостасей
Бога. Поэтому средневековые
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и непорочность, освобождение от грехов. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый саван означает переход в иной, "лучший" мир, очищение от грехов.
В различные отрезки средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого духа, божественного откровения, просветления. Но позднее, желтый приобретает негативный смысл. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.
Пурпурный в средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния.
Фиолетовый и синий считались мистическими цветами. Н.Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Синий (голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
В отличие от синего, зеленый являлся больше "земным", означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства, искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха, дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного развился аспект "ритуальной смерти", смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.
Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл, особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали нищету, безнадежность, убогость, мерзость.
Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на "высшие" и "низшие". К "высшим" относились белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный) результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния. Белый - состоянию просветления, восхождения, откровения и прощения. Красный - ступени страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным цветом в этой триаде считался черный. Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии существовала цветовая систематика химических элементов и специфические цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".
5.2. ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д. способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами блага, божественного начала, но не отождествляются с Богом.
Белый выражает чистоту и духовность.
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество. Вместе с тем, желтому соответствовали и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман считался священным, магическим, имеющим большую "жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Символизировал он и любовную страсть.
Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах.
Синий и фиолетовый (цвета тени) ценились за их мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет имел и значение обманчивости земной жизни, миража.
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет. Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.
Если цвет замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным о бренности их существования.
ГЛАВА 6. РЕНЕССАНС
С
началом эпохи первых буржуазных
революций, реформации, становления
капиталистической формы
Возникают попытки связать цвет с физическими свойствами материи. Так Бернандино Телезио в своем труде "Происхождение цветов" ставит в соответствие цветам две "неуничтожимые субстанции" - тепло и холод.
В эпоху Возрождения создавались и метафизические концепции цвета. Свет в них трактовался как духовная субстанция, а темнота символизировала косную материю. Марсилио Фичино вводит категорию "идеи цвета". Каждый (из 12) цвет в его систематике символизировал какую-либо стихию или силу. Например, черный - материя, коричневый - земля, синий - воздух, белый - духовный свет, блеск и сияние, Бог.
Спускаясь с высот метафизики, можно обнаружить и бытовую сторону цветовой символики в Европе. Например, существовал "цветовой код" одежды. По Коронато Оккольти белый и красный цвет в одежде выражают любезность, уверенность, достоинство. Коричневый и серый означали умеренность, практичность, трезвый расчет.
В эпоху Возрождения возникли первые цветовые системы психологических свойств человека. Это ознаменовало новый этап в развитии цветовой символики. Джан Паоло Ломаццо (15 в.) поставил цвет в соответствие тому или иному темпераменту. По Ломаццо, белому соответствует флегматический темперамент, черному - меланхолический, красному - сангвинический, а желтому - холерический. Темные, землянистые, свинцовые оттенки он связывал с печалью и меланхолией. Зеленые и светло-красные - с весельем и радостью. Ломаццо видит связь между цветами и температурными ощущениями. Самым "холодным" он полагал белый, а "теплым" - черный.
ГЛАВА 7. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКИ В 17-19 ВЕКАХ
Достижения физической оптики 17 века в лице И. Ньютона привели к тому, что в эпоху Просвещения в Европе цветовой символ, практически, лишился своего теологического содержания. Если и упоминалось о связи цвета и света со сверхчувственным миром, то, в основном, в метафорическом плане. Сам И. Ньютон сравнивал семь спектральных цветов с семью нотами октавы.
Цветовой
символизм Просвещения
Одним из авторов такой цветовой системы является немецкий ученый И. Цан (17 в.). Цан исходил из идеи, что цвет находится в определенной (жесткой) связи, практически, со всеми явлениями и категориями и, поэтому, через цвет можно выразить весь мир.
Белый | Желтый | Красный | Синий | Черный |
Чистый свет | Очень легкая тень | Окрашенный свет | Тень | Темнота |
Радость | Омраченная радость | Чувствительность, с горечью | Строгость | Горечь |
Огонь | Эфир | Воздух | Вода | Земля |
Детство | Юность | Молодость | Возмужалость | Старость |
Ум. Разум | Внимание | Безумие | Праздничность | Неизвестность |
Бог | Ангел | Человек | Зверь | Растение |
Звук первой струны | Вторая струна лиры | Средняя нота | Предпоследняя нота | Звук последней струны |