Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:55, реферат
Цвет оказывает на человека физиологическое, психологическое и эмоционально-художественное воздействие, но объективные критерии эмоционально-художественного воздействия разработаны недостаточно, поэтому в цветочном оформлении мы можем с наибольшей надёжностью использовать физиологическое и психологическое воздействие цвета. В работе дано краткое описание цветовых ассоциаций, пространствообразующие свойства цвета, символика, воздействие цвета на человека
Введение
1. Краткое описание цветовых ассоциаций
2. По Люшеру (тест)
3. Пространствообразующие свойства цвета/ тона
4. Цвет и человек
5. Символика цвета
6. Цвет в индивидуальной и общественной практике человека
Заключение
Список литературы
Желто-коричневый (охра) цвет кажется сухим, зеленовато-синий (кобальт) - влажным, розовый - слащавым, красный - теплым, оранжевый - кричащим, фиолетовый - тяжелым, желтый - легким. Это действие цвета вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.
Ниже приводятся основные характеристики кажущегося воздействия цветов.
Белый |
легкий |
|||
Желтый |
легкий |
теплый |
сухой |
|
Оранжевый |
теплый |
сухой |
кричащий, громкий | |
Красный |
тяжелый |
теплый |
сухой |
кричащий, громкий |
Фиолетовый |
тяжелый |
|||
Синий |
тяжелый |
холодный |
влажный |
тихий, спокойный |
Зеленый |
прохладный |
влажный |
спокойный | |
Голубой |
легкий |
влажный |
тихий, спокойный | |
Коричневый |
тяжелый |
теплый |
влажный |
|
Черный |
тяжелый |
сухой |
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Это влияние очень тесно связанно с оптическими свойствами цвета.
Абсолютно зеленое есть самый спокойный цвет. Он никуда не движется и не имеет ни призвука ни радости, ни печали. Это постоянное отсутствие движения благотворно действует на утомленных людей, но может и прискучить со временем.
При введении в зеленый цвет желтого цвета он оживляется, становится более активным. При добавлении синего, наоборот, начинает звучать иначе, он делается более серьезным, вдумчивым. С другой стороны, желтый цвет беспокоит человека, колет его, возбуждает. Сравненное с состоянием человеческой души, его можно было бы употребить как красочное выражение безумия, слепого бешенства (желтый цвет Достоевского). Синее же склонно к углублению. Чем глубже, темнее становится синий цвет тем больше он зовет человека к бесконечному, будит в нем голод к чистоте и сверхчувственному. Очень темное синее дает элемент покоя. Доведенный до приделов черного синий цвет получает призвук печали. Становясь более светлым синий приобретает равнодушный характер и становится человеку далеким и безразличным, как голубое небо. И становясь светлее все более беззвучный, пока не дойдет до беззвучного покоя - станет белым.
Часто белый тон определяется как "некраска". Он есть как бы символ мира где исчезают все краски, все материальные свойства. Поэтому и действует белый тон на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы немертвое, а наоборот полное возможностей. Черный тон, наоборот, воздействует как нечто без возможностей, как мертвое пятно, как молчание без будущего. Равновесии белого и черного рождает серое, естественно серый тон не может дать ни движения, ни звука.
Серое - беззвучно и бездвижно, но эта неподвижность другого характера чем у зеленого цвета, рожденного двумя активными цветами - желтым и синим. Поэтому серый тон - это безутешная неподвижность.
Красный цвет, мы воспринимаем как характерно теплый цвет, воздействует внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет не имеющий, однако, легкомыслия желтого. В отличие от желтого красный цвет как бы пылает внутри себя. Но идеально красный цвет очень сильно меняет своё влияние при изменении цвета. При добавлении в красный цвет черного возникает тупое, жесткое, не способное к движению коричневое. В более холодном оттенке красного пропадает активность пламени. Становясь оранжевым красное приобретает лучеиспускание желтого, но постоянно сохраняет серьезность.
Фиолетовый цвет - это как бы охлажденный красный, поэтому он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное.
Выбор предпочтительно (любимого) цвета человеком определяется его характером и зависит, также от социального фактора.
На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности:
голубой - фиолетовый - белый - розовый - пурпурный - красный - зеленый - желтый - оранжевый - коричневый - черный.
Характер и выразительность
цвета может значительно
5. Символика цвета
Символика цвета опирается
на объективные особенности
зеленое - весна,
пробуждение, надежда
синие - небо, чистота
красное - огонь, кровь
желтое - солнце, жизнь
черное - темнота, страх, неясность, смерть
Такая мотивировка имеет
в своей основе обыденный опыт,
который дополняется
С другой стороны одному и тому же абстрактному понятию соответствуют различные цвета.
Любовь - материнская - белый, к Богу - синий, к себе - желтый, к любимому - красный, к другу - зеленый, секс - черный.
Это можно сказать про
максимально насыщенные цвета, т.к.
при изменении цвета его
В таблице приведены металлы и ювелы, соответствующие данным цветам, а также символические значения, которыми геральдика наделяет соответствующие цвета.
красный |
синий |
зеленый |
черный |
желтый, |
белый, |
пурпурный |
рубин |
сапфир |
изумруд |
алмаз |
топаз |
жемчуг |
аметист |
право |
слава |
свобода |
постоянство |
верховенство |
чистота |
высоко- |
6. Цвет в индивидуальной и общественной практике человека
Исключительно велика роль цвета в жизни и деятельности каждого отдельного человека и общества в целом: в промышленности, транспорте, искусстве, современной технике передачи информации.
В быту и на производстве
цвета и их сочетания интенсивно
используются как символы, заменяющие
целые понятия в правилах поведения.
Так, сигнальные огни того или иного
цвета на транспортных магистралях
разрешают или запрещают
Особо важное значение цвет имеет для повышения качества и стандартности промышленной продукции. Как показатель высокого качества продуктов цвет незаменим в случаях, когда др. объективные или субъективные методы по тем или иным причинам нельзя применить либо когда их применение требует длительной и трудоёмкой работы или дорогостоящей аппаратуры. Поэтому широкое распространение получили компараторные методы идентификации цвета многих пищевых продуктов и веществ, используемых в химической, лёгкой и пищевой промышленности, а также в др. областях народного хозяйства. Для практического применения этих методов выпускаются различные цветные таблицы, атласы, образцы красок, компараторы, колориметры, цветные фотометры и денситометры.
Существует объективный
зрительно-психологический факт восприятие
объектов по подобию.
Наш глаз и психика прежде
всего определяют подобные объекты по
каким либо качествам; либо по подобию
форм, либо по подобию цвета.
Психологическое воздействие на человека
оказывают не только отдельные цвета,
но и цветовые сочетания. И здесь очень
большое значение имеет расположение
цветов в пространстве. Например, красный
цвет возбуждает, а зеленый успокаивает,
но расположенные рядом одинаковыми пятнами
они полностью уравновешиваются, и достигается
покой. Напротив, при включении в композицию
постороннего визуала приводит к возникновению
динамического цветового сочетания контрастных
цветов.
Психофизиологическое воздействие цвета
в значительной степени зависит от: большей
или меньшей насыщенности цвета, размера
цветового пятна, расстояния и направления
откуда воздействует цвет. Цвет расположенный
по вертикали воспринимается легким, диагональ
- динамика, горизонталь - устойчивость.
Напряжение цвета внизу - композиция естественная
и устойчивая. Вверху - неестественность
положения, высокое давление. С какого
либо краю - неустойчивость композиции.
Из названия "активные" и "пассивные" вытекает, что определенные цвета обладают большей или меньшей силой эмоционального воздействия. Чтобы нейтрализовать оранжевый и синий цвета, нужно значительно больше синего, чем оранжевого.
Концентрация активного цвета в правом верхнем углу активизирует композицию, все увеличивается в размере. Напротив же, в левом нижнем создает иллюзию пассивности и зрительное сжатие, движение назад.
Цвет, представленный кругом, увеличивает плоскость и создает движение вперед, впечатление усиливается если это желтый, красный или оранжевый круг. Квадрат, окрашенный в холодные тона, наоборот создает впечатление вогнутости и сжатия.
Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом. Существует понятие краевого контраста т.е. равномерно окрашенная поверхность кажется у края светлее или темнее если она граничит с более темной или светлой поверхностью.
На светлом фоне все цвета темнеют, на темном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зеленом фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, желтый цвет на зеленом фоне становиться слегка оранжевым, а красный в окружении зеленого - более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.
Заключение
Оставив в стороне сугубо личное восприятие цвета, можно все же сказать, что вообще людям свойственно приписывать цветам некоторые качества. Выбор качества зависит в некоторой степени от особенностей культуры и образа жизни. Опрос по схеме «хороший-плохой» показал, что в Азии к белому цвету относятся с большим почтением, чем на Западе. Желтый цвет, более чем где-либо, почитают в Таиланде — возможно, причины этого кроются в религии. А в странах с засушливым климатом зеленый цвет считают сильным. Однако общее впечатление таково, что у «значений», которые имеет цвет в разных культурах, больше общих черт, нежели различий. Серый, желтый и белый, как правило, считают слабыми цветами, а красный — сильным и активным. Синий почти повсюду расценивают как «хороший» цвет. В своем восприятии цвета и отношении к нему люди, по-видимому, очень похожи друг на друга.