Цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:15, доклад

Описание работы

Краткое содержание о цивилизации и европейской цивилизации

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.96 Кб (Скачать)

Цивилизация (от лат. civilis  гражданскийгосударственный) — 1)общефилософское значение — социальная форма движенияматерии, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историко-философское значение — единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированностиобщественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.[1]

Одним из первых понятие  «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных классов, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века[2], но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» стали также подразумеваться «локальные цивилизации»[3].

 

Цивилизация как стадия общественного развития

Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти всего XIX в. Её плодотворно использовали Льюис Морган («Древнее общество»; 1877) и Фридрих Энгельс («Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 1884).

Для цивилизации как  стадии общественного развития характерно выделение социума из природы  и возникновение противоречий между  естественными и искусственными факторами развития общества. На данном этапе превалируют социальные факторы  жизнедеятельности человека, прогрессирует рационализация мышления. Для этого этапа развития характерно преобладание искусственных производительных сил над естественными[8].

Также признаки цивилизованности включают в себя: развитие земледелия и ремёсел, классовое общество, наличие  государства, городов, торговли, частной  собственности и денег, а также  монументальное строительство, «достаточно» развитую религию, письменность и т. п[9]. Академик Б. С. Ерасов выделил следующие критерии, отличающие цивилизацию от стадии варварства [10] [прим. 2]:

  1. Система экономических отношений, основанная на разделении труда — горизонтальном (профессиональная и укладная специализация) и вертикальном (социальная стратификация).
  2. Средства производства (включая живой труд) контролируются правящим классом, который осуществляет централизацию и перераспределение прибавочного продукта, изымаемого у первичных производителей через оброк или налоги, а также через использование рабочей силы для проведения общественных работ.
  3. Наличие сети обмена, контролируемой профессиональным купечеством или же государством, которая вытесняет прямой обмен продуктов и услуг.
  4. Политическая структура, в которой доминирует слой общества, концентрирующий в своих руках исполнительные и административные функции. Племенная организация, основанная на происхождении и родстве, замещается властью правящего класса, опирающейся на принуждение; государство, обеспечивающее систему социально-классовых отношений и единство территории, составляет основу цивилизационной политической системы.
 

                         Западная Европа

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

- раннее  Средневековье (V-Х вв.) - идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

- классическое  Средневековье (XI-XV вв.) - время максимального  развития средневековых феодальных  институтов;

- позднее  Средневековье (XV-XVII вв.) - начинает  формироваться новое капиталистическое  общество. Это деление в значительной  степени условно, хотя и общепринято;  в зависимости от этапа меняются  основные характеристики западноевропейского  общества. Прежде чем рассмотреть  особенности каждого этапа, выделим  наиболее важные черты, присущие  всему периоду Средневековья.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее  большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в  других отраслях производства, был  ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в  целом темпы технико-экономической  эволюции.

Эпоха Средневековья  характеризуется исключительно  сильной ролью церкви и высокой  степенью идеологизации общества.

Если в  Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ  мысли, то в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой  для объединения европейцев в  одну семью, складывания единой европейской  цивилизации.

Информация о работе Цивилизация