Автор: m**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 08:09, контрольная работа
Цель работы - рассмотреть взаимосвязь цивилизации и культуры.
Введение…………………………………………………………………………………3
Основная часть:
1. Понятие цивилизации, основные факторы возникновения, типы цивилизаций….4
2. Древние цивилизации, особенность их культуры…………………………...……...7
3. Особенность Российской цивилизации, бинарность культуры………………..…14
Заключение.....................................................................................................................17
Список используемой литературы………………………………………………….18
Отождествление культуры русского народа и русского человека является одной из причин устойчивого существования такого общеизвестного феномена массового и специализированного, культурологического сознания, как «загадочность» и «непредсказуемость» русской души.
Бинарность российской культуры проявляется также в ее амбивалентности, т.е. в одинаково выраженной направленности развития в противоположные, взаимоисключающие стороны.
Характерным признаком российского типа культуры является монументализм, склонность к грандиозным формам культурного самовыражения и самоутверждения.
Российской культуре присущ также иррационализм, выражающийся в непредсказуемости и непознаваемости русскои души. Этот тип характеризуется иллюзорностью, проявляющейся в том, что маргинальность самой культуры выдается за "всечеловечность".
Важным элементом российского типа культуры является так же правовой нигилизм и государственный пиетет, этатизм, отождествляющий власть и авторитет, патернализм как самоограничение потребности политической свободы и чувства политической ответственности.
В целом российский тип культуры и ее субкультуры
плохо подготовлены к диалогу культур,
поскольку сами трудны для понимания и
обнаруживают слабую способность к адекватному
восприятию других культур.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В наше время практически во всех современных цивилизациях культура играет определяющую роль и является важнейшим фактором развития различных обществ. Прежде всего это связано с широким развитием средств массовой коммуникации, этих новых факторов духовного мира обеспечивающих в наше время необходимый контакт между индивидуумом и общественной средой. Сведениями, которые попадают в поле зрения современного человека и который он берет себе на вооружение, он чаще овладевает, пассивно погружаясь в поток сообщений, чем в процессе рационального образования, которое, бесспорно, более методично и лучше организовано, но осуществляется лишь в течение ограниченного периода жизни. Это констатация свидетельствует, что в культурном смысле современная цивилизация – есть “ массовое общество”, в котором доминирующее положение принадлежит “ массовой культуре”. Это говорит об определенной “ коммерциализации” культурных ценностей и превращении их в достаточно доступные для массового потребителя продукт. С социометрической точки зрения процесс приема сообщений культуры через каналы средств массовой коммуникации, обладает двумя противоположными аспектами. С одной стороны, можно рассматривать получение сообщений отдельным индивидуумом, своего рода
отшельником
культуры, в одиночестве слушающем
радио, читающим газету или книгу, уединившемся
в своей лаборатории и т.д. С
другой стороны, можно анализировать процесс
приема сообщений индивидуумом, который
целиком погружен в так называемое социальное
поле, т.е анализировать некоторый коллективный
процесс. В этом процессе индивидуумом
находится в почти непрерывном общении
с себе подобными. Прослушивание радиопередач
в семье, слушание музыки в концертом зале,
просмотр телепередач и кинофильмов и
т.д- все это примеры более или менее коллективного
приема сообщений, при котором реакция
индивидуума отчасти зависит от окружения
и определяет его способ восприятия.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культурология:
Учебное пособие для студентов высших
учебных заведений / Под научн. ред. проф.
Г.В. Драча. Изд. 8-е. — Ростов н/Д: Феникс,
2005. — 576 с.
2. Культурология:
Учебное пособие для студентов вузов/
под ред. А. Н. Марковой. – 4- е изд., перераб.
И доп. – М.: ЮНИТИДАНА,2008.-400.
3. http://www.countries.ru/
4. http://www.panasia.ru/