Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:24, контрольная работа
Cлово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием 1.
Введение ……………………………………………………………….….…….. 3
Хараппская цивилизация ………………………………………….…….. 4
Религии Древней Индии ………………………………………………… 8
2.1. Ведический период …………………………………………….. 9
2.2. Брахманизм ……………………………………………..……... 10
2.3. Индуизм ……………………………………………………..…. 11
3. Древнеиндийская литература и наука …………………………………. 13
4. Архитектура и искусство Древней Индии …………………..….……… 16
Заключение ……………………………………………………………..……… 19
Список использованной литературы ……………
Содержание
Введение
……………………………………………………………….….…….
2.1. Ведический период …………………………………………….. 9
2.2. Брахманизм ……………………………………………..……... 10
2.3. Индуизм ……………………………………………………..…. 11
3. Древнеиндийская литература и наука …………………………………. 13
4. Архитектура и искусство Древней Индии …………………..….……… 16
Заключение ……………………………………………………………..……… 19
Список
использованной литературы ………………………………………….
20
Введение
Cлово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием 1.
Одна
из важнейших задач понимания древнего
мира - осмысление многообразия и уникальности
древних культур, отдаленных от нынешних
временем и пространством. Все они, взятые
вместе и представляющие некое цивилизационное
целое, своим многообразием и уникальностью
в значительной степени повлияли на формирование
и характер современной цивилизации. Именно
в этой роли, своими достижениями, базой
для создания нынешнего научно-технического
мира, их культурное единство и обретает
значимость. Трудно себе представить страну
с более богатой мифологией, чем Индия,
и вряд ли можно найти в иной мифологии
сочетание глубоких философских абстракций
и практических приложений мифа, таких,
как йога, аскеза, наставления в практике
повседневной жизни.
1. Хараппская
цивилизация
Хараппская
цивилизация, или цивилизация долины Инда,
появилась ок. 2500 до н.э. и просуществовала
в первоначальных границах примерно тысячу
лет. Ее территория протянулась на 1600 км:
от побережья Аравийского моря на юге
до предгорий Гималаев на севере, восточная
граница доходила до долины р.Джамны (в
районе Дели) и до Мумбаи (Бомбея) на побережье,
а общая площадь оценивается в 1300 тыс.
кв. км.
Рис. 1. Территория
Хараппской цивилизации
В период расцвета Хараппской цивилизации было построено свыше 800 городов и поселений. Наиболее крупные из известных городов: Мохенджо-Даро на берегу Инда в Синде и Хараппа на берегу Рави в Пенджабе – оба площадью ок. 2,5 кв. км. В каждом из них на высоких платформах из глины и сырцового кирпича были возведены укрепленные цитадели, а также имелись большие зернохранилища.
В качестве орудий труда и оружия жители долины Инда использовали простые изделия из меди или бронзы с низким содержанием олова: плоские ножи, копья, плоские топоры без гнезда для рукоятки, которые давно уже были известны в Западной Азии. Широко применялись примитивные лезвия из кремня, отколотые от приготовленных для этого стержней с незначительной последующей обработкой или без нее. Украшения делали из золота, серебра, меди или фаянса, реже встречается ляпис-лазурь из Афганистана, а также бирюза из северо-восточной Персии 1.
Хараппская письменность, представленная символами на печатях и гончарных пластинах, полностью не расшифрована. Свидетельств о том, что она когда-либо развилась в последовательность условных знаков, подобно вавилонской клинописи или египетской иероглифике, не обнаружено. Это определенно слоговое письмо, текст читается поочередно справа налево, но когда текст заходит на следующую строку – и слева направо. Однако даже общий смысл многих сотен примеров таких записей пока неясен.
Мохенджо-Даро
занимал площадь 2,5 кв. км., а его
население, как полагают некоторые
ученые, могло исчисляться в 35 тыс.
человек (иногда приводится и более
крупная цифра - до 100 тыс. человек).
Жилые дома были различных размеров. Некоторые
достигали трех этажей (об этом свидетельствуют
остатки лестниц) и заканчивались плоскими
крышами. Основным строительным материалом
был обожженный кирпич, но применялся
также и сырец.
Почти в каждом доме был колодец, а на улицах строились общественные колодцы. Одной из самых совершенных на Древнем Востоке была система канализации в городах Индской цивилизации. На улицах имелись специальные отстойники, куда стекались нечистоты; затем грязная вода попадала в каналы, которые, очевидно, регулярно прочищались. Эти каналы строились из кирпича и сверху покрывались также кирпичами и каменными плитами.
При раскопках было обнаружено значительное число женских терракотовых фигурок, что, очевидно, свидетельствует о культе богини-матери.
Многие соображения относительно религии жителей Хараппской цивилизации, развития их скульптуры в значительной степени являются гипотезами, (правильность которых будет проверена, когда ученые разгадают тайны протоиндийской письменности.
К сожалению, до сих пор остается не прочитанной письменность Хараппской цивилизации, но сам факт ее существования свидетельствует о высоком уровне развития этой культуры. К настоящему времени обнаружено более 1000 печатей с надписями; кроме того, надписи найдены иа керамике, металлических предметах.
Проникавшие в долину Инда племена, судя по раскопкам, принадлежали к разным этническим группам. Среди них были племена, обитавшие в Белуджистане, а также племена, имевшие близкое сходство с племенами Ирана. Некоторые группы племен не отличались от хараппцев в этническом отношении и проживали в непосредственной близостей от хараппских центров.
Протоиндийцы не только плавали в Шумер. Они основывали торговые фактории и селились в портовых городах Двуречья. Так, например, при раскопках знаменитого шумерского города Ура археологи обнаружили квартал домов, сделанных из обожженного кирпича и отличных от шумерских построек. "Но они обнаруживают такое поразительное сходство с небольшими и довольно небрежно построенными домами позднего Мохенджо-Даро, что трудно сомневаться, под чьим влиянием они сооружены", – пишет руководитель раскопок Мохенджо-Даро Джон Маршалл 2.
В том же городе Уре археологи обнаружили статуэтку, изображающую, обезьяну, сидящую на корточках. Подобные фигурки обезьян также найдены при раскопках городов протоиндийцев. Их считают древнейшим прототипом Ханумана, помощника витязя Рамы, воспетого в древнеиндийском эпосе "Рамаяна".
В руинах одного из городов Шумера обнаружена расписная ваза. По стилю исполнения она шумерская, но сюжет росписи, ее украшающей, -- протоиндийский. Ибо она изображает горбатого индийского быка – зебу, стоящего перед ритуальными яслями. Этот сюжет – также один из самых распространенных меж тех, что мы находим на протоиндийских печатях с надписями.
Итак,
за исключением военного аспекта, материальная
культура индоариев была неразвита относительно
аборигенов. Эта неразвитость распространяется
и на область изобразительного искусства.
2. Религии
Древней Индии
Следует помнить, что «Индия - это целый мир, такой огромный и многообразный, что он едва поддается описанию» (М. Ганди). Это целое смешение народов, культур, языков, религий, философских школ. Также и индийская религия вбирала в себя все, не отбрасывая старое. На территории Индии на данный момент сосуществуют самые разные религии: индуизм и джайнизм христианство и зороастризм, буддизм и ислам, сикхизм.
И
все же считается, что основной духовной
культуры Индии были и остаются -
Веды. На их основе религия-философия индуизма
проходила свои этапы развития. Причем
речь идет именно о религии-философии,
в которой огромный пантеон богов и ритуальность
сочетались с глубочайшими философскими
концепциями происхождения мира, законов
существования и пути человеческой души.
Само понятие «индуизм» ввели англичане
в конце XVIII - начале XIX вв. Сами же индусы
называют свою религию очень просто - хиндусамайа
(«религия индусов») или хиндудхарма («закон
индусов»). В данный момент к индуизму
относят себя 83% населения Индии. В V–VII
вв. индуизм разделился на два основных
направления - шиваизм (культ Шивы) и вишнуизм
(культ Вишну).
В индийской религии выделяют три основных
периода:
2.1 Ведический
период
По мнению западной науки, этот этап начался в первой половине I тысячелетия до н.э. и продолжался примерно до VII–VI вв. до н.э. По представлениям самих индусов религия Вед зародилась гораздо раньше: 6 тыс. лет назад.
Ведический период берет свое
название от Вед, являвшихся
основным священным текстом и
религиозным авторитетом
Основу писания составляет извечная борьба добра и зла, созидательного и разрушительного начал Природы - девов и асуров.
Богов называли дева («сияющий», «светлый», это слово родственно нашему слову «день»). Многие из них связаны с принципом солнца и света в разных его проявлениях и воплощают силу порядка и гармонии. Не менее сильные существа, враждующие с богами, назывались асурами, от слова асу (особая магическая жизненная сила). Это древние божества хтонической, темной природы, часто описываемые как змееподобные.
Наибольшее число гимнов посвящено царю богов Индре, богу-громовержцу. Вооруженный громовой палицей ваджрой, он разъезжает по небу на колеснице, влекомой могучими конями, ею правит бог Вайю («Ветер»), а сопровождает его дружина Марутов - божеств бури. Главный подвиг Индры, составляющий основу ведийской мифологии, - борьба с Вритрой и такими же змееподобными демонами. Этот ведийский гимн по сути является мифом о сотворении 3.
2.2 Брахманизм
Официальная наука относит этот период индийской религии к периоду VI в. до н.э. - X в. н.э. Это период характеризуется, с одной стороны, развитием религии арийских народов, сохранивших наследие и символы древних вед; древневедийские символы и божества постепенно связываются с различными кастами и образом жизни, характеризующим эти касты. С другой стороны, это период формирования основных философских идей Индии. Параллельно с брахманизмом возникают философские учения буддизма и джайнизма, отрицающие авторитет вед. Также этот период можно назвать этическим, т.к. здесь происходило формирование основных этических концепций индийской философии.
Боги брахманизма. Боги касты кшатриев (воинов).
Каста воинов появляется раньше брахманов. Воины-кшатрии являются подлинными аpистокpатами, давшими импульс зарождению индоевpопейской цивилизации. С этой кастой были связаны особые божества, которым воины посвящали все свои действия. Божества кшатриев не были лишь объектами культа, но являлись для воинов идеальными, небесными правителями.
Индра - владыка неба или небосвода, прототип воина-кшатрия. Основные его характеристики - храбрость, воинская сила и упорство. Он всегда вооружен стрелами, ездит на солнечной колеснице, а в руках держит молнию - свой основной атрибут. Кроме символизма бога войны он ассоциируется с Юпитером и Зевсом. Он победитель дракона Вритры, символизирующего хаотическую материю. Индра изображается двуруким (с молнией и луком в руках) или четырехруким (с двумя копьями в руках). Его священное животное - белый слон Айравата. Местом пребывания Индры считается гора Меру, центр земли.
Митpа
и Ваpуна как олицетворение величия и царственности
кшатриев владеют вселенским царством
и поддерживают в нем порядок и закон.
Будучи его хранителями, они за всем наблюдают
и все поддерживают: от вселенского порядка
и гармонии до клятв, обещаний и договоров
между людьми. Они светятся на небе подобно
звездам: Митpа - днем, а Варуна - ночью.
Варуна подобен греческому Урану, он владыка
физического мира и его изначальных принципов
и законов существования, а также морали.
Ваpуна - это владыка ночного неба, атмосферы
и воды. Ветер - его дыхание, а звезды - его
глаза. Он связывается с Луной и Сомой,
а также с Ямой (богом умерших). Обычно
его изображают в образе белого человека
верхом на драконе Макаpа с бичом в pуках.