Цивилизация Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:03, реферат

Описание работы

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа.

Содержание

Введение
1.Крито – микенский период
2.Гомеровский период
3. Архаический период
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Культурология реферат.docx

— 34.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

Введение

1.Крито – микенский период

2.Гомеровский период

3. Архаический период

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цивилизация Древней Греции позднее стала основой для  возникновения европейской цивилизации, и оказала огромное влияние на развитие средневекового, а, следовательно, и современного мира. «Без того фундамента, который был заложен Грецией, не было и современной Европы»1

Вся история Древней Греции условно делится на несколько  периодов: крито-микенский (XXX-XX вв. до н. э.), гомеровский (XI – IX вв. до н. э.), архаический (VIII – VI вв. до н.э.), классический (V – IV вв. до н. э.) и эллинистический (IV – I вв. до н. э.)

Характерной чертой раннегреческой культуры было удивительное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал значительное место в мировоззрении этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве. В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный путь экономического, политического и духовного развития. Указанный отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

1.Крито-микенский период - время раннего клас. общества, характеризуется высоким, хотя и непродолжит. расцветом всех видов изобразит. иск-ва (см. Эгейская культура, Крито-микенская культура).

Главная для античности древнегреческая  культура формировалась на основе нескольких предшествовавших культур. Критская (минойская) культура (3—2-е тыс. до н. э.) существовала за счет активной морской торговли со всем Средиземноморьем, экспортируя  вино, оливковое масло, изделия художественного  ремесла, оружие и получая взамен цветное стекло и фаянс из Египта, медь с Кипра, коней с сирийских  пастбищ, слоновую кость и драгоценные  металлы из Ливии.

Крито-микенская цивилизация  — первая в Европе — возникла примерно на рубеже 3-2-го тыс. до н.э. Ее материальная основа включала производящее хозяйство, медно-бронзовую металлургию, городские поселения с оборонительными  стенами, дворцы.

Города на Крите и материковой  Греции формировались вокруг дворцов. На Крите они были неукрепленными, на материке — крепостями. Размеры этих сооружений грандиозны. Один из дворцов на Крите занимал площадь в 10 тыс. кв. м и имел два или три этажа. Крепость в Микенах отличалась стенами толщиной до 10 м и высотой до 18 м.

Дошедшие до нас памятники  — в основном дворцы и захоронения  знати, где найдено огромное количество предметов, представляющих блестящие  образцы ремесла и искусства. Это сосуды из керамики, камня и  металла, бронзовое оружие, изделия  ювелиров.

Микенцы и особенно критяне были отличными мореходами и построили флоты, состоявшие из парусно-гребных кораблей, способных совершать дальние морские походы. Критяне изобрели киль и шпангоуты, чем придали большую прочность корпусу судна.

Крит стал первой морской  державой на Средиземном море, его  общество можно охарактеризовать как  восточную деспотию, где земля  принадлежала государству. О его  патриархальном укладе свидетельствуют  групповые гробницы и двухэтажные  жилища.

Безусловное господство на море давало критянам возможность не строить оборонительных сооружений. Сохранились дворцы в Кноссе и Фесте, царская вилла, дома вельмож. Дворец в Кноссе напоминает город-лабиринт: там помещаются залы для зрелищ и состязаний, жилые помещения, мастерские и др. Являясь как бы продолжением холма, дворец снаружи — живописное чередование лестниц и террас, каменных и кипарисовых колонн. В залы свет проникает из типичного для Крита открытого центрального двора, а также через специальные отверстия в перекрытиях и потолках: теплый климат позволял обилие проемов. На стенах дворцов - яркие фрески совершенной техники исполнения и гипсовые рельефы, изображающие сцены придворной жизни, животных и растения: кабан, преследующий зайца, кот, подкарауливающий петуха, сцены игры с быком, танцовщицы и юноши с ритуальными сосудами, придворные дамы в пышных юбках, затянутые в корсеты и с обнаженной грудью.

Реализм фресок первого стиля  сменяется стилизацией и скованностью второго стиля, фрески которого более  похожи на орнамент. Ярко выражена и  стилистическая эволюция в керамике: геометрический многоцветный рисунок  сменяется на сосудах рисунком натуралистическим, а затем - стилизациями, близкими к  орнаменту.

2.Гомеровский период

Греция XI-IX вв. до н. э. была бедным, жестоким, можно сказать, варварским обществом. Но в ее глубинах зрели  предпосылки невиданного культурного  взлета. Гомеровский период – не только время упадка и застоя, но и время накопления сил перед  решающим рывком. Сам этот рывок  пришелся уже на следующую, архаическую  эпоху истории греческой цивилизации. Однако первые значительные достижения были сделаны в конце гомеровского периода. Это и формирование оригинальной религиозно-мифологической системы, и  изобретение алфавита, и, конечно, сами гомеровские поэмы.

Поэмы эти заняли ни с  чем несравнимое место в жизни  и культуре греков, стали недосягаемым образцом на все времена. Когда древний  грек говорил просто «поэт», он имел в виду Гомера. «Илиада» и «Одиссея»  были одновременно и букварем (по ним  дети учились читать), и энциклопедией (в них искали ответы на все жизненные  вопросы), и священным писанием (хотя непререкаемой догмой они не стали: с Гомером, с его суждениями о  богах можно было спорить и  даже порицать их). Гомеровским наследием  жила вся античная литература, а  впоследствии, в значительной степени, и европейская литература Нового времени

Греческое искусство XI-IX вв. до н. э. несет на себе печать несомненного упадка. Архитектурные сооружения этого  времени до нас не дошли, поскольку  строились они из непрочных материалов. Однако раскопки их фундаментов позволяют  установить, что постройки эти, за очень редкими исключениями, были крайне незамысловатыми. Скульптура сводилась  к небольшим металлическим и  глиняным изображениям людей и животных; были также деревянные статуи богов. Внешний вид всех этих изделий  отличался грубостью и даже неуклюжестью.

В гомеровский период господствует керамика так называемого геометрического стиля. Поверхность сосуда разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: зигзагами, треугольниками, ромбами, квадратами, звездами и др. Позже начинают появляться сцены из жизни людей, также включенные в орнамент и составляющие его часть. Это – сцены похорон, сражений, скачек на колесницах. Строгость, цельность, органичное выражение определенной художественной картины мира делает лучшие произведения геометрического искусства (например, амфоры-надгробия с Дипилонского кладбища в Афинах) подлинными шедеврами.

В конце гомеровского периода, в IX в. до н. э., произошло важнейшее  событие в истории древнегреческой  культуры: греки вновь обрели письменность. Это случилось в результате восстановленных  ими связей с цивилизациями Ближнего Востока, где традиции грамотности  никогда не прерывались. Письменность зародилась, очевидно, в греческих  торговых базах на побережье Сирии, а оттуда распространилась по всей Элладе.

 

Именно греческий алфавит  стал прародителем всех современных  европейских алфавитов: и латинского, перенятого народами Западной Европы, и кириллицы, применяемой в нашей  стране.

Греки забыли секреты каменного  строительства, фресковой живописи. Дошедшие до нас ремесленные изделия  этой эпохи несут печать примитивизма и отсталости. Эллада как бы погрузилась  во мрак.

Впрочем, регресс не был  абсолютным. В частности, именно на рубеже II—I тыс. до н. э. греки освоили  технику выплавки и обработки  железа. Не исключено, что ее принесли с собой дорийцы. В предшествующую эпоху железо было редким, привозным  металлом, использовавшимся лишь для  изготовления украшений. С XI в. до н. э., однако, появляется железное оружие, а  чуть позже – и железные орудия труда. Введение в обиход дешевого и  широкодоступного металла было настоящим  техническим переворотом. Греция вступила в железный век.

В числе прочих достижений микенской культуры было забыто и  линейное письмо. Грамотность и раньше была привилегией лишь узкого слоя дворцовой бюрократии; теперь, с  падением дворцов, в ней не было больше надобности. Греция на несколько веков  вновь стала бесписьменным обществом. Оттого-то мы так мало и знаем  об истории этих веков, оттого-то их часто и называют «темными». Некоторые  сведения дают нам раскопки поселений  и некрополей рассматриваемой эпохи. Но гробницы молчат. И главным источником наших знаний о «темных веках» продолжают оставаться поэмы Гомера. Весь период XI-IX вв. до н. э. принято поэтому в науке обозначать как «гомеровский».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Архаический период - время становления антич. рабовладельч. общества. В 8-7 вв. до н. э. в Ионии, наиболее передовой части Греции, в связи с потребностями ремесл. произ-ва, с. х-ва и торговли, получили развитие естеств.-науч. и математич. знания, хотя дифференциация наук произошла лишь в 4 в. до н. э. Виднейший представитель ионийских ученых Фалес Милетский (ок. 624-547 до н. э.) достиг больших успехов в астрономии, что позволило ему правильно предсказать солнечное затмение 585 до н. э., разработал учение о подобных треугольниках, имевшее большое значение для мореходства, а также умел определять высоту пирамид по длине отбрасываемой ими тени. Ученик Фалеса Анаксимандр впервые составил схему светил ночного неба, необходимую для ориентировки по звездам, и первую у греков геогр. карту. К этому же времени относится начало греч. медицины, основанной на практике врачевания.

Попытка обобщения сведений об окружающем мире привела к возникновению  философии, характеризующейся на первых порах стихийным материализмом  и диалектикой. Наблюдения наталкивали  философов на мысль о материальности окружающего мира и о всеобщей связи явлений. Наивысшее развитие ионийская философия получила в  работах эфесского мудреца Гераклита (ок. 544 до н. э., год смерти не уст.), одного из основоположников диалектики. Окружающий мир Гераклит воспринимал как непрерывный процесс движения и становления, причем развитие, по Гераклиту, происходит через борьбу противоположностей.

. Поражение родовой знати  в политич. борьбе и связанное с ним разочарование заставили многих лириков 6 в. до н. э. отойти от обществ. тематики и посвятить свое творчество радостям личной жизни. Любовными и застольными песнями прославился ионийский поэт, переселившийся затем в Афины, Анакреонт (6-5 вв. до н. э)

В конце периода появились  прозаич. произв. - басни, описания путешествий (периплы), а также бытовые или ист. рассказы, от к-рых дошли лишь незначит. отрывки. Авторы соч., посвященных отд. вопросам местной истории, мифологии и географии, т. н. логографы, - Кадм, Гекатей Милетский (6-5 вв. до н. э.), Ксанф Лидийский и Гелланик из Митилены (5 в. до н. э.) стремились ввести мифы и предания в определенные геогр. и хронологич. рамки.

В этот период сложились  осн. черты др.-греч. изобразит. иск-ва, появились гл. архит. ордера, развилась скульптура, живопись. Храмы 7 в. до н. э. (периптеры) - прямоугольные приземистые здания, сильно вытянутые в длину, окруженные со всех сторон массивной колоннадой и перекрытые двускатной крышей (храмы Геры в Олимпии, Аполлона в Коринфе и др.). Два осн. архит. ордера этого времени - суровый, неск. тяжеловесный дорийский, и более легкий и нарядный ионийский. Развивается декоративная и статуарная пластика. Фигуры статичны, позы скованы, напряжены; художник не в состоянии передать движения человеч. тела; лица оживлены условной "архаич." улыбкой (т. н. архаич. аполлоны, или куросы-юноши). В статуях подчеркнуты внутр. спокойствие, сила; формируется тип прекрасного и мужеств. человека.

О живописи этой эпохи можно  судить по лит. источникам и по расписной керамике, где нередко повторялись и варьировались сюжеты известных картин. В 6 в. до н. э. вазы расписывались черным лаком по светлому фону глиняного сосуда (чернофигурная техника); в кон. 6 в. до н. э. фон покрывался черным лаком, а само изображение сохраняло цвет глины (краснофигурная техника).

Около 1450 г. до н.э. на Крит вторглись  греческие (ахейские) племена, более  примитивные и воинственные, которые  подпали под влияние критской культуры и сохранили лишь некоторые  черты своей родной северной культуры, например, носили усы и бороды. Центром  новой цивилизации стал город  материковой Греции Микены. Во главе  государства стоял царь с довольно обширным окружением и развитой сетью  чиновников. Правитель являлся крупнейшим землевладельцем, но также собирал  и подати. Наряду с его наместниками в некоторых районах остались и местные цари, при некоторых  из них существовали еще советы старейшин. Цари, противостоявшие земледельческим  общинам, по-видимому, выделились из воинской верхушки; иногда они были пришельцами.

Информация о работе Цивилизация Древней Греции