Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:28, реферат
уществуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, П. Сорокин - метакультурами, А. Тойнби - цивилизациями.
План:
1. Введение………………………………………………………………….2
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы цивилизаций………………………………………………..12
2.3 Будущее цивилизаций………………………………………………21
3. Заключение……………………………………………………………..24
Библиографический список……
Реферат
по курсу культурологии
Тема:
«Цивилизационная концепция культуры
А. Тойнби»
План:
1.
Введение…………………………………………………………
2. Основная часть.
2.1 Цивилизации А. Тойнби……………………………………………...4
2.2 Судьбы
цивилизаций……………………………………………….
2.3 Будущее
цивилизаций………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….26
Жизнь цивилизаций продолжительна,
они занимают обширные территории, а
число людей, охватываемых
цивилизациями, как правило, велико.
Они имеют тенденцию к распростране-
нию путем подчинения и ассимиляции
других
обществ…
А.
Дж. Тойнби
1.
Введение
Существуют различные трактовки термина «цивилизация». Для выработки более или менее точного определения цивилизации необходимо изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер - развитыми культурами, П. Сорокин - метакультурами, А. Тойнби - цивилизациями.
Но все-таки можно дать наиболее точное определение данному понятию. Цивилизация - это определенная ступень общественной истории, длительного периода развития народов и мира в целом, определяемая наличным состоянием социальной структуры и духовного мира.
Сегодня проблема цивилизаций ставит перед исследователями такие задачи, решение которых предполагает научный подход и философскую проработанность. К числу таких проблем относятся прежде всего такие, как сущность кризисов, переживаемых отдельными культурами, в частности западноевропейской культурой; будущее западного мира; усиление культурной идентичности и всплеск национализма; отношение современного человека к религии, технике, науке; взаимоотношения Востока и Запада и др.
В выработке определения понятия цивилизации и оценки конкретных цивилизаций многое зависит от позиции исследователя. К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится прежде всего теория А. Дж. Тойнби, который продолжает линию Н. Данилевского и О. Шпенглера.
Его теория может считаться кульминационным пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и макросоциологической науки. Другой его труд под названием «Цивилизация перед судом истории» посвящен, главным образом, вопросам столкновения цивилизаций в современную эпоху.
В исследовании «Постижение истории» на основе глубокого изучения колоссального объема фактов мировой истории Тойнби предпринимает попытку переосмыслить тенденции общественно-исторического развития человечества в духе теории локальных цивилизаций. Мысли, концепции, определения, факты, страны и народы, прошлое и будущее сливаются в сложнейший узор, скорее указывающий на присутствие тайны, чем придающий четкость и последовательность изложений событий прошлого.
Тойнби полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, «вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев - словом, в области культуры». Тойнби отмечает, что под цивилизацией понимается «наименьший блок исторического материала, к которому обращается тот, кто пытается изучить историю собственной страны». Именно эти пределы во времени, пространстве, культуре дают интеллигибельную единицу цивилизации. Для Тойнби цивилизация - это достигшая пределов самоидентификации культура, в пределе это может быть человеческая или глобальная цивилизация. Шкала критериев классификации цивилизаций у Тойнби весьма подвижна, хотя два из них остаются стабильными - это религия и форма ее организации, а также «степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло».
Начиная с 21 цивилизации, Тойнби к концу своего многотомного сочинения по ходу дела утрачивает 8, но, кажется, не дает себе труда заметить потерю, увлекаемый потоком осмысления движения или неподвижности истории.
Цель данного реферата - рассмотреть классификацию цивилизаций Тойнби, стадии их развития, а также показать будущее данных цивилизаций.
2. Основная часть
2.1.
Цивилизации А. Тойнби
Понять историю отдельной страны, как правило, невозможно без учета ее связей и взаимодействий с другими странами. Чтобы объяснить события ее истории, приходится сопоставлять их с тем, что происходит в других странах. Но отсюда не следует, что исследование истории какой-либо страны должно захватывать весь мир и все прошлое человечества. Например, историку, изучающему историю Киевской Руси, необходимо учитывать ее отношения с Византийской империей: без этого, скажем, нельзя объяснить, откуда, как и почему на Руси распространилось православие. Однако ему совсем не обязательно вовлекать в свое исследование материал, относящийся к истории Китая, Греции или Испании: хотя, возможно, какие-то связи этих стран с Киевской Русью и имели место, но сколько-нибудь существенным образом повлиять на ход ее истории они не могли. Поэтому историк Киевской Руси вполне может абстрагироваться от них.
Итак,
есть основания полагать, что существует
некоторое поле исторического исследования,
в рамках которого можно объяснить ход
интересующих историка процессов. Эти
«умопостигаемые поля исторического исследования
… представляют собой к настоящему времени
общества с более обширной протяженностью
как в Пространстве, так и во Времени, чем
национальные государства, города-государства
или любые другие политические союзы»*.
Ведь историк, оставаясь в его границах,
должен иметь возможность разобраться
во всех аспектах социальной жизни общества
- не только в политическом и экономическом,
но и в культурном, который оказывается
наиболее глубоким и фундаментальным.
Поэтому поле исторического исследования
охватывает достаточно обширную пространственно-временную
область, в которое располагается общество,
могущее состоять из некоторого множества
государств. Это общество представляет
собой целостное историческое образование,
которое и является «социальным атомом»
- основной единицей истории: «Общество,
а не государство есть тот социальный
«атом», на котором следует фокусировать
свое внимание историку»**.
* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 45.
**
Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва,
2002, с. 45.
Общество такого типа Тойнби называет цивилизацией. Каждая цивилизация представляет собой замкнутый и независимый от других мир. Конечно, полностью изолированной от внешних воздействий цивилизации, по-видимому, не существует. Но все же каждая из них обладает относительной самостоятельностью, достаточной для того, чтобы можно было при анализе хода ее истории абстрагироваться от влияния на нее со стороны других цивилизаций.
Географические границы области, занимаемой какой-либо цивилизацией, со временем могут изменяться. Но «ни одно из исследуемых обществ не охватывает всего человечества, не распространяется на всю обитаемую Землю и не имеет сверстников среди обществ своего вида; наше западное общество, например, не воспринималось как нечто целое, пока эллинское общество, будучи одним из первоначальных представителей обществ данного вида, не достигло своей зрелости»*. Всемирная история есть история различных цивилизаций, сосуществующих рядом друг с другом.
Длительность
существования отдельной цивилизации
больше, чем срок жизни любой отдельной
нации, но в то же время меньше срока, отпущенного
человечеству в целом. Это заставляет
Тойнби обратиться к вопросу о непрерывности
истории. Он различает, с одной стороны,
непрерывную последовательность фаз истории
одной и той же цивилизации ( аналогично
периодам жизни отдельного индивида),
а с другой - непрерывную связь во времени
между разными цивилизациями (которая
напоминает отношения между родителями
и их детьми). Очевидно, что во втором случае
- при «сыновне-отеческой» непрерывности
- «преемственность в развитии обществ
выражена значительно слабее». Но, тем
не менее, она подобно генетической наследственности
определяет сходство культур.
В отличие от Шпенглера, которого совершенно не интересовали никакие другие культуры, кроме выделенных им восьми «великих», Тойнби как историк озабочен тем, чтобы описать все исторически существовавшие цивилизации.
В сравнительном исследовании цивилизаций Тойнби изучает и описывает шесть представителей вида - пять живых и один мертвый, а также две группы реликтов. В результате более детального анализа было выявлено еще тринадцать представителей.
Попробуем кратко рассмотреть некоторые из данных видов обществ.
1. Православное христианское общество.
* Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва, 2002, с. 45.
6
Православное христианское общество, подобно западному христианскому, находится в сыновнем родстве с эллинским обществом, а отсюда следует вывод, что одно общество может находиться в «отечески родственных» отношениях с несколькими разными обществами. Чтобы понять, как это возможно, обратимся к географическому фактору.
«Стержневая
ось» православного христианского мира
берет свое начало в центре Эллинского
мира, в Эгейском море. Экспансия православного
христианского общества шла не по прямой:
на северо-востоке оно сначала закрепилось
в Грузии, а позже оно перевалило через
Кавказский хребет, достигнув Алании,
откуда был открыт выход в Великую Евразийскую
степь; на северо-западе оно охватило Балканы.
Православное христианство распространялась
и вдоль «поперечной оси», которая пересекала
главную ось в Константинополе. Морской
путь привел православное христианство
к «отеческому» эллинскому обществу. «Дифференциация
западного и православного христианства
породила два различных общества. Из одной
«куколки» - католической церкви - образовались
два самостоятельных организма: римско-католическая
церковь и православная церковь»*.
2. Иранское и арабское общества. Следующее живое общество - исламское. Обращение к первоисточникам его истории вызывает обнаружение наличия универсального государства (Багдадский халифат Аббасидов), универсальной церкви (ислам) и движения племен (движение тюркских и монгольских кочевников Великой степи и др.). Обнаруживаются и признаки отеческого общества. Исламское общество зародилось на территории азиатского плоскогорья, образуя постепенно ряд самостоятельных государств, от которых происходят почти все государства современного исламского мира. Два исламских общества сыновне родственны одному более старому обществу, которое находится «за пределами видимого исторического горизонта».
3.
Сирийское общество.
Сирийское общество является отеческим
по отношению к иранскому и арабскому.
Определим месторасположение родины иранского
и арабского обществ в отношении к их отеческому
обществу. Основная линия иранского общества
оказалась на значительном удалении от
отеческого сирийского общества. С другой
стороны, родина арабского общества в
Сирии и Египте не только совпадает с родиной
сирийского общества, но и включает ее
полностью.
*
Тойнби А. Дж. Постижение истории. Москва,
2002, с. 49.
4. Индское общество. Является живым обществом. Универсальное государство в этом случае - империя Гуптов (375 - 475 гг. до н.э.), вселенская церковь - это индуизм, движение племен исходило от гуннов Евразийской степи. В индуизме можно увидеть неиндские наслоения, например - поклонения божествам в иконической форме. Родиной индского общества были долины Инда и Ганга.
Информация о работе Цивилизационная концепция культуры А. Тойнби