Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 19:10, доклад
В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Закономерно, что оно является центральным и в межкультурной коммуникации. Среди огромного количества научных категорий и терминов трудно найти другое понятие, которое имело бы такое множество смысловых оттенков и использовалось бы в столь разных контекстах. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура поведения», «культура общения», «культура чувств» и др. В обычном словоупотреблении термин «культура» служит оценочным понятием и выражает определенную совокупность черт личности человека, которые точнее было бы назвать не культурой, а культурностью. В науке обычно говориться о «культурных системах», «культурной динамике», «типологии культур» и т.д.
1.В современных гуманитарных
науках понятие «культура» относится
к числу фундаментальных. Закономерно,
что оно является центральным и в межкультурной
коммуникации. Среди огромного количества
научных категорий и терминов трудно найти
другое понятие, которое имело бы такое
множество смысловых оттенков и использовалось
бы в столь разных контекстах. Для нас
вполне привычно звучат такие словосочетания,
как «культура поведения», «культура общения»,
«культура чувств» и др. В обычном словоупотреблении
термин «культура» служит оценочным понятием
и выражает определенную совокупность
черт личности человека, которые точнее
было бы назвать не культурой, а культурностью.
В науке обычно говориться о «культурных
системах», «культурной динамике», «типологии
культур» и т.д. Так, по подсчетам американских
культурных антропологов А. Кребера и
К. Клакхона, с 1871 по 1919 гг. различными науками
было дано семь определений культуры,
с 1920 по 1950 их число возросло до 150. В настоящее
время различных определений культуры
насчитывается более 500 Все эти определения
Кребер и Клакхон разделили на 6 классов
(типов).
1. Описательные определения, которые интерпретируют
культуру как сумму всех видов человеческой
деятельности, обычаев, верований.
2. Исторические определения, которые связывают
культуру с традициями и социальным наследием
общества.
3. Нормативные определения, которые рассматривают
культуру как совокупность норм и правил,
организующих человеческое поведение
4. Психологические определения, в соответствии
с которыми культура представляет собой
совокупность форм приобретенного поведения,
возникающих в результате приспособления
и культурной адаптации человека к окружающим
условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют
культуру в виде различного рода моделей
или единой системы взаимосвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основывающиеся
на понимании культуры как результате
адаптации человеческих групп к среде
своего обитания.
Культура представляет собой
крайне сложное и многогранное явление,
выражающее все стороны человеческого
бытия. Она включает в себя все, что создано
человеческим разумом и руками. Поэтому
культура изучается целым рядом наук:
семиотикой, социологией, историей, антропологией,
аксиологией, лингвистикой, этнологией
и др. Каждая из наук выделяет в качестве
предмета своего изучения одну из ее сторон
или одну из ее частей, подходит к ее изучению
со своими методами и способами, формулируя
при этом свое понимание и определение
культуры.
В повседневной жизни понятие «культура»
употребляется, как минимум, в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевается
отдельная сфера жизни общества, которая
существует в виде системы учреждений
и организаций, занимающихся производством
и распространением духовных ценностей
(общества, клубы, театры, музеи и т.д.).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность
ценностей и норм, присущих большой социальной
группе, общности, народу или нации (элитарная
культура, русская культура, культура
молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется
как выражение высокого уровня достижений
человека в какой-либо деятельности (культура
быта, культурный человек в значении «воспитанный
и образованный» и пр.). Обыденные представления
о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению
с художественной культурой (искусством)
или же с образованностью и воспитанностью
человека. Однако наиболее распространенным
обыденным значением понятия «культуры»
является его понимание как совокупности
материальных предметов, объектов, идей,
образов, созданных человеком на протяжении
его истории. В этой интерпретации культура
предстает как сумма всех достижений человечества,
как «вторая природа», сотворенная самим
человеком, образующая собственно человеческий
мир в отличие от дикой природы.
2. Описательный подход, представляющий культуру как сумму, результат всей деятельности человека, то есть как совокупность предметов и ценностей, из которых складывается этот результат. Отметим определенные недостатки такого подхода. Во-первых, культура предстает в этой концепции в статичном состоянии - в виде набора застывших продуктов деятельности человека. Во-вторых, жестко разводятся материальная и духовная области культуры. Такое разведение нередко из социальной философии проникает в историческую науку. Можно вспомнить, что академический Институт археологии в свое время назывался Институтом истории материальной культуры, что заведомо неверно, ибо археология по добываемым предметам исследует и историю духовной жизни общества. Оценочный (аксиологический) подход, при котором "культурность" и "некультурность", равно как и степень культурности, определяются путем соотнесения оцениваемого с тем, что избрано в качестве эталона. Вполне понятно, что такой подход носит в значительной степени произвольный и относительный характер. Так, с точки зрения европоцентризма мерой культурности всех остальных исторических регионов оказывается степень их приближенности к европейской культуре. При этом игнорируется приспособительная функция культуры: ведь то, что с европейской колокольни представляется "недоразвитостью" культуры, в действительности сплошь и рядом оказывается необходимым и достаточным для приспособления к конкретной среде, социальной и природной.
3. Ученые Альфред Кребер и Клайд Клакхон в своей работе в 1992 году собрали 164 определения культуры и свыше сотни ее описаний. Они систематизировали определения по "упору" или "акценту" (на преемственность, на генезис и так далее). Таким образом, они разделили их на шесть основных типов от А до F, причем некоторые из них в свою очередь разделяются на несколько групп:
А. Описательные определения,
в которых упор делается на перечисление
всего того, что охватывает понятие культуры.
Родоначальником такого типа определения
культуры является знаменитый антрополог
Э.Тейлор.
В. Исторические определения,
в которых акцентируются процессы социального
наследования, традиция. Примером здесь
может служить определение, данное известным
лингвистом Э.Сепиром: культура - это "социально
унаследованный комплекс способов деятельности
и убеждений, составляющих ткань нашей
жизни" Недостаток определений этого
типа связан с предположением о стабильности
и неизменности, в результате чего из виду
упускается активность человека в развитии
и изменении культуры.
С. Нормативные определения. Эти
определения делятся на две группы. Первая
из них - определения, ориентирующиеся
на идею образа жизни. По определению,
данному антропологом К.Уислером, "образ
жизни, которому следует община или племя,
считается культурой... Культура племени
есть совокупность стандартизованных
верований и практик, которым следует
племя". Вторая группа - определения,
ориентирующиеся на представления об
идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать
два определения: данное философом Т.Карвером,
"культура - это выход избыточной человеческой
энергии в постоянной реализации высших
способностей человека", и предложенное
социологом У.Томасом, культура ... это
материальные и социальные ценности любой
группы людей (институты, обычаи, установки,
поведенческие реакции) независимо от
того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных
людях"
D. Психологические определения,
в которых упор делается либо на процесс
адаптации к среде (D-I), либо на процесс
научения (D- П), либо на формирование привычек
(D-III). Индексом D-IV Кребер и Клакхон обозначают
"чисто психологические определения".
Ниже приведены определения, наиболее
характерные для каждой из этих четырех
групп. Е. Структурные определения, в
которых внимание акцентируется на структурной
организации культуры. Здесь характерны
определения, данные антропологом Р.Линтоном:
"а)..-Культуры -это в конечном счете
не более чем организованные повторяющиеся
реакции членов общества, б) Культура -
это сочетание наученного поведения и
поведенческих результатов, компоненты
которых разделяются и передаются по наследству
членами данного общества".
F. Генетические определения,
в которых культура определяется с позиции
ее происхождения. Эти определения разделяются
на четыре группы:
F-I, в которых культура рассматривается
как продукт или артефакт,
F-2, в которых упор делается на
идеях;
F-III, в которых подчеркивается роль
символов;
F-IV, в которых культура определяется
как нечто, происходящее из того, что не
есть культура.
4. Культура в широком значении есть преобразовательная деятельность
человека и общества по созданию и сохранению
материальных и духовных ценностей, а
также результат этой деятельности. В этом смысле культура — это
все, что не является природой, т.е. то,
что создано и создается обществом и человеко
В узком значении культура ассоциируется с деятельностью, связанной с искусством — его производством, распространением и сохранением. В этом смысле под культурой часто понимают художественное творчество музыкантов, писателей, актеров, живописцев; организацию выставок и режиссуру спектаклей; музейную и библиотечную деятельность и т.д. Есть еще более узкие значения культуры: степень развития чего-либо (культура труда или питания), характеристика определенной эпохи или народа (скифская или древнерусская культура), уровень воспитанности (культура поведения или речи) и др.