Человек как биологическое, социальное и культурное существо

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это - прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству - прямохождению.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. …….. 2
1.Человек как философская проблема………………………………………….. 3
1.1.Сущность и существование…………………………………………………. 3
Соотношение биологического и социального в человеке………………… 8
2.1.Человек как личность………………………………………………………… 11
3.Человек как биопсихосоциальное существо…………………………………. 14
3.1.Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»……………………………………………………………… 16
4.Понятие культуры……………………………………………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 22
Список используемой литературы……………………………………………… 23

Работа содержит 1 файл

Реферат по дисциплине_ культурология на тему_ «Человек как биоло.doc

— 104.00 Кб (Скачать)

Процесс восхождения от индивида через  индивидуальность к  личности можно  в какай то мере рассматривать  и как процесс социализации ( влияния  общества ) с одной стороны и  как процесс самосовершенствования  человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может,  лишь изолировав себя от общества. На процесс социализации личности влияет всякого рода  факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает « улица », школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего  общества, а в настоящее время,  в связи с открытость границ  и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

Нейл Смелзер  выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный и социокультурный. Автор считает, что уже при  рождении в человеческом организме  заложены определенные элементарные модели поведения и навыки, которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки эти очень и очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка столь важно присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса социализации особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности принятые в данном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Понятие  культуры.

 

 

 

В обыденном сознании "культура" выступает  как  собирательный  образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д.  Культурология же использует понятие культуры, которое  раскрывает  сущность человеческого бытия как реализацию творчества и  свободы.  Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное  отношение  человека к миру, через  которое человек создает мир  и самого  себя. Как реализуется универсальное отношение человека к миру? Как оно закрепляется в человеческом опыте  и передается от поколения к поколению? Ответить на  эти  вопросы  и означает охарактеризовать культуру как предмет культурологии.

Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она  не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

    Культура формирует личности  членов общества, тем самым она  в значительной степени регулирует  их поведение.

    О том, насколько важна  культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими “существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке”, шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их “человеческих” личностей.

Культура — это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные и идеальные объекты, способные удовлетворить какие-либо потребности человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и др. системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны. Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие ценности.

Подчеркивая разницу между материальными  и духовными ценностями, многие исследователи  разграничивают материальную и духовную культуру. Под материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д. ) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.

Культура - это неотъемлемая сторона  жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без общества.

Культура обеспечивает взаимодействие  людей через ценности, интегрирует общенство, поддерживает  и  развивает его целостность. Осуществляя эту  работу,  культура  осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы,  образцы  и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.

Таким образом, культура выводит человека из мира животного  в мир "homo sapiens", человека разумного, осознающего  свое  общественно-социальное представление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время  наблюдаются  тенденции  гуманизациии  всех сфер деятельности человека, в том числе  и  производственных.  Во главу угла ставятся  интересы каждого конкретного человека,  личности. Ключевая роль в прцессе гуманитарной  подготовке  личности отводиться теперь изучению культуры.

Проблема определения человека как существа давно волновала умы человечества и не только представителей общественных наук, таких, как история,  психология, философия, социология, но и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность, вызывает немало споров и в наши дни.

 

Данная работа - попытка  самостоятельно и с помощью компетентных авторов  изучить  и понять феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека,  получить представление о способах приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры. К сожалению ограниченность во времени  не позволяет более всесторонне  и  всеобьемлюще  рассмотреть вопрос культуры, как одного из величайших феноменов и  продуктов жизнедеятельности человека и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Список используемой литературы. 

 

1.   А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулин. Диалектический и исторический материализм, М., 1988.

2.    А. Г. Спиркин. Основы философии, М., 1988.

3. Велик А.А. Психологическая антропология - поиски синтеза в науках о

человеке // Сов. этнография. 1990.

4.Леви-Стросс  К. Структурная антропология. М., 1985.

5. Мир философии:  Книга для чтения. М., 1991. 4.2. Раздел 5. "Человек и

его место в  мире".

6. О человеческом  в человеке. М., 1991. Раздел 1. "Человек  в системе сов-

ременного научного знания".

7.Розин В.М. Психология  и культурное развитие человека. М., 1994.

8.Тейяр де Шарден П.  Феномен человека. М., 1987. Пролог; Гл.III. Мысль.

9.Ушинский К..Д. Человек  как предмет воспитания. Опыт  педагогической 

антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.5. Предисловие.

10.Шелер М. Положение  человека в Космосе // Проблема  человека в западной 

философии. М., 1988.


 



Информация о работе Человек как биологическое, социальное и культурное существо