Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:23, доклад
В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством.
1. Человек и техника.
Чтобы понять сущность техники, нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.
В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством.
Следует избегать и другой ошибки: технику нельзя понимать инструментально. Речь идет не о создании инструментов-вещей, а о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. В современной войне решающее значение имеет тактика, то есть техника ведения войны, тогда как техника изобретения, изготовления и применения оружия есть лишь элемент целого.
То же самое мы обнаруживаем повсюду. Имеются бесчисленные техники без каких бы то ни было орудий: есть техника льва, перехитрившего газель, есть техника дипломатии, техника управления, как поддержания формы государства для борьбы в политической истории. Имеются химические методы и техники применения газов. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает логическую технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. Речь идет повсюду не о вещах, но о целенаправленной деятельности. ...
Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе “вечных” звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам; еще безразличнее мы к тому, будет ли через пару мгновений что-нибудь на ней двигаться. Но каждый из нас - сам по себе ничто - на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Потому для нас она безмерно важна - этот малый мир, эта “мировая история”.
Мы
живем в техническом и
... техника
составила целостную среду
... Техника
- фактор порабощения человека. Но,
разумеется, не только порабощения!
Она могла бы быть, гипотетически
говоря, фактором его освобождения.
Единственная реалистическая
Информатика,
сросшись с бюрократической властью,
застынет несокрушимой глыбой. Это - исторический
тупик человечества, который будет
по-настоящему осознан только в конце,
потому что ведущий к нему путь
так приятен, так легок, так соблазнителен,
так полон ложными удачами, что
представляется маловероятным, что
человек отвергнет его и
Пока еще нельзя сказать, что политико-техническая революция стала уже абсолютно невозможной. Это вопрос исторического момента, исторического шанса. В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. На мой взгляд, сейчас - причем, как кажется, на непродолжительное время - мы вышли к развилке исторического пути...
... чтобы освободить
индивида, который спонтанно продолжал
бы работать, трудиться в техническом
мире, перестав, однако, подчиняться
логике технической системы,
2. Социокультурный смысл техники.
Одно из самых противоречивых явлений ХХ века - техника. Обладая и созидательной, и разрушительной силой, техника в наши дни воспринимается далеко не так оптимистично, как, предположим, в первой половине нашего века, когда в технике видели спасательный круг для культурного, экономического, морального прогресса.
Настороженное, а подчас и негативное, отношение к технике связано со следующими факторами:
растущая непредсказуемость последствий для природы и человека использования техники;
часто сложность
техники превосходит
масштабность развития техники, возникновение особого технического мира, законы которого могут "мстить" человеку за их незнание.
Определений техники, как и некоторых других сложных феноменов культуры, много. Техника - это:
прикладное естествознание,
способ (средство) подчинения природы,
способ упорядоченности природы и ее открытия, освоения, самосохранения человека,
средство освобождения ограничений природы,
создание искусственной среды,
опредмечивание человеческой деятельности и т.д.
Таким образом,
в узком смысле слова техника
- это инструментальные средства, используемые
человеком в своей деятельности
по преобразованию природы, некоторые
объекты (артефакты), созданные человеком,
имеющие свою внутреннюю природу, которая
изучается техническими науками, а
их создание и использование связано
со специфическим видом
Итак, техника - это многогранное явление. Можно выделить пять основных аспектов техники, изучаемых различными науками:
1. инструментально-
2. естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении "техника - природа", которое является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии;
3. индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области "техника - человек" (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, психология, физиология, эстетика и др.;
4. социальное измерение в рамках отношения "техника - социальное бытие", предметная область которого есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса; этот аспект изучается социологией, культурологией, экономическими науками, политологией;
5. культурное измерение в рамках отношения "техника - социокультурный мир", изучаемое культурологией.
Одной из важнейших
социокультурных черт техники является
то, что она является средством
преобразования окружающей среды, природы
и самого человека. Эта черта нашла
отражение еще в мифотворчестве
(миф о Прометее, о Дедале и
Икаре). Техника выступает посредником
между человеком и природой, задающим
тип отношения между ними (христианская
концепция природы как
Как определенная
социокультурная ценность техника
может рассматриваться в
как объект - это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сохраняющие его ресурсы;
как знание (техническое) - умения, правила, теория;
как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира;
как степень совершенства способа деятельности - искусность, мастерство, технологическое совершенство;
как степень развития человека (личности) - расширение человеческих возможностей, создание условий для развития его способностей, средство реализации природных задатков.
3. Техника
и ее взаимоотношение с
Техника является элементом, частью культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве техника находится в тесной связи с другими элементами культуры.
Очевидней и крепче всего является связь техники с таким феноменом культуры, как наука. Отношения между техникой и наукой имеют взаимообуславливающий характер. Взаимосвязь техники и науки менялась на протяжении истории человечества.
Так, в античную эпоху техника воспринималась в качестве подражания природе, а человек лишь констатировал ее, поэтому рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода. С другой стороны, сравнивая технику с природой, греки пришли к выводу, что природа не всегда может создать то, что в состоянии сделать техника. Для греков функция техники, совершенствующая природу, есть искусность, мастерство делания - techne.
В Средние века техника рассматривалась больше как практическое мастерство строителя, изобретателя. То есть, техника ставилась на одну ступень с ремеслом. Между техникой и наукой начинается спор за выработку лучших средств в получении результата. А поскольку теория обнаружила недостатки традиционного знания для решения новых проблем (например, при строительстве грандиозных готических соборов), акцент смещается на одобрение и развитие практически ориентированной теории и практического изобретательства.
Эпоха Возрождения
открывает новый этап отношений
техники и науки. Леонардо да Винчи
возрождает авторитет теоретической
науки. Техника в большей степени
рассматривается как
Вплоть до конца XIX века науки развивались в какой-то мере в стороне от техники, но оставались технически ориентированными. В ХХ столетии новая техника возникает как побочный продукт фундаментальных исследований, возникают разнообразные технические теории.
Взаимоотношение
техники с нравственностью
Развитие техники имеет не только присущие ей внутренние факторы, но и внешние детерминанты. Существует две основных модели технического развития:
1. технологический детерминизм; понимание техники как инструментальных средств, модель технического развития, обусловленная только внутренней логикой самого технического процесса; эволюция техники, с точки зрения сторонников этой модели, не зависит от социально-политических систем и других социокультурных оснований; основной аргумент - ни один человек никогда не хотел, чтобы техника стала тем, чем она есть сегодня;
2. ценностный детерминизм связан с широким пониманием техники как социокультурного феномена; техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей; с этой точки зрения, техническое развитие опирается на свободный выбор ценностей, определяющих процессы технического действия и всецело определяется внешними обстоятельствами.
Можно заметить, что технические изменения – это изменения искусственной среды, созданной человеком, который живет по собственным законам и руководствуется собственной системой ценностей, не полностью подчиняясь физическому миру. Но, с другой стороны, утверждение о свободном выборе людьми ценностей, определяющих технические действия, тоже достаточно категорично
Видимо, эти две концепции сходятся в том случае, если лишаются свое абсолютизации. Таким образом, процесс развития техники имеет как внутренние детерминанты, лежащие в основании технологической логики, так и внешние, связанные с логикой социокультурной динамики. Как социокультурное явление, техника не может быть вычеркнута из общего контекста культуры человека.
В наши дни
все большее распространение
получает мысль о том, что техника
не только включена в культуру, но и
приоритетна в современных
Очевидно, что техника обогащает человеческое существование, она является средством, при помощи которого человек приспосабливает среду, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Но во взаимоотношениях человека и техники появились новые аспекты, среди которых можно выделить два основных: граница между человеком и машиной, проблема естественного и искусственного интеллекта и образ жизни человека в техномире.
Социокультурная
проблема искусственного и естественного
интеллекта - это проблема сохранения
человеком личной идентичности, свободы,
индивидуальности и уникальности. Поэтому
рассмотрение компьютера в качестве
абсолютной модели человека, их отождествление
рассматривается многими
Второй аспект проблемы взаимоотношений техники и человека – это проблема существования человека в созданном им самим техномире.
Одно из предназначений техники – обретение человеком некоторой независимости от природы, но, освободившись от природной необходимости, человек незаметно для себя на ее место поставил другую - техническую, усугубив положение приобретенным букетом экологических проблем различного масштаба.