Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:38, реферат
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живым для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Введение
Распространение буддизма
Численность
Три ветви буддизма
Картина мира
Человек в буддизме
Учение о душе
Мораль
Заключение
Список используемой литературы.
Нижегородский
институт менеджмента
и бизнеса
Реферат
по дисциплине
«Культурология»
на
тему:
«Человек
и мир в буддизме»
Выполнил:
студент группы ФММ 30 уск.
Запольнов
Р. А.
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Фортунаева
В. А.
Н.Новгород 2011
Содержание.
Введение.
Буддизм
- одна из величайших религий, получившая
свое распространение во многих странах
мира среди народов, говорящих на разных
языках. Имея многовековую историю, буддизм
не только не исчерпал себя как устаревшая
религия, а наоборот - и по сей день остается
живым для миллионов людей, составляя
основу их мировоззрения и играя важную
духовную, эстетическую и политическую
роль в жизни ряда государств.
Буддизм, как и другие религии,
например, ислам или христианство, возник
в результате божественного откровения.
В христианстве - это Библия и учение, принесенное
сыном Божьим Иисусом Христом; в исламе
- Коран, принесенный пророком Мухаммедом;
в буддизме же это земная проповедь самого
божества, снизошедшего на землю под именем
Будды, что на древнем индийском языке
(санскрите) означает «просветленный»,
«достигший прозрения». Такое имя было
дано царевичу Гаутаме (Готама), или Шакьямуни,
после его «великого прозрения». В священных
книгах чаще можно встретить имя Бхагавт
(благословенный).
Согласно традиции старейшей буддийской
школы — тхеравады, Будда жил с 624 по
544 г. до н.э. В соответствии с этой датой
в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма.
Важнейшим из положений учения
буддизма является вера в переселение
душ или перевоплощение. Позже эта идея
была более или менее развита в религии
индийцев - «ведической религии», которая,
скорее всего, перешла в брахманизм (брахманисты
верили, что каждое живое существо после
смерти продолжает свою жизнь, переселившись
в иное существо; причем форма возрождения
зависит от его поступков и отношению
к религии в «прошлой жизни»). Легенда
о Будде исходит из той же предпосылки.
Сам Будда прошел через бесконечное множество
этих перевоплощений, причем большое количество
образов, которых сменил Будда, принадлежат
низким сословиям (пастух, резчик, каменщик,
погонщик слонов, танцовщик и т.д.). Наверное,
потому эта религия привлекала внимание
людей всех сословий.
Буддизм проповедует избавление от страданий
путем отказа от желаний и достижение
«высшей истины» - нирваны. Достигнуть
ее возможно, лишь следуя определенным
заповедям. Жизнь – страдание, которое
возникает в связи с желанием, стремлением
к земному существованию и его радостям.
Поэтому необходимо отказаться от желаний
и следовать «восьмеричному пути » – праведным
взглядам, праведному поведению, праведным
усилиям, праведной речи, праведному образу
мысли, праведной памяти, праведному образу
жизни и самоуглублению. Буддизм отвергает
брахманскую религию, присущее ей кастовое
различие людей (об этом свидетельствуют
прежде всего разноообразные перевоплощения
Будды в представителей и высших и низших
сословий) и жертвоприношения богам. Буддизм
отвергает существование величественного
существа - Бога, а исповедует надлежащие
правила великого учителя, которые приведут
к спасению. Буддизм ищет освобождение
от страданий в нравственном усовершенствовании,
которое достигается путем ухода от мирских
благ и суеты в нирвану. Будда принял учение
о круге рождения (сансаре) и воздаянии
(карме). Путь спасения же заключается
в подавлении «беспокойства» дхарм (рассматривается
человеческая личность, как поток сменяющих
друг друга элементов материи и сознания
- дхарм). Однако позже религия превращается
в поклонение культу обожествленного
Будды, и сама религия исповедует поклонение
Будде, от чего зависит спасение человека.
Т.е. в конечном счете не идет развитие
качеств личности, совершенствования
разума и тела, а лишь поклонение Будде
как величайшему божеству (что, кстати,
переросло в типичную культовую религию,
примером которой можно считать христианство,
где культами являются Бог-Сын, Бог-Отец
и Святой Дух).
Распространение
буддизма.
В
настоящее время буддизм
Во всех этих странах буддизм более или менее уклонился от своего первобытного , чистого вида и даже принял в себя совершенно чуждые элементы. Так, например, в Тибете (где буддизм называется ламаизмом) население монгольского племени, очень слабо культурное и совершенно своеобразное, по-своему поняло и переработало буддизм.
В ламаизме существует обширная иерархия священных лиц, обладающих божественным достоинством. В ламаизме получил сильное развитие культ. Путешественники в Яхассу говорят об огромном количестве монастырей, о церковных колоколах, изображениях, реликвиях, постах, богослужении, множестве обрядов.
В Китае буддизм тоже принял в себя богато развитый культ, ровно как и в Японии.
В
таком извращенном и
В наше время были сделаны попытки возродить буддизм в культурных классах европейского общества. Эти попытки имели частичный успех , и под именем необуддизма и сейчас существует религиозно-философское течение, имеющее своих последователей и на континенте, и в Англии, и в Америке.
Но мирового значения это
Численность.
Процент буддийского населения в странах мира
Оценка количества
последователей буддизма во всём мире
значительно колеблется в зависимости
от способа подсчёта, однако самые
минимальные цифры колеблются в
районе 350-500 миллионов человек. Основное
число буддистов живет в
Три ветви буддизма.
Тхеравада. Учение, получившее впоследствии название «тхеравада», оформилось спустя два века после смерти Будды. Термин «тхеравада» образован от двух слов: «тхера»(на языке пали так называют старшего в общине или наиболее уважаемого буддийского монаха) и «вада» — учение. Тхеравадины стремятся сохранить принципы буддизма без изменений, накапливавшихся постепенно за более чем две с половиной тысячи лет существования религии.
Махаяна. В первые века новой эры начало складываться новое направление в буддизме, которое сами его последователи назвали махаяной. В махаяне меняется само отношение к Просветлению. Если прежде целью было индивидуальное освобождение — достижение состояния арханта собственными усилиями, а Будда выступал только как учитель, указавший путь, но не способный повлиять на процесс духовного роста, то теперь наибольшее значение приобрела необходимость помощи другим во имя всеобщего спасения. Вступающий на путь махаяны обязан принять обеты Бодхисаттвы — клятву оставаться в сансаре и не уходить в нирвану, пока не будут спасены все разумные существа.
Ваджраяна. В середине первого тысячелетия нашей эры в Индии сформировалось новое направление буддизма, получившее сразу несколько названий. Самое известное среди них — ваджраяна. Еще одно название — Тантра.
Картина мира.
Космогония. Существует необозримое и безначальное состояние, в котором периодически возникают импульсы, порождающие активную природу, состоящую из психических (пуруша) и физических (пракрити) начал. Именно из этой активной природы формируются живые и неживые формы и конструкции. Некоторые из них могут существовать бесконечно долго, но и они со временем исчезают, погружаясь в непроявленную активную природу, а вместо них возникают новые формы и конструкции и так до бесконечности. Каждое пространство имеет область концентрации психической энергии, отождествляемую, как было сказано выше, с каким-либо высшим существом (Брахма, Вишну, Шива, Кришна, Ади-будда и др.), которое может проявляться в различных образах и которое определяет судьбы всех существ, находящихся в его пространстве. Любое высшее существо и его пространство — это лишь часть активной природы.
Космология. В пространственной модели буддизма высшей психической субстанцией является так называемое космическое тело Будды (Ади-будда), для которого характерна космическая активность, порождаемая состраданием этого всюду существующего тела к живым существам, обреченным на страдания в сансарическом бытие. Эта невидимая космическая субстанция может проявиться и материализоваться в нашем мире как в образах Будд — созерцания, так и в форме любого существа. Будды приходят в этот мир для того, чтобы помочь людям преодолеть свой эгоцентризм, истоками которого являются гордыня и тщеславие (символ — красный петух), невежество и всеядность (черная свинья), злоба и коварство (зеленая змея). Все существа, в том числе люди и божества, пребывают на уровнях существования, соответствующих их сознанию. Так, самый нижний уровень, или ад, отведен существам, охваченным всепоглощающей страстью. Следующий, более высокий уровень заселен животными, птицами, рыбами, насекомыми и другими существами, чей разум подавлен инстинктами. На третьем уровне находятся духи-преты, имеющие огромные тела и очень маленькие рты и глотки, поэтому они никак не могут насытиться и напиться. Четвертый уровень существования занимают гневные существа — демоны. Пятый уровень — это место пребывания людей. Следующие пять или шесть уровней отведены небожителям: богам, божествам, мифическим существам.
Таким
образом, мы имеем дело с неким
организованным пространством, представляющим
иерархическую пирамиду уровней
существования от обитателей ада
до полупрозрачных существ-брахм. Такое
пространство может рассматриваться
верующими и как физическая реальность,
и как шкала интеллектуального
состояния разума. Так, существа четырех
нижних уровней по сути не имеют
разума, который подавлен у них
страстями, инстинктами, ненавистью, желаниями.
Существа более высоких уровней
разумны в своих действиях, но
если продолжительность жизни
Человек в буддизме.
Человек
в буддизме не является ни чьим-то благословенным
изобретением, ни хозяином собственной
судьбы.
В традиционном буддизме человек – лишь
невольный исполнитель всеобщего мирового
закона – Дхармы. Этот закон существует
не для человека, но реализуется и постигается
именно в нем. Однако именно человек, совершая
добрые и дурные поступки, приводит в действие
некий этический механизм, который лежит
в основе мироздания.
С точки зрения буддизма, человеческая
жизнь – это не бесценный дар, как в христианстве,
а лишь один из моментов в цепи перерождений.
Буддисты не стремятся к вечной жизни
после смерти, так как считают ее данностью,
а не высшей целью.
Вечная жизнь, по мнению буддистов, – вечная
заложница смерти. В буддизме существует
так называемая доктрина «зависимого
происхождения». Ее суть в том, что источник
страдания для человека – жажда жизни,
желания, привязанность к жизни.
Буддисты считают мир иллюзорным, а, следовательно,
иллюзорны и удовольствия, которые он
сулит.
Человек находится в зависимости от закона
причинно-следственных связей (кармы).
Живые существа обречены, согласно буддистской
точке зрения, на вечные перерождения,
и условием всякого нового существования
является итог всех предыдущих, а именно,
сумма всех добрых поступков, или накопленных
заслуг, и дурных поступков, накопленных
анти-заслуг.
Человек, как субъект, разделен на тысячи
фрагментов, соответствующих прошлым
и будущим жизням.
Поэтому вся цепочка элементов «зависимого
происхождения» связывает не несколько
жизней в «круговороте рождений и смертей»,
а мгновенные состояния одной – единственной,
этой жизни.
Буддизм рассматривает человека (так же
как и все существующее во вселенной и
саму вселенную) как сочетания различных
энергетических частиц – дхарм. Сам факт
рождения человека означает для буддиста
лишь включение в бесконечный процесс
бытия, где смерть не конец этого процесса,
а переход к иной форме существования
сознания – к промежуточному существованию,
которое неизбежно предшествует новому
рождению.
Обретение нового рождения имеет определенное
временное расположение. В данном случае
человек сравнивается со всей вселенной,
которая тоже рождается, живет и умирает.
Этот процесс является циклическим и каждый
временной отрезок внутри этого цикла
имеет свои характеристики.
В буддизме одно из важнейших мест занимает
отрицание единства личности. Каждая личность
представлена, как уже упоминалось выше,
в виде скопления «изменчивых» форм. Будда
говорил, что личность состоит из пяти
элементов: телесности, ощущения, желания,
представления и познания.
Особое внимание в буддизме уделяется
человеческой душе, как вечному элементу,
участвующему в круговороте жизни (колесо
сансары). Душа распадается, по учению
Будды, на отдельные элементы (сканды).
Чтобы в новом рождение оказалась воплощенной
та же личность, необходимо, чтобы сканды
соединились так же, как они были соединены
в прежнем воплощении.
Прекращение круговорота перевоплощений,
выход из колеса сансары, окончательный
и вечный покой – это основной элемент
трактовки спасения в Буддизме. Душа, в
буддистском представлении, – индивидуальное
сознание, которое несет в себе весь духовный
мир человека, трансформируется в процессе
личных перерождений и стремится к высшему
состоянию – нирване.
Учение о душе.
Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то,что принято считать личностью, состоит из:
а) "чистого сознания" (читта или виджняна)
б) психических явлений в
в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)
г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в
конкретные сочетания, конфигурации (санскара,чэтана)
В
буддийских текстах указывается
на то, что Будда не раз говорил,
будто души нет. Она не существует
как некая самостоятельная
Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.
В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия.
По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.
Мораль.
В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:
1.Воздерживайся от убийства.
2.Воздерживайся от воровства.
3.Воздерживайся от блуда.
4.Воздерживайся от лжи.
5.Воздерживайся от
Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.