Человек и культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:26, реферат

Описание работы

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению.

Содержание

Введение 3
1. Из истории культуры. 5
2. Виды культуры, ее элементы и функции 8
2.1 Виды культуры 8
2.2. Элементы культуры 11
2.3 Функции культуры 13
3. Человек и культура 15
Заключение 20
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

контрольная Культура.docx

— 41.42 Кб (Скачать)
"justify">     От  знания к практической деятельности нет прямого пути. Человек может  многое знать, но это никак не отразится  на его поведении. Между знанием  и поступками находятся ценности, в которых отражается значимость целей, преследуемых действиями человека. Ценности восполняют недостаточность  врожденных инстинктов человека и определяют широкий круг не программируемых  природой действий. Ценности - это своего рода высшие принципы, идеалы, определяющие поведение людей и обеспечивающие их взаимопонимание и согласованную  деятельность. Русский философ С.Л. Франк определял культуру как "совокупность осуществляемых в общественно-исторической жизни объективных ценностей". Ценности составляют ядро культуры. Каждая культура упорядочивает ценности в  определенную иерархию.

     Обычаи, традиции, ритуалы, мораль, религия, мифы - это нормативные элементы культуры. Слово норма латинского происхождения  и буквально означает "правило", "образец", "руководящее начало". В своем существовании нормы  неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, так как переводят  значимые цели в практическую деятельность. Вместе с изменением ценностей, выдвижением  новых идеалов изменяются и нормы. Нормы регулируют жизнедеятельность  человека путем установления обязательных стандартов поведения. Эти стандарты  направляют поведение человека, позволяют  его контролировать. За их нарушение  предусматриваются различные санкции (меры воздействия) в виде неблагоприятных  последствий личного, социального, имущественного и другого характера. Следуя нормам, человек включается в систему взаимодействий с другими  людьми и удовлетворяет свои потребности.

     Важное  место в культуре отводится языку. Язык представляет систему знаков, служащую средством человеческого  общения. Он формируется и существует только во взаимодействии людей, внутри сообщества, принявшего правила этого  языка. В процессе общения происходит усвоение и передача знаний, ценностей, норм и других элементов культуры. Язык организует опыт людей, поддерживает сплоченность общества, помогает людям  координировать свои действия.

     Способы и предметные результаты деятельности людей. Они представляют собой технологии, изобретения, машины, сооружения, произведения литературы, искусства и другие плоды  труда и творчества.  

     2.3 Функции культуры

     Известно, что культура есть мера развития человека, ибо она характеризует не только и не столько объем усвоенных ценностей общественной жизнедеятельности людей на протяжении всей их истории, сколько сам способ, каким человек приобщается к этим ценностям.

     Не  случайно само понятие «культура» в  переводе с латинского обозначает «возделывание, обработка, усовершенствование почвы». Если верно представление о том, что каждое новое понятие есть своеобразный узелок на нескончаемой нити человеческого познания, свидетельствующий  об его очередном успехе, то понятием «культура» обозначился узелок чрезвычайно  важный. Еще давно человечеством  было осознано, что обнаруживаемое в человеке и, следовательно, в обществе не может быть сведено без остатка  к природному началу либо к началу божественному: есть еще и то, что  детерминировано собственной деятельностью  общественного человека. Так был  открыт мир культуры – мир, от начала до конца создаваемый самим человеком, а тем самым открыта и зависимость  человека от самого себя, от своей собственной  деятельности, способной преобразовывать  окружающую нас действительность8.

     В этом смысле культура – это то, что  создает, формирует людей, и одновременно то, с помощью чего люди становятся социально активными, профессионально  зрелыми и целеустремленными  людьми.

     К основным функциям культуры мы относим  образовательную функцию, отвечающую необходимости воспитания у человека таких форм воспитания норм и ценностей  общества, которые, с одной стороны, помогают ему осознать общественные поливариантные формы поведения, а  с другой, учитывая собственные потребности  и потребности общества, формировать  новые.

     Педагог, как субъект педагогической деятельности, продуктивно действует только в  контексте современной культуры. Существующие подходы к исследованию сущности и содержания культуры педагога раскрывают ее со стороны статики  и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и  функций целостного системного образования, каким является культура. Они воплощены  в социокультурном аспекте образования, который включает в себя развитие политической, правовой, экономической, религиозной, нравственной, художественной, научной, экологической, коммуникативной, психолого-педагогической и, наконец, профессиональной культуры. 

 

      3. Человек и культура 

     Само  становление личности есть не что  иное, как результата культурной эволюции индивида. Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культуры, человек становится личностью  и персонифицирует обретенный культурный потенциал как свой собственный  мир, как богатство своего “Я”. 

     Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное  выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным  сам участвовать в культуротворческой деятельности. Культура — это процесс  развития человеческих сил и способностей, показатель меры человеческого в  человеке, характеристика развития человека как человеческого существа, процесс, получающий свое внешнее выражение  во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми действительности, во всей совокупности результатов человеческого  труда и мысли. 

     Центральной фигурой культуры является человек, ибо культура — мир человека. Культура — это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и  их воплощение в индивидуальном развитии людей. Через включение человека в мир культуры, содержанием которой  является сам человек во всем богатстве  его способностей, потребностей и  форм существования, реализуется как  самоопределение личности, так и  ее развитие. Каковы же основные пункты этого культивирования? Вопрос сложный, так как эти опорные пункты по своему конкретному содержанию своеобразны  в зависимости от исторических условий9

     Важнейший момент в этом процессе — формирование развитого самосознания, т.е. способности  к адекватной оценке не только своего места в обществе, но и своих  интересов и целей, способности  к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке различных  жизненных ситуаций, готовности к  реализации рационального выбора линии  поведения и ответственности  за этот выбор, наконец, способности  к трезвой оценке своего поведения  и своих действий. 

     Задача  формирования развитого самосознания чрезвычайно сложна, особенно если учесть, что надежным ядром самосознания может и должно быть мировоззрение  как своеобразное общее ориентирующее  начало, помогающее не только разбираться  в различных конкретных ситуациях, но и планировать, моделировать свое будущее. 

     Конструирование содержательной и гибкой перспективы, представляющей собой набор важнейших  ценностных ориентаций, занимает особое место в самосознании личности, в  ее самоопределении, а наряду с этим характеризует и уровень культуры личности. Неумение конструировать, вырабатывать такую перспективу чаще всего  обусловлено размытостью самосознания личности, отсутствием в нем надежного  мировоззренческого стержня. 

     Подобное  неумение зачастую влечет за собой  кризисные явления в развитии человека, находящие свое выражение  в преступном поведении, в настроениях  крайней безысходности, в различных  формах дезадаптации.

     Разрешение  собственно человеческих проблем бытия  на путях культурного развития и  самосовершенствования требует  выработки четких мировоззренческих  установок. Это тем более важно, если учесть, что человек не только действующее, но и самоизменяющееся существо, одновременно и субъект, и  результат своей деятельности. 

     В становлении личности важное место  занимает образование, однако понятия  образованности и культурности полностью  не совпадают. Образованность чаще всего  означает владение значительным запасом  знаний, эрудицию человека. В то же время  она не включает целый ряд таких  важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая  культура, культура общения и т.д. А без нравственных основ сама по себе образованность может оказаться  просто опасной, а развитый образованием ум, не подкрепленный культурой чувств и волевой сферой, либо бесплодным, либо односторонним и даже ущербным в своих ориентациях. 

     Вот почему так важны слитность образования  и воспитания, сочетание в образовании  развития интеллекта и нравственных начал, усиление гуманитарной подготовки в системе всех учебных заведений  от школы до академии.

     Следующие ориентиры в становлении культуры личности — духовность и интеллигентность. Понятие духовности в нашей философии  до недавнего времени рассматривалось  как нечто неуместное, лишь в пределах идеализма и религии. Сейчас становится ясной однобокость и ущербность подобной трактовки понятия духовности и его роли в жизни каждого  человека. Что же такое духовность? Основной смысл духовности — быть человеком, т.е. быть человечным по отношению  к остальным людям. Правда и совесть, справедливость и свобода, нравственность и гуманизм — вот ядро духовности. Антиподом духовности человека являются цинизм, характеризующийся презрительным  отношением к культуре общества, к  его духовным, нравственным ценностям. Поскольку человек явление довольно сложное, в рамках интересующей нас  проблемы можно выделить внутреннюю и внешнюю культуру. Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако именно это впечатление  может оказаться обманчивым. Иногда за внешне утонченными манерами может  скрываться циничный, презирающий нормы  человеческой морали индивид. В то же время не кичащийся своим культурным поведением человек может обладать богатым духовным миром и глубокой внутренней культурой. 

     Экономические трудности, переживаемые нашим обществом  не могли не наложить отпечаток и  на духовный мир человека. Конформизм, презрение к законам и нравственным ценностям, равнодушие и жестокость — все это плоды безразличия  к нравственному фундаменту общества, приведшего к широкому распространению  бездуховности. 

     Условия преодоления этих нравственных, духовных деформаций — в здоровой экономике, в демократической политической системе. Не меньшее значение в данном процессе имеет и широкое приобщение к мировой культуре, осмысление новых  пластов отечественной художественной культуры, в том числе и русского зарубежья, понимание культуры как  единого многоаспектного процесса духовной жизни общества10

     Обратимся теперь к понятию “интеллигентность”, которое тесно связано с понятием духовности, хотя и не совпадает с ним. Сразу же оговоримся, что интеллигентность и интеллигенция - это разноплановые понятия. Первое включает в себе определенные социокультурные качества человека. Второе говорит о его социальном положении, полученном специальном образовании. На наш взгляд, интеллигентность предполагает высокий уровень общекультурного развития, нравственную надежность и культурность, честность и правдивость, бескорыстие, развитое чувство долга и ответственности, верность своему слову, высокоразвитое чувство такта и, наконец, тот сложный сплав свойств личности, который называют порядочностью. Этот набор характеристик, конечно же, не полон, но главные из них перечислены11

       В становлении культуры личности большое место отводится культуре общения. Общение — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. Это важнейший канал трансляции культуры новому поколению. Дефицит общения ребенка со взрослыми сказывается на его развитии. Быстрый темп современной жизни, развитие средств связи, структура поселения жителей больших мегаполисов зачастую приводит к вынужденной изоляции человека. Телефоны доверия, клубы по интересам, спортивные секции — все эти организации и институты играют очень важную положительную роль в деле консолидации людей, создания сферы неформального общения, которая так важна для творческой и репродуктивной деятельности человека, сохранения устойчивой психической структуры личности.

      

 

      Заключение 

     В заключении можно сказать, что культура воплощает стиль мышления и поведения  человека, поскольку она охватывает все стороны общественной жизни, любой вид человеческой деятельности. Она характеризует не только образованность – широту и глубину знаний человека, но и его воспитанность, интеллигентность – умение четко выразить свою мысль, внимательно выслушать, сделать  правильное встречное движение, с  достоинством и в соответствии с  обстановкой себя держать.

Информация о работе Человек и культура