Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 02:53, контрольная работа
Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре.
Введение……………………………………………………………3
1. Культура как система ценностей ……………………………...4
2. Классификация ценностей культуры…………………………..7
3. Механизм действия ценностей…………………………………9
Заключение………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………….13
ПЛАН
Введение……………………………………………
1. Культура как система ценностей ……………………………...4
2. Классификация ценностей культуры…………………………..7
3.
Механизм действия ценностей………
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………….
Введение
Мир
человека - это мир культуры Культура
- это освоенный и овеществленный
опыт человеческой жизнедеятельности.
Любой исторический тип культуры
в своей конкретности представляет неразрывное
единство двух составляющих – актуальной
культуры и культуры накопленной, или
культурной памяти. На все встающие перед
ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной
им культуре. Культура выступает уникальной
характеристикой человеческой жизнедеятельности
и потому необычайно разнообразна в своих
конкретных проявлениях. Культура представляет
собой сложноорганизованную систему,
элементы которой не просто множественны,
но тесно переплетены и взаимосвязаны.
Культура раскрывает свое содержание
через систему норм, ценностей, значений,
идей и знаний, получающих выражение в
системе морали и права, религии, в художественной
сфере и науке. Культура существует и в
практически действенной форме, в форме
событий и процессов, в которых проявились
установки и ориентации участников, т.
е. различных слоев, групп и индивидов.
Эти процессы и события, входящие в общую
историю или связанные с какими-то проявлениями
хозяйственной, социальной и политической
жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются
фактами и факторами культурной истории
и культурного достояния данного общества.
1.
Культура как система ценностей
Незыблемую
сокровенную жизненную
Термин «ценность» широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» или объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра или зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т.д. Подобные оценки иногда могут быть шкалированными (отмечающими различные уровни соответствующего качества). Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека [1].
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества; поскольку эти процессы связаны с изменениями в различных сферах человеческой жизни, их временные масштабы не совпадают с масштабами социально-экономических, политических и др. изменений. Так, эстетические ценности античности сохранили своё значение и после гибели породившей их цивилизации, известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов, европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античных и эллинистических культурах. Воззрения на историю общества как реализацию системы «вечных ценностей» или как последовательную смену одного типа ценностей другим (например, трансцендентно ориентированных — светскими, а безусловных — конвенциональными) равно неприемлемы для материалистического понимания истории. В то же время конкретно-исторический анализ генезиса и развития ценностных систем составляет важную сторону всякого научного исследования истории общества и культуры.
Культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. В человеческой деятельности существуют определенные ориентиры. Их называют ценностями. Ценность — это то, что значимо для человека, что ему дорого и важно, на что он ориентируется в своей деятельности.
Общество выстраивает определенную систему культурных ценностей, которая вырастает из идеалов и потребностей его членов. В ее состав могут входить:
— главные жизненные ценности (представления о цели и смысле жизни, счастье);
— ценности межличностного общения (честность, доброжелательность);
— демократические ценности (права человека, свобода слова, совести, партий);
— прагматические ценности (личный успех, предприимчивость, стремление к материальному богатству);
— мировоззренческие, моральные, эстетические и пр. ценности [4].
Высшей формой человеческой деятельности является творчество. Творчество — это человеческая деятельность, которая создает качественно новые, никогда ранее не существовавшие, материальные и духовные ценности. Практически все виды человеческой деятельности включают в себя элементы творчества. Однако наиболее ярко они проявляются в науке, искусстве и технике.
Культура выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности.
Компоненты
материальной культуры имеют четкое
стоимостное выражение. Этого нельзя
сказать о духовной культуре: многие
ее предметы бесценны, уникальны. Одни
исследователи отождествляют
Однако, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой жизни (материальной или духовной), одной ценностной характеристикой (эстетической, нравственной или политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).
Специфика культуры состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни.
Каждый
этап общества отличается определенной
культурно-исторической спецификой. Этих
отличий множество: количество накопленных
предметов культуры и способов их изготовления,
усвоение и понимание опыта предыдущих
поколений, связь между различными видами
культурной деятельности, предметами
культуры и культурой человека, дух культуры,
влияющий на систему принципов, норм и
правил социальной жизни [1].
2.Классификация
ценностей культуры
Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.
Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.
Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.
Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание [4].
Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.
Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.
Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство.
Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство — скот, для оседлого крестьянина — земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.
Труд
как ценность. Труд имеет отнюдь
не только хозяйственное значение или
служит фактором, определяющим социальные
отношения. Труд еще и важная культурная
ценность. Это всегда присутствует как
в народной мудрости, так и в более сложных
системах морали или идеологии. Так, во
многих языках существуют сходные пословицы:
«Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:
«Под лежачий камень вода не течет»). В
художественной литературе изящно выразил
свое отношение к труду Вольтер: «Труд
устраняет от нас три большие напасти:
скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего
аристократического круга он поставил
на первое место скуку [4].
Наряду с обычными нормами, утверждавшимися силой привычки и обыденными средствами, которыми располагает, например, семья или соседская община, выделяются и особые нормы, получающие высшую санкцию через механизм религиозной сакрализации или правовое требование. Нормы «не убий», «не укради», «не лги» являлись священными запретами, нарушение которых обрекало человека на тяжелое наказание, отторжение от общества или муки совести.
Предписания «чти отца и мать», «поклоняйся Богу единому», «трудись в поте лица своего» становились теми позитивными заповедями, соблюдение которых повышало престиж человека в глазах окружающих и его самого.
Ценности не только преобразуют механизм нормативности. Они принципиально перестраивают и те системы значений, через которые человек познает окружающий мир. На обыденном уровне дуальность предстает как важная характеристика всего многообразия мира: небо — земля, солнце — луна, свет — тьма, день — ночь, мужское — женкое. верх — низ, горячее — холодное и т.д.
Эти оппозиционные начала и характеристики предметов и процессов выступали как равно необходимые для обеспечения органических процессов в природе, обществе и человеке. На обыденном уровне основным механизмом организации многообразных значений является градация оппозиций: высокое—среднее—низкое, день—сумерки — ночь, горячее — теплое — холодное, большое — среднее — малое, молодой - взрослый —старый и т. д. [5]
Информация о работе Ценности культуры как специфически человеческие ориентиры деятельности