Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:51, реферат
Буддизм возник на территории Индостана в VI веке до н. э., явившись, таким образом, первой по времени своего возникновения мировой религией. В дальнейшем он завоевал миллионы последователей в разных странах Азии, но на территории Индостана утратил свои позиции и фактически исчез. Тем не менее ранние стадии его истории связаны с этим субконтинентом, и освещать их следует на этническом и социально-историческом фоне Индостана VI в. до н. э.
Однако устойчивость
кастовой структуры и соответствующих
ей мировоззренческих принципов "перекрывает"
развитие капиталистического предпринимательства
на более высоких уровнях духовной регуляции.
Определяемая индуистскими религиозными
ценностями хозяйственная этика не создает
установок на бесконечное, имеющее цель
лишь в себе самом наращивание капитала
и развитие производства.
Общий вывод
относительно хозяйственной культуры.
индуизма состоит в том, что этический
релятивизм и отсутствие в индуистском
религиозном сознании абстрактных и универсальных
нормативных положений, соединение индивида
с конкретными обстоятельствами его бытия
и невыделенность личности из первичной
базовой ячейки создают социально-психологические
и идеологические препятствия на пути
возникновения в традиционной Индии экономических
и социальных отношений современного
буржуазного общества. По характеру системы
ценностных ориентации и поведенческих
стереотипов индуистское религиозное
сознание соответствует традиционной
экономике искусных ремесел, не выходящих
за пределы инструментального производства,
направленного на непосредственное удовлетворение
потребностей и имеющего естественный
предел в своем развитии.
Поскольку индивид
остается невычлененным из системы
межличностных связей, которые через
касту и большую семью определяют его
участие в хозяйственной жизни, система
религиозного сознания оказывается в
отношении острого антагонизма с императивами
безличного буржуазного общественного
производства. Индуизм закрепляет господство
традиционных экономических социальных
отношений и создает значительные препятствия
на пути выработки буржуазного общественного
сознания.
Формы хозяйственных
и иных отношений и роль государства
в средние века оставались в Северной
и Южной Индии в принципе теми
же, что были и прежде, например в эпоху
Маурьев, если даже не раньше. Но с веками
сложились и определенные новые закономерности,
связанные прежде всего с тем, что длительные
периоды децентрализации и краткие эпохи
централизации вынуждали индийское общество
быть готовым к структурной перестройке
и в том, и в другом случае. Практически
это значило, что в каждом из государств
обычно непротиворечиво сосуществовали
две различные зоны политической администрации
и соответственно две формы управления.
Если поставить
вопрос, почему же в Индии власть имущие
не выжимали из общины такой же максимум,
который стремились всегда иметь от своих
подданных правители мусульманского Востока
и Китая, ответ окажется на удивление прост:
шестой части урожая и соответствующих
пошлин и налогов с ремесленников и торговцев
в Индии вполне хватало. И не только хватало
для престижного потребления власть имущих,
для содержания их чиновников и воинов,
но также и для многочисленных храмов.
Больше того. Оставались излишки, которые
накапливались в форме баснословных сокровищ
- тех самых, что из века в век вывозили
из богатой, сказочно богатой Индии удачливые
завоеватели, будь то иранский Надир, афганский
Ахмад-шах или в более позднее время английские
колонизаторы, для которых Индия справедливо
считалась жемчужиной британской короны.
Веками вывозили — и еще немало оставалось.
Откуда все это бралось?
Если иметь
в виду внутренние ресурсы, то Индия
в этом смысле мало чем отличается
от других стран Востока. Пожалуй, секрет
здесь ином — опять-таки в специфике
Индии, о чем и идет речь. Неразвитая индийская
бюрократическая машина была неизмеримо
слабее и соответственно стоила намного
дешевле, нежели в Китае, даже в мусульманских
странах. Кроме того, строгие нормы кастовой
иерархии всегда ограничивали аппетиты
и потенции честолюбцев и даже удачливых
военачальников и жестко расставляли
все по своим местам, включая и уровень
потребления, особенно престижного: каждый
получал в основном то, на что имел право,
даже если ему удавалось захватить силой
гораздо больше. Уровень же потребления
для основной массы населения Индии всегда
был достаточно низким: одежда минимальна,
питание в основном вегетарианское, жилища
просты до предела. Частично это объясняется
климатом, географической зоной обитания,
частично — традиционными религиозными
нормами и запретами. Но факт остается
фактом: взимая с общины сравнительно
мало, причастные к власти верхи были сказочно
богаты.
И еще один существенный
момент. Налоги государству община
платила в целом, причем внутри общины
свою долю вносили все те, кто считался
полноправным членом общины и производил
продукты сельского хозяйства. Возможно,
что доля богатых при этом была соответственно
большей. Другими словами, налоги платили
имущие, как в городе, так и в деревне. И
это немаловажно иметь в виду, когда идет
речь о связях типа "казна — община"
и о достаточно сложных, неоднозначных
взаимоотношениях государства с приносившими
ему немалую часть дохода частными собственниками.
Иное дело — традиционные взаимоотношения
внутри общины, о которых уже шла речь.
Здесь имущие из высших каст явно выступали
в функции религиозно-санкционированных
верхов, живших за счет труда низших, обездоленных,
неприкасаемых, причем к неравенству традиционно-кастовому,
освященному принципом религиозного взаимообмена
(джаджмани), в общине нередко добавлялось
и вполне обычное для всех обществ, знакомых
с частной собственностью, неравенство
между имущими и работающими на них неимущими
(аренда, найм и т.п.).
Резюмируя, можно еще раз сказать, что взаимоотношения между государством и общиной в доисламской средневековой Индии в принципе были такими же, что и на остальном Востоке. Однако основанная на кастовых нормах специфика индийского общества довела эти отношения до уровня автоматизма, что объективно вело к ослаблению государства как политико-административной структуры и соответственному укреплению общины как элемента общества. Как и в других странах Востока, в Индии государство тоже довлело над обществом, но автономия и принципы саморегулирования в индийском обществе были столь велики, что давление государства сверху слабо ощущалось внизу. У государства почти не было забот об управлении народом (общинами), но именно это и делало индийское государство тем, чем оно было.
Главенствующему
политическому положению сангхи
в стране соответствовало ее экономическое
могущество. Монахи по-прежнему именовались
бхикшу — нищие, но давно ушло то время,
когда это название отражало действительное
положение вещей. Уж очень рано сангха
получила многочисленные источники обогащения
и вопреки тому культу бедности, которым
было проникнуто буддийское учение, стала
активнейшим образом использовать эти
источники. На первом плане было "подаяние",
означавшее теперь богатые пожертвования
состоятельных людей, и огромные доходы
от паломников, посещавших монастыри.
Государство и частные лица дарили монастырям
большие участки земли, обработка которых
давала огромные доходы. Есть сведения
о том, что два монастыря (Читталапаббата
и Тиссамахавихара) единовременно держали
запасы риса, нужные для того, чтобы в течение
трех лет кормить 12 тыс. монахов. Известно
такое свидетельство китайского путешественника
Фа Синя, посетившею Цейлон в III в. н. э.:
"Кладовые монахов полны драгоценными
камнями и ювелирными изделиями. Царь,
отправившийся однажды осмотреть эти
кладовые, увидел эти драгоценности и,
возжелав их, захотел отобрать". Однако
спустя три дня он раскаялся в этом намерении
и признался монахам в своем греховном
падении. Он посоветовал руководителям
впредь никого не пускать в свои кладовые,
не только царей, но и рядовых монахов,
пока их "стаж" пребывания в монастыре
не достигнет 40 лет.
Помимо средств,
шедших от пожертвований и от паломничества,
монастыри получали доходы от собственного
хозяйствования на своих землях. Кто
же работал на этих землях? Отнюдь не
монахи: им было категорически запрещено
заниматься производительным трудом;
достаточно с них было тою, что они обслуживали
сами себя и монастырские помещения, включая,
например, уборку двора вихары. Производительным
трудом занимались прежде всего рабы,
а затем и наемные служащие, слуги, ремесленники.
Значительную часть своих земель вихары
сдавали в аренду. Словом, все высокоученые,
абстрактные и абсолютно благочестивые
рассуждения и проповеди находили свое
жизненное воплощение в весьма интенсивной
эксплуататорской практике.
В Таиланде, например, тайская сангха имеет централизованную организацию и издавна обладает большими богатствами. Раскопки средневековых храмов иногда обнаруживают целые кладовые золотых статуэток и прочие драгоценности. Как и других странах Азии, в Таиланде сангха владеет большими земельными угодьями. Одним из видов ее хозяйствования до сих пор остается ростовщичество, признаваемое вполне благочестивой формой деятельности.
Список использованной
литературы
1. Васильев Л.
С. История Востока. — М., “Высшая школа”
, 1994.
2. История
религий. Т. 2. — М., 1988.
3. Буддизм
в переводах, альманах, вып. 2. —
СПб, “Андреев и сыновья” , 1993.
4. Джаммапада.
— Рига, УНГУС, 1991.
5. Кочетов А. Н. Буддизм. — М., “Наука” 1983.