Быт и нравы Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:50, реферат

Описание работы

О том, как жили древние славяне, где они расселялись и чем занимались, рассказывается в «Повести временных лет», что в переводе с древнерусского языка означает «Повесть о прошедших временах». Эта летопись была составлена во втором десятилетии XII века в Киеве. Возможным ее автором был ученый монах по имени Нестор. Есть объяснение происхождения слова «славяне» - это славные люди, гордые как собственными добрыми делами и поступками, так и славой своих доблестных предков. Культура славянского народа является частью его истории. Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции предков. В понятие культуры входит все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.

Работа содержит 1 файл

Реферат Тема- «Быт и нравы Древней Руси».doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Обучение всем женским работам  начиналось с раннего детства. Маленькие девочки с шести-семи лет уже помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и прялки. Подрастала девочка и с двенадцати-тринадцати лет ( а то и раньше) начинала сама готовить себе приданое. Она пряла нитки и сама ткала холст, который хранили к свадьбе. Затем она шила себе и будущему мужу рубашки и необходимое бельё, вышивала эти вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а иногда и на груди. Долгие месяцы девушка готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет жена и хозяйка, какая работница.

После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина отобрала у неё его любовь. 

Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки – от них зависело благополучие семьи. Они всё умели делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы».

В Древней Руси, особенно в крестьянских семьях, молодые люди рано вступали в брак, так как ценились трудовые руки. Девочка в 12 лет была уже  на выданье. Случались и более  ранние браки, хотя христианская церковь  их не поощряла.

Прясть и вышивать было принято  в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или просто вели оживлённый разговор.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Даже после принятия христианства большинство населения носило славянские имена. Знатные люди, получив при  крещении имена христианских святых, продолжали в быту именоваться славянскими  – Ярослав, Святослав, Всеволод, Мстислав и т. д. Именами остальной части населения могли служить любые существительные, прилагательные и их сочетания – Добрыня, Сновид, Лют, Волчий Хвост и т. д.

Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом-солью. Как же он возник? Для земледельцев-славян не было ничего дороже хлеба. Не случайно древнее название хлеба – жито. Хлеб для славян – это жизнь. Не меньше хлеба славянами ценилась соль. Они полагали, что соль образуется от согревающих землю солнечных лучей, поэтому слово «соль» и «солнце» имеют общий корень: славяне считали соль даром солнца. Соли было мало, к ней относились очень бережно, как к большой ценности. До сих пор живет примета: соль просыпать – к ссоре… Встречая почетного гостя хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что  у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Заключение

 

Формирование государства и  принятие христианства благотворно  сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному развитию, значительно укрепляло их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и белорусского народов, а лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры.

  В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как прямым наследникам древнеславянского государства нельзя забывать мудрых уроков истории и бережно хранить сокровищницу культурного наследия наших предков.

 

 

5. Литература

  1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга.» Саратов: "Надежда", 1993.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России» М.; Просвещение, 2005г.
  3. Соловьев В.М. « История России для детей и взрослых»; «ООО Белый город».
  4. ИКТ

Информация о работе Быт и нравы Древней Руси