БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО
БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО - (инд от санскр.
из иранск. Buddha - познавший, просветленный;
см. искусство) - исторический тип искусства,
по содержанию и художественным формам
значительно отличающийся от античного,
западноевропейского христианского
и мусульманского искусства. Художественный
стиль буддийского искусства в течение
многих веков господствовал на огромных
территориях Центральной, Юго-Восточной
и Северо-Восточной Азии. Его возникновение
и развитие составляет эпоху в истории
мирового искусства. Буддийское искусство
основывается на нравственно-религиозном
учении буддизма, которое складывалось
в Индии в VI в. до н. э.; постепенно вытесняло,
но и взаимодействовало с более древними
верованиями индусов (см. Индии искусство).
Основой учения является понятие «бодхи»
(санскр. bodhi - озарение, пробуждение) - означающее
слияние интеллектуальных, эмоциональных
и волевых способностей человека в нирване
- состоянии духовного прозрения, интуитивного
постижения сущности бытия и смысла жизни.
Человек, достигший состояния нирваны,
но оставшийся жить среди людей из-за любви
и сострадания к ним, стремящийся помочь
им выйти из круговорота рождений и смертей
(сансары), называется бодхисатвой (от
bodhi — озарение и sattva - сущность). Бод-хисатва
- это будущий Будда, душа, готовая стать
Буддой, носитель блага. В более узком
смысле — ученик. В раннем буддизме считалось,
что земной путь к спасению прошли 24 будды.
Следующий за ними, самый известный учитель
- царевич Гаутама из рода Шакья (564-483 гг.
до н. э.). Шакьямуни (санскр. Shakyamuni — «Милосерден
в единении и тишине») жил в роскоши в трех
дворцах правителя-брахмана, оберегаемый
своим отцом от любых знаний о несовершенстве
мира, поскольку был предназначен для
роли правителя. Но в 29 лет царевич «был
избран из роскоши и неведения». Переезжая
из дворца во дворец, он увидел «три страдания»:
человека, беспомощного от старости, другого
- пораженного неизлечимой проказой, и,
наконец, ему был явлен вид мертвого тела.
Возница объяснил пораженному принцу,
что «такова судьба всех людей». Тогда
Гаутама понял суетность и бренность земных
радостей. После семи лет отшельничества
и скитаний вблизи местности Гайа на границе
с Непалом, Гаутама, сидя под «деревом
просветления - Бодхи, получил озарение
и стал Буддой. Ему дали прозвание Сиддхартха
(«Исполнивший свое назначение») '. В раннем
учении буддизма - хинаяне - сообщается
еще об одном «Просветленном» - Будде будущего
- Майтрейе. В более позднем учении - махаяне
- говорится о бесконечном числе будд (отсюда
название: «Храм тысячи будд» в Японии).
Распространение буддийского учения в
Азии было стремительным. В Индии - при
династии Маурьев, в особенности, в годы
правления самого известного из них, императора
Ашоки (269-231 гг. до н. э.). Есть сведения,
что буддизм уже известен в эллинистической
Бактрии в I в. до н. э. В 67 г. н. э. при династии
Хань буддизм официально принят в Китае,
во II в.- в Тибете. На юго-востоке Корейского
полуострова в эпоху «Трех царств» (313-668)
в государстве Силла были изгнаны китайцы-даосы
и в 535 г. принят буддизм. Столицу буддийской
Кореи г. Кёнчжу называли «Золотым городом»
за множество установленных там позолоченных
статуй бодхисатв. В VI в. буддизм стал проникать
в Японию, сосуществуя там с исконно японским
синтоизмом. Быстрое распространение
буддизма объясняется тем, что буддизм
- не столько религия, сколько нравственное
учение, отвечавшее созерцательному мироощущению
людей Востока. Религия на Востоке - не
свод умозрительных, абстрактных идей,
канонов и догм, и не воинствующая Церковь,
а тихое, интимное, требующее внутреннего
сосредоточения, искусство жизни. Предлагаемый
учением Будды Шакьямуни путь постижения
истины называют также «срединным путем»,
поскольку он отвергает крайности мистицизма
древнейших культов, их жестокость, и аскетизм
отшельничества. По одной из легенд, сам
Будда убедился на опыте, что умерщвление
плоти ведет к угасанию разума. Путь нравственного
совершенствования постигается индивидуально,
постепенно и без принуждения, сосредоточением-медитацией.
Поэтому идеям буддизма не было необходимости
преодолевать местные культы, этнические
обычаи и древнейшие верования. Буддизм
мирно существовал с ними, а буддийское
искусство включало в свои сюжеты любые
традиционные персонажи: и царевичей,
и мифологических героев и даже страшных
индуистских богов - Вишну и Шиву. Оно оказалось
ярким, праздничным, во многих случаях
чувственным, даже эротичным. Но характерно
также, что проявления чувственности в
буддийском искусстве Индии вскоре вернули
его к брахманистским истокам и на своей
родине буддизм не приобрел господствующего
положения. Страной классического буддизма
стал Китай. По легенде, после смерти и
кремации тела Будды Шакьямуни его останки
разделили между собой «восемь правителей»
и они были перенесены в Китай и Японию,
где хранились в особых реликвариях. Считается,
что у Шакьямуни была большая круглая
голова, широкий, «луноподобный лик» и
узкие глаза. Сросшиеся на переносице
брови, «урна» -отметина в середине лба,
раздвоенные и длинные мочки ушей, «три
линии счастья» на шее, «шишка мудрости»
на темени -признаки святости. У Будды
также темная бронзового оттенка кожа,
полные округлые формы рук и ног («как
у газели»), длинные пальцы, белоснежные
ровные зубы - все эти черты соответствовали
представлениям индийцев о мужской красоте.
Будда изображался стоящим либо сидящим
на «лотосовом троне». Канонизированное
положение рук и ног - асана (санскр. asana
- поза) - предписывало изображать сидящего
Будду со скрещенными ногами и вывернутыми
наружу пятками: «поза лотоса» (padmasana).
В самом общем смысле асаной называли
канон, правила изображения разных лиц
буддийской истории. Будда также соединяет
большой и указательный пальцы рук (знак
сосредоточения), либо поднимает три пальца
правой руки для благословения. Голова
его может быть покрыта остроконечной
тиарой (символ власти), или «улитками»
- спирально завитыми волосами. Такая прическа
напоминает об улитках, защищавших своими
прохладными телами голову Шакьямуни
от солнца, когда он предавался медитации
под деревом Бодхи. Изобразительными символами
буддизма стали белый слон и две газели,
по преданию, первыми вышедшие из леса,
чтобы послушать «Просветленного». По
другим рассказам, Будда шесть раз являлся
в облике белого слона, десять раз - в облике
оленя и четыре раза -коня. Там, где ступает
Будда, расцветает белый лотос - символ
чистоты (см. будда-пада). Иногда Будду
изображают с ткацким челноком в руках,
символизирующим возрождение после телесной
смерти (подобно тому, как ныряет челнок
в руках ткача). Будда может держать в левой
руке кувшин с землей, а в правой - рисовые
ростки (символ возрождения). В Китае Будду
изображают с копьем и с книгой (символы
храбрости и знания). «Будда в стиле Махаяна»
- Амитабха (санскр. Amitabha - «Неизмеримый
свет»; китайск. Amytopho; японск. Amida) — символизирует
Будду как владыку Рая (Сукхавати), где
возрождаются к жизни праведные существа.
Это «Будда беспредельной жизни», он восседает
на лотосе и изображается красным цветом,
его сияние - мандорла - зеленым. Вокруг
-«китайские облака», перед Буддой - его
ученики и сподвижники, играют музыканты
и танцуют танцовщицы. Красное и зеленое
дополняется золотом. Часты изображения
Будды Шакьямуни в окружении своих последователей:
Ананды, Асанги, Бодхидхармы - основателя
дзэн-буддизма в Японии (в 520 г. он прибыл
в Китай из южной Индии, изображался в
китайском и в японском искусстве). В буддийском
искусстве Индии, Индокитая и Японии изображаются
и индуистские персонажи -четырехликие
и многорукие асуры, демоны, превратившиеся
в защитников, стражей буддизма. Бодхисатвы,
в отличие от будд, чаще представляются
шестирукими в высоких тиарах южноиндийских
правителей. В каменных рельефах индийских
храмов непременно показывается сцена
«Поклонения Священному дереву». В центре
композиции - прорастающее сквозь древний
жертвенник «Древо Бодхи» (Дерево Просветления,
под которым сидел Будда) с симметрично
расположенными ветвями (сравн. «Мировое
дерево»). Вверху, в его ветвях - асуры,
птицы и звери. Внизу, по обе стороны - последователи
и ученики - архаты.
Мара испытывает Будду
Картина «Мара испытывает Будду» была создана неизвестным китайским
или центральноазиатским художником,
работавшим в период Пяти династий (907—960
годы). Эксперты относят её создание к
началу X века. Это религиозное произведение,
которое было создано для буддийской литургии, по сути это буддийская икона. Она написана на шёлке,
её размеры 144,4×113 см.
Происхождение
: Картина хранилась
в одной из пещер большого храмового комплекса в Дуньхуане, в так называемой
«пещере манускриптов», где было сложено
множество буддийских рукописных книг.
Её обнаружил в 1908 году в ходе экспедиции
французский синолог Поль Пеллио, и вместе с другими
буддийскими сокровищами — редкими рукописями,
статуями и произведениями живописи, —
отправил из Китая в Париж.
Сюжет
В произведении изображена кульминационная
точка в жизни основателя буддизма
Будды Шакьямуни — ночь, проведенная в
медитации, его победа в эту ночь над богом
Смерти Марой, и наступившее вслед
за этим пробуждение, (или просветление).
Будда, прошедший к этому моменту длительную
духовную эволюцию от купавшегося в роскоши
царского сына, до монаха-отшельника, умерщвлявшего
плоть ради отречения от земных благ, пришёл
к выводу, что и то и другое не ведет к истине.
Истина, как это бывает, открылась неожиданно.
«В 14-й день месяца вайшакха» Будда привычно расположился
для медитации под деревом. Ночью взошла
полная луна. Он как обычно прошёл четыре
стадии созерцания — так Гаутама ежедневно
очищал свой ум. Далее он вошел в привычный транс, перекрыв все пять каналов
чувственного восприятия — так усмиряются
желания. Затем он вошёл во второй транс —
в состояние остановки мыслительного
потока — точка, в которой возникли умиротворенность
и счастье. Далее он достиг точки равновесия
к тому, что радует, и к тому, что отвращает.
Затем, отринув радость и боль, приподнятость
и подавленность он перешел в четвёртый
транс. Однако каждое из этих четырёх состояний
было не только внутренним психологическим
продвижением, но одновременно и проникновением
его духа в мировую «истинную реальность».
Более всего этого продвижения Гаутамы
к истине опасался бог Смерти Мара. Ибо Гаутама одерживал
победу, прежде всего, над ним — ведь смерть
не властна над Просветлённым.
Легенды
гласят, что Мара всю ночь Просветления
сражался то как взбесившийся буйвол,
то как бог Зла, всячески противясь
творимому подвигу. Он насылал на
Гаутаму толпы злых духов, страшных оборотней
и виев, но Будда даже не замечал их. Тогда
в небесно-прекрасном лике и в безумно
соблазнительном виде явились дочери
Мары — воплощение сладострастия, похоти
и других губительных пороков. Но от них
Будда был защищен силой великой Любви
(майтри) и великого сострадания (каруна) ко всему живому. Следом Мара
устроил землетрясение и ураган, но ни
один волос не дрогнул на голове Будды —
его охраняли десять совершенных качеств,
обретенных в этой и прошлых жизнях: щедрость,
нравственная чистота, способность к отречению,
интуитивная мудрость, самоотверженность,
терпение, правдивость, решимость, любовь
ко всем существам и невозмутимость. После
этого, бог Зла и Смерти отступил, склонив
свою непокорную голову перед Победителем.
Описание: На картине изображена
высшая точки атаки нечисти, возглавляемой
Марой. В ее центре на алмазном троне восседает
невозмутимый Будда. Вокруг его тела и
головы светится гало, состоящее из
духовной энергии, а за его спиной символически
изображено дерево, под которым он сидит.
Вся сцена залита синеватым светом — так
художник хотел дать понять, что действие
разворачивается ночью, при луне. Будда
сидит в позе, которую в буддийской иконографии
называют «бхумиспарша-мудра» — призвание
земли в свидетели. Со времен появления махаяны это одна из самых
распространенных поз, в которых изображался
Будда — он призывает землю засвидетельствовать
происходящее, прикасаясь к ней, или опустив
правую руку вниз. Злобный Мара изображен
возле трона справа от Будды; в красном
одеянии и золотой короне, в окружении
своих похотливых дочерей, он, воздев руки,
потрясает символом своей власти. На всём
остальном пространстве картины творится
такой разгул нечисти, какой не встретишь
даже на картинах Босха. Со звериными
головами, с головами из которых торчат
змеи, с мордами неведомых монстров, белые,
желтые, коричневые, синие, и даже зеленые
они полчищами наступают на Будду, визжа,
шипя, и стреляя из всех видов оружия, но
все тщетно — силой своего просветления
Гаутама прямо в воздухе превращает их
стрелы в цветы, которые падают по всему
пространству картины. В этом злобном
дьявольском сонме своей особенно мерзкой
фантазией выделяется демон, который,
наклонившись, и выпучив глаза, источает
некое пламенеющее зловоние прямо под
носом Просветленного. Однако и этот тяжкий
труд демона не приносит успеха — Гаутама
невозмутим.
С правой и с левой стороны
картины изображены двенадцать явлений
Будды, а в нижней ее части семь
сокровищ Чакравартина — восьмиугольник,
военачальник, конь, слон и т. д., которые
также были символическими атрибутами
Будды, и в разных сочетаниях вошли в иконографию
буддийских изображений; они символизируют
власть Будды над «тремя мирами».
Вооружения
: Художник, написавший
это произведение, по сути изобразил войну.
Несмотря на всю фантастичность происходящего,
армия демонов, наступающая на Гаутаму,
вооружена по последнему слову техники.
У них мечи и луки, одна их часть восседает
на колеснице, организованно стреляя из
луков (в правой нижней части картины;
в левой части картины такая же колесница
опрокинута силой духа Гаутамы), другая
часть воинства стреляет со спин слонов.
Однако самым удивительным является то,
что демоны используют порох. Один из них, по
мнению ученых, бросает пороховую гранату,
второй размахивает огненной (пороховой?)
пикой или стреляет из примитивного ружья.
Эта картина является косвенным свидетельством
того, что порох китайцы знали задолго
до 1044 года, от которого до
нас дошло первое упоминание о нём.
Значение античной культуры.
Античная культура - уникальное явление,
оказавшее огромное влияние на развитие
всей европейской цивилизации. Достижения
греческого искусства частично легли
в основу эстетических представлений
последующих эпох. Римская культура с
её развитыми представлениями о целесообразности
вещей и поступков, справедливости в жизни
общества смогла дополнить греческую
культуру. Синтез этих двух культур и создал
неповторимую античную культуру, ставшую
основой европейской культуры.
Древнеримская культура. Римская
культура стала питательной почвой для
культуры романо-германских народов Европы.
Древнеримская культура прошла сложный
путь развития от культуры римской общины,
впитав культурные традиции древней Греции,
попав под влияние этрусской, эллинистической
культур и культур народов древнего Востока.
Колизей или Амфитеатр Флавиев.
Архитектура Древнего Рима. Рим и
другие города империи украшались великолепными
зданиями – храмами, дворцами, театрами,
амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки,
в которых травили животных, устраивали
бои гладиаторов и публичные казни, - особенность
культурной жизни Рима. Римский форум.
Площади Рима и других городов украшались
триумфальными арками в честь военных
побед, статуями императоров и выдающихся
общественных людей государства. Во многих
городах возводились дома в 3 - 6 этажей. .
Арка на площади Рима.
Живопись и скульптура
Древнего Рима. Дворцы и общественные
здания украшались настенными росписями
и картинами, главным сюжетом которых
были эпизоды греческой и римской мифологии,
а также изображение воды и зелени. В период
империи особое внимание получила портретная
скульптура, характерной особенностью
которой являлся исключительный реализм
в передаче черт изображаемого лица. Многие
произведения скульптуры представляли
прекрасно выполненные копии греческих
и эллинистических произведений искусства.
Особенно распространённым видом искусства
была мозаика, обработка драгоценных металлов
и бронзы.
Искусство:
Римляне, отличавшиеся большим практическим
смыслом в решении задач материальной
жизни, умевшие создать у себя стройный
склад гражданственности, утвердить свою
военную силу и широко распространить
своё политическое могущество, были лишь
в слабой степени одарены способностью
к художественному творчеству, как и вообще
к творчеству в области духовных интересов.
Никогда не чувствуя настоящей, внутренней
потребности в искусстве, они вначале
смотрели на него, как на расслабляющую
роскошь, и если обращались к нему, то единственно
в видах реальной пользы, причём довольствовались
заимствованиями от этрусков.
Потом, когда победы над другими народами
доставили римлянам богатство и развили
в них национальную гордость, особенно
после завоевания Греции, сблизившего их с высокой
цивилизацией этой страны и наводнившего
город квиритов вывезенными из неё художественными
произведениями, искусство стало пользоваться
в Риме почётом, но всё-таки не как нечто
существенно необходимое, а как средство
придавать внешний блеск общественному
и частному быту, возвеличивать виновников
отечественной славы, льстить народному
самолюбию. Государственные люди и богачи
стали покровительствовать искусству
и привлекать в Рим художников из обедневших
и опустевших городов Эллады; эти приезжие
артисты работали, стараясь удовлетворить
вкус своих заказчиков, и под их руководством
образовывались туземные мастера.
Архитектура:Наибольшей оригинальности
достигла у римлян архитектура; скульптура
и живопись были у них только продолжением
того, что было сделано в этих художественных
отраслях греками. При всей ограниченности
новизны, вообще внесённой римлянами в
искусство, им принадлежит та великая
заслуга, что они разнесли во все концы
известного тогда мира унаследованное
ими классическое искусство Эллады и послужили
передатчиками его элементов новым временам
и новым народам, начавшим своё политическое
существование на развалинах Римской
империи.
Скульптура:По преданию, первые скульптуры
в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными
статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой
была статуя богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э. начинают ставить статуи
римским магистратам и даже частным лицам.
Многие римляне стремились поставить
статуи себе или своим предкам на форуме.
Во II в. до н. э. форум был настолько загроможден
бронзовыми статуями, что было принято
специальное решение, по которому многие
из них были сняты. Бронзовые статуи, как
правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими
мастерами, а начиная со II в. до н. э.— греческими
скульпторами. Массовое производство
статуй не способствовало созданию подлинно
художественных произведений. Самым важным
в статуе представлялось портретное сходство
с оригиналом.
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает
оказывать могущественное влияние греческая
скульптура. При грабеже греческих городов
римляне захватывают большое количество
скульптур. Несмотря на обилие подлинников,
вывезенных из Греции, рождается большой
спрос на копии с наиболее известных статуй.
Обильный приток греческих шедевров и
массовое копирование тормозили расцвет
собственной римской скульптуры. Только
в области реалистического портрета римляне,
использовавшие этрусские традиции, внесли
новые художественные идеи и создали несколько
превосходных шедевров («Брут», «Оратор»,
бюсты Цицерона и Цезаря). Под влиянием греческих
мастеров римский портрет освободился
от наивного натурализма, свойственного
этрусской школе, и приобрел черты художественной
обобщенности, то есть подлинного произведения
искусства.
Живопись:Эта отрасль искусства, подобно
скульптуре, перешла в Италию из Греции. Но тогда как в Риме не было
почти ни одного своего скульптора, который
настолько пользовался известностью,
чтобы его имя сохранилось для потомства,
в туземных художниках, с успехом трудившихся
по части живописи, не было недостатка.
Этим доказывается, что римляне были наделены
способностью к ней, получив первое знакомство
с нею от этрусков, которые, как доказано, широко
пользовались ею для украшения своих погребальных
склепов и, вероятно, также храмов и жилищ.
Ещё во времена республики славился Фабий Пиктор, расписавший в 300 году до н. э. храм Безопасности. Сто лет
спустя, поэт Пакувий, бравшийся за кисти
в минуты досуга, пользовался уважением
за свои живописные работы. При Августе
Рим имел уже нескольких более или менее
искусных живописцев, во главе которых
стоял знаменитый Лудий. Но всё это были
преимущественно декораторы; живопись
же в строгом смысле слова, не играющая
роли пособницы при архитектуре, постоянно
оставалась в руках греков.