Богатство и разнообразие словаря говорящего

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:00, контрольная работа

Описание работы

Культура речи — совокупность таких показателей, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, выразительность, ясность и понятность, ее чистота, уместность, образность, логичность, точность и правильность, эмоциональность, содержательность речи.

Работа содержит 1 файл

кр по русскому.doc

— 75.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Учение  о культуре речи зародилось еще в  Древней Греции в рамках риторики как учение о достоинствах и недостатках речи. В риторических трактатах давались предписания, какой должна быть речь и чего нужно в ней избегать. В этих трудах содержались рекомендации по соблюдению правильности, чистоты, ясности, точности, логичности и выразительности речи, а так же советы по поводу того, как этого добиться. Кроме того, еще Аристотель призывал не забывать об адресате речи: «Речь состоит из трех элементов: самого говорящего, предмета, о котором он говорит, и лица, к которому он обращается, и которое есть, собственно, конечная цель всего (я имею в виду слушателя)». Таким образом, Аристотель и другие риторы обращали внимание читателей на то, что риторических высот, искусства речи можно добиться только на базе владения основами речевого мастерства.

     Следует подчеркнуть, что для античных исследователей речи правильность произношения — это вовсе не самоцель. Это великолепно сформулировал Цицерон: "…Никто никогда не восхищался оратором только за то, что он правильно говорит по-латыни. Если он этого не умеет, его просто осмеивают и не то что за оратора, а и за человека-то не считают…"

     В XX веке В.И. Чернышов, Л.В. Щерба, Г.О. Винокур, Б.Д. Томашевский, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов и их многочисленные ученики постепенно, все полнее и шире осмысливали совокупность явлений, обозначаемую термином «культура речи», или «речевая культура». Этот термин прочно вошёл в науку и жизнь. Наметилось и размежевание этого термина, говорящее о признании новой области знания, задачей которой оказывается изучение культуры речи как совокупности её реальных свойств и особенностей.

     Сейчас  мы рассматриваем культуру речи как  часть культуры общения и культуры в целом, потому что культура речи определяется уровнем владения речью.

     Значение  культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем  оставаться равнодушными к угрозе оскуднения русского языка, утраты им образности, эмоциональности и благозвучия. На ум мне пришли такие слова И.С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Но мы сами же безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем… как же помочь нашему языку? Как спасти его от засорения? Об этом должен задуматься каждый! Каждый человек должен любить свой язык, уважать его. Судьба родного языка не должна быть нам безразлична. И я считаю, что если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. Именно в этом состоит  актуальность данной темы.

     А что же такое культура речи человека? В современной литературе фигурирует немалое число определений этого термина (синоним – «речевая культура»). Для того чтобы разобраться в этом понятии, стоит привести некоторые из них.

     Культура  речи – степень соответствия речи нормам литературного языка; область языкознания, исследующая проблемы нормализации литературного языка, конкретные нормы и критерии правильности речи, направленные на совершенствование языка как орудия культуры.

     Культура речи — признаки и свойства речи, совокупность и система которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.

     А в качестве базового мы возьмем последнее  определение, так как именно оно  раскрывает нашу тему.

     Культура  речи — совокупность таких показателей, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей. К ним относятся: богатство (разнообразие) речи, выразительность, ясность и понятность, ее чистота, уместность, образность, логичность, точность и правильность, эмоциональность, содержательность речи. 
 
 

1. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ

     Учитывая  многообразие и широту данного вопроса, я хочу рассмотреть такие показатели уровня речевой культуры как: богатство речи, ее чистота, выразительность и точность. 

     1.1. Богатство и разнообразие словаря говорящего

     Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. В чем же заключается  богатство русского языка?

     Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» - около 90 тысяч слов.

     Каким должен быть словарный запас одного человека? Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно. Одни исследователи считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7-9 тыс. разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тыс. слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова. Например, А. С. Пушкин употребил в своих произведениях и письмах более 211 тыс. слов, причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами.

     Говорящему  необходимо иметь достаточный запас  слов, чтобы выражать свои мысли  четко и ясно.. важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, т.е. его многозначностью. Важно, то ли слово выбрано для выражения мысли? Понимает ли слушатель, о чем идет речь, что имеет в виду говорящий?

     Чаще  всего в речи реализуется одно из значений многозначного слова. Если было бы иначе, то люди часто не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может быть использована как прием обогащения содержания речи.

     Каждый, кто заинтересован в совершенствовании  своей речи, должен уметь  соотносить, противопоставлять не только слова, связанные между собой разнообразными семантическими, тематическими, ассоциативными отношениями, но и разные значения одного слова.

     Очень богат наш язык синонимами1. Синонимы делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избегать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Например, понятие о большом количестве чего-либо передается словами: много (яблок), тьма (книг), туча (комаров), океан (улыбок).

     Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь, не вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может волновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Непременное условие культуры речи – ее чистота

     Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно и многие другие. Это производит очень неприятное впечатление.

     Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой  смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего. Затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателя, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А. Суконцев в одном из своих фельетонов:

     Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

     - Ну, как, - спросил я, - понравилась?

     Он  молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками.

     - Что это?

     - крестик – это «значит», а кружочек  – «так сказать». Сто восемнадцать  крестиков и сто восемьдесят  четыре кружочка за два академических  часа…

     Сами  понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.

     Почему  же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности. 
 
 
 

1.3. Речь должна быть выразительной

     Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у  слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

     Следует иметь в виду, что в науке  нет единого определения понятия  «выразительность речи». Существуют разные подходы к описанию этого качества речи. Ученые считают, что выразительность может создаваться средствами языка всех его уровней. Поэтому в литературе выделяют выразительность произносительную, акцентологическую, лексическую, словообразовательную, морфологическую, синтаксическую, интонационную и стилистическую.

     Говорящему  помогают сделать речь образной, эмоциональной  специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения и крылатые слова. Рассмотрим некоторые из них.

     Яркий прием художественного средства – метафора. Метафора основана на переносе наименования по сходству. Метафоры образуют по принципу олицетворения (вода бежит), овеществления (стальные нервы), отвлечения (поле деятельности) и т.д. В роли метафоры могут выступать различные части речи: глагол, существительное, прилагательное. Довольно часто метафоры используют и в обиходной речи. Нередко мы слышим и сами говорим: идет дождь, часы стали, железный характер, теплые отношения, ласковое солнце. Однако эти метафоры утратили свою образность и носят бытовой характер. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже осознать, представить событие или явление. Вот, к примеру, какие метафоры использовал в напутственном слове первокурсникам выдающийся физиолог академик А.А.Ухтомский:

     Ежегодно  все новые волны молодежи приходят с разных концов в университет на смену предшественникам. Какой мощный ветер гонит сюда эти волны, мы начинаем понимать, вспоминая о горестях и лишениях, которые приходилось испытать, пробивая преграды к этим заветным стенам. С силою инстинкта устремляется молодежь сюда. Инстинкт – это стремление знать, знать все больше и глубже.

     Сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех данных: во-первых, то, что сравнивается («предмет»), во-вторых, с чем сравнивается («образ»), в-третьих, то, на основании чего одно сравнивается с другим («признак»).

     Так, А.В. Луначарский, выступая на I Всесоюзном съезде учителей, говорил об органической связи всех ступеней образования, о роли науки в жизни страны. Поясняя свою мысль, он прибегнул к простому и убедительному для того времени сравнению:

     Как без цемента не может быть построено  здание, так нельзя сейчас руководить государственным или хозяйственным делом без науки.

     В данном примере наука («предмет») сравнивается с цементом («образ»), без которого не может быть построено здание («признак»).

     С помощью сравнения говорящий  выделяет, подчеркивает предмет или  явление, обращает на него особое внимание. Все это приводит к лучшему  усвоению и запоминанию сказанного, что очень важно для слушающего. Яркие, выразительные сравнения придают речи особую поэтичность.

     Эпитеты – художественные определения. Они позволяют более ярко характеризовать  свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащают содержание высказывания. Обратите внимание, какие выразительные эпитеты находит А.Е.Ферсман, чтобы описать красоту и великолепие зеленых камней:

     Яркокрасочный изумруд то густой, почти темный, прорезанный трещинами, то сверкающий яркою ослепительною зеленью, сравнимый лишь с камнями Колумбии; ярко-золотистый «хризолит» Урала, тот прекрасный искристый камень демантоид, который так ценила заграница, и следы которого нашли в старинных раскопках Экбатаны в Персии…

     Как и другими средствами речевой  выразительности, эпитетами не рекомендуется злоупотреблять, так как это может привести к красивости речи в ущерб ее ясности и понятности.

     Богатый материал для выступлений содержит устное народное творчество. Настоящий клад для оратора – пословицы и поговорки. Приведем некоторые примеры народных пословиц и поговорок: «Азбука – к мудрости ступенька», «Апрель с водой, а май с травой», «Баня здоровит, разговор веселит», «Ласковое слово слаще меда», «С глупой речью сиди за печью».

Информация о работе Богатство и разнообразие словаря говорящего