Биография Д. Фрэзера и его вклад в науку

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:11, реферат

Описание работы

Джеймс Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января 1854 года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. Родители Фрэзера состояли в Свободной церкви Шотландии — консервативной секте, которая в 1840-х гг. порвала с официальной шотландской церковью. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей.

Работа содержит 1 файл

Фрэзер о тотемизме РЕФЕРАТ.docx

— 25.58 Кб (Скачать)

Биография Д. Фрэзера и его вклад в науку

     Джеймс  Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января 1854 года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. Родители Фрэзера состояли в Свободной церкви Шотландии — консервативной секте, которая в 1840-х гг. порвала с официальной шотландской церковью. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей.

     Фрэзер  поступил в университет Глазго в возрасте 15 лет (обычный возраст для того времени). Получил образование по специальности юриспруденция (1869—74). В мемуарах он вспоминает, что в это время с ним произошли три важные вещи: он на всю оставшуюся жизнь увлёкся классическими языками и литературой, понял, что мир управляется системой неизменных природных законов, и безболезненно потерял религиозную веру своего детства.

     Прочитав  книгу Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871), решил изучать антропологию. Он считал, что хотя шотландское образование дало более разностороннюю подготовку, чем это сделало бы английское, но всё-таки его уровня не достаточно, и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета для получения второй степени бакалавра, где стал учеником У. Р. Смита и в 1874—79 гг. изучал классическую филологиюфилософию и право. С 1879 года и до конца жизни работает в Кембриджском университете, с 1907 года — профессор социальной антропологии.

     В 1896 году Фрэзер женился на Элизабет Гроув — вдове французского происхождения с двумя детьми, которая из-за бедности стала писательницей. Она была автором важного исследования, посвящённого истории танца, и множества пьес, использовавшихся для обучения во французской школе. Элизабет была убеждена, что научное сообщество недооценивает заслуги её мужа, который полностью соответствовал стереотипу учёного — был застенчив и неразговорчив. Она организовала перевод его работ на французский язык, благодаря чему Фрэзер стал очень известным во Франции после Первой мировой войны. В1907 году он стал членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, а в 1907—1908 гг. — профессором социальной антропологии Ливерпульского университета. На протяжении всей жизни Фрэзер получал высшие академические награды. В 1914году он был произведён в звание рыцаря, в 1920 году стал членом Королевского Общества, а в 1925 году получил награду за заслуги. С 1930 года почти полностью ослеп. Умер Джеймс Джордж Фрэзер 7 мая 1941 года в возрасте 87 лет.

     Фрэзер  развивал сравнительный метод в этнографии, он является одним из родоначальников сравнительного религиоведения. Его работы затрагивали широкий спектр антропологических исследований. Он был первым, кто предположил наличие связи между мифами и ритуалами. В основу его исследований были положены три принципа: эволюционное развитие, психическое единство человечества и фундаментальная противоположность разума предрассудку.

     Фрэзер  был кабинетным учёным и почти  никогда не покидал пределов Англии. Кроме Италии и Греции практически нигде не был, а большую часть фактического материала получил от миссионеров и служащих Британской империи, живших в колониях, использовав для этого рассылку специальных опросников.

     Джеймс  Фрэзер начал писать благодаря своему другу Уильяму Робертсону Смиту, который был редактором энциклопедии «Британника» и предложил Фрэзеру сотрудничество. Так как к тому времени тома до буквы «O» уже вышли в печать, Фрэзер начал работать над статьями, идущими после буквы «P». Он стал автором таких важных статей, как «Табу» и «Тотем».

     Первая  работа «Тотемизм» вышла в 1887 году. Наиболее известная работа Фрэзера, принесшая ему мировую славу, — «Золотая ветвь» — была впервые опубликована в 1890 году. В этой книге собран и систематизирован огромный фактический материал по первобытной магиимифологиитотемизмуанимизмутабу, религиозным верованиям, фольклору и обычаям разных народов. В этой книге проводятся параллели между древними культами и ранним христианством. Труд был расширен до 12 томов в последующие 25 лет.

     Джеймс  Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного развития человечества: магиярелигия и наука. Согласно Фрэзеру магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.

     Материалы из произведений Фрэзера, посвящённые символическому циклу жизни, смерти и возрождения, широко использовались в литературе и искусстве периода, последовавшего за Первой мировой войной. Например, аллюзии на книги Фрэзера можно найти в «Бесплодной земле» Томаса Элиота. 

Первобытная магия

     Первобытная магия - система обрядов, суеверий, табу, предполагавшая особые причинно-следственные отношения между предметами и явлениями на основе их взаимного подобия или контакта. Появление магии в истории человечества неразрывно связано с эпохой анимистической натурфилософии. В основе симпатической магии (от слова «симпатия», посредством которой все вещи якобы взаимосвязаны между собой через эфир), по мнению Дж. Фрезера, лежат два принципа:  
1) закон подобия, в соответствии с которым подобное производит подобное,  
2) закон заражения

     Магию, основывающуюся на принципе подобия, Дж. Фрезер называл гомеопатической, а магию, основывающуюся на принципе заражения, - контагиозной. Кроме того, он подразделял магию на положительную (магию предписаний и санкционированных действий, например колдовство) и отрицательную (систему ограничений, запретов и табу). 

Д. Фрэзер о тотемизме

     К первобытным верованиям относятся и тотемистические представления. Тотемизм - представление или вера в существование «чувственно-сверхчувственных» кровных (родственных) связей между определенной группой людей (родом, племенем) и определенным видом животных, растений или явлением природы. Люди верили, что они являются братьями и сестрами животных, реже - растений, происходят от общего с ними предка, тотемные животные относятся к ним как к своим родственникам. Тотем представлялся реальным существом, которое благодаря особым, «сверхчувствительного» качествам делала свое конкретное дело: Заботилась о людях определенного рода, оказывала им финансовую помощь, даже могла наделять людей своими выдающимися способностями: орел - остротой зрения, медведь - силой и т.д. Впервые тотемистические представление описал английский этнограф Джеймс-Джордж Фрэзер в 12-томной работе «Золотая ветвь» (1911-1915). Природу тотемизма исследователь толковал неоднозначно. Сначала он выводил тотемизм с анимизма. По его убеждению, душа со смертью человека покидает ее тело и вынуждена находить себе убежище. Им и становится тотемное животное или растение. Позже Фрезер объяснял тотемизм как разновидность общественной магии, направленной на приумножение тотемного вида. Исследовал этнограф и связь между тотемными представлениями и экзогамии (обычаю, запрещавший браки между членами одной родовой группы). Ученый пришел к выводу, что тотемизм возник из незнания процессов зачатия. Первобытный ум, по мнению Фрэзера, приписывал причины зачатия любым предметам, у которых чувствуются первые признаки беременности. С этим процессом он и связывал появление индивидуального тотема. По Фрэзеру, тотемизм двояк: с одной стороны, он является формой социального объединения, как таинственную связь между группой кровных родственников, с другой - это религиозная система верований и практических действий. Тотемом было то, с чем человек была непосредственно связана в своей жизни (олень, волк, орел, кабан и т.д.). Это мог быть и объект, привлекающий внимание какими-то особыми чертами, например черепаха цвета, напоминавший кровь. Тотемов берегли. Иногда тотема - животное могли и забить, чтобы коллективно зажарить мясо, съесть его и таким образом получить от него желаемые черты (смелость, силу, легкость и т.д.). Многие тотемных племен верили, что после смерти каждый человек превращается в животное их тотема, а значит, каждая тотемное животное - это умерший родственник.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Биография Д. Фрэзера и его вклад в науку