Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 11:11, реферат
Джеймс Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января 1854 года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. Родители Фрэзера состояли в Свободной церкви Шотландии — консервативной секте, которая в 1840-х гг. порвала с официальной шотландской церковью. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей.
Биография Д. Фрэзера и его вклад в науку
Джеймс Джордж Фрэзер родился в Глазго 1 января 1854 года. Он был старшим из четырёх детей в семье фармацевта. Родители Фрэзера состояли в Свободной церкви Шотландии — консервативной секте, которая в 1840-х гг. порвала с официальной шотландской церковью. Джеймс вырос в атмосфере глубокой набожности, которую, как он позже писал, совсем не считал гнетущей.
Фрэзер
поступил в университет Глазго в возрасте 15 лет (обычный
возраст для того времени). Получил образование
по специальности юриспруденция (
Прочитав книгу Э. Тайлора «Первобытная культура» (1871), решил изучать антропологию. Он считал, что хотя шотландское образование дало более разностороннюю подготовку, чем это сделало бы английское, но всё-таки его уровня не достаточно, и поступил в Тринити-колледж Кембриджского университета для получения второй степени бакалавра, где стал учеником У. Р. Смита и в 1874—79 гг. изучал классическую филологию, философию и право. С 1879 года и до конца жизни работает в Кембриджском университете, с 1907 года — профессор социальной антропологии.
В 1896 году Фрэзер женился на Элизабет Гроув — вдове французского происхождения с двумя детьми, которая из-за бедности стала писательницей. Она была автором важного исследования, посвящённого истории танца, и множества пьес, использовавшихся для обучения во французской школе. Элизабет была убеждена, что научное сообщество недооценивает заслуги её мужа, который полностью соответствовал стереотипу учёного — был застенчив и неразговорчив. Она организовала перевод его работ на французский язык, благодаря чему Фрэзер стал очень известным во Франции после Первой мировой войны. В1907 году он стал членом совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, а в 1907—1908 гг. — профессором социальной антропологии Ливерпульского университета. На протяжении всей жизни Фрэзер получал высшие академические награды. В 1914году он был произведён в звание рыцаря, в 1920 году стал членом Королевского Общества, а в 1925 году получил награду за заслуги. С 1930 года почти полностью ослеп. Умер Джеймс Джордж Фрэзер 7 мая 1941 года в возрасте 87 лет.
Фрэзер
развивал сравнительный метод в этнограф
Фрэзер
был кабинетным учёным и почти
никогда не покидал пределов Англии.
Кроме Италии и Греции практиче
Джеймс Фрэзер начал писать благодаря своему другу Уильяму Робертсону Смиту, который был редактором энциклопедии «Британника» и предложил Фрэзеру сотрудничество. Так как к тому времени тома до буквы «O» уже вышли в печать, Фрэзер начал работать над статьями, идущими после буквы «P». Он стал автором таких важных статей, как «Табу» и «Тотем».
Первая
работа «Тотемизм» вышла в 1887 году.
Наиболее известная работа Фрэзера, принесшая
ему мировую славу, — «Золотая ветвь»
— была впервые опубликована в 1890 году.
В этой книге собран и систематизирован
огромный фактический материал по первобытной магии, мифологии,
Джеймс
Джордж Фрэзер вывел три стадии духовного
развития человечества: магия, религия и
Материалы
из произведений Фрэзера, посвящённые
символическому циклу жизни, смерти и
возрождения, широко использовались в
литературе и искусстве периода, последовавшего
за Первой мировой войной. Например, аллюзии на книги
Фрэзера можно найти в «Бесплодной земле» Томаса Элиота.
Первобытная магия
Первобытная
магия - система обрядов, суеверий, табу,
предполагавшая особые причинно-следственные
отношения между предметами и явлениями
на основе их взаимного подобия или контакта.
Появление магии в истории человечества
неразрывно связано с эпохой анимистической
натурфилософии. В основе симпатической
магии (от слова «симпатия», посредством
которой все вещи якобы взаимосвязаны
между собой через эфир), по мнению Дж.
Фрезера, лежат два принципа:
1) закон подобия, в соответствии с которым
подобное производит подобное,
2) закон заражения
Магию,
основывающуюся на принципе подобия, Дж.
Фрезер называл гомеопатической, а магию,
основывающуюся на принципе заражения,
- контагиозной. Кроме того, он подразделял
магию на положительную (магию предписаний
и санкционированных действий, например
колдовство) и отрицательную (систему
ограничений, запретов и табу).
Д. Фрэзер о тотемизме
К
первобытным верованиям относятся и тотемистические
представления. Тотемизм - представление
или вера в существование «чувственно-сверхчувственных»
кровных (родственных) связей между определенной
группой людей (родом, племенем) и определенным
видом животных, растений или явлением
природы. Люди верили, что они являются
братьями и сестрами животных, реже - растений,
происходят от общего с ними предка, тотемные
животные относятся к ним как к своим родственникам.
Тотем представлялся реальным существом,
которое благодаря особым, «сверхчувствительного»
качествам делала свое конкретное дело:
Заботилась о людях определенного рода,
оказывала им финансовую помощь, даже
могла наделять людей своими выдающимися
способностями: орел - остротой зрения,
медведь - силой и т.д. Впервые тотемистические
представление описал английский этнограф
Джеймс-Джордж Фрэзер в 12-томной работе
«Золотая ветвь» (1911-1915). Природу тотемизма
исследователь толковал неоднозначно.
Сначала он выводил тотемизм с анимизма.
По его убеждению, душа со смертью человека
покидает ее тело и вынуждена находить
себе убежище. Им и становится тотемное
животное или растение. Позже Фрезер объяснял
тотемизм как разновидность общественной
магии, направленной на приумножение тотемного
вида. Исследовал этнограф и связь между
тотемными представлениями и экзогамии
(обычаю, запрещавший браки между членами
одной родовой группы). Ученый пришел к
выводу, что тотемизм возник из незнания
процессов зачатия. Первобытный ум, по
мнению Фрэзера, приписывал причины зачатия
любым предметам, у которых чувствуются
первые признаки беременности. С этим
процессом он и связывал появление индивидуального
тотема. По Фрэзеру, тотемизм двояк: с одной
стороны, он является формой социального
объединения, как таинственную связь между
группой кровных родственников, с другой
- это религиозная система верований и
практических действий. Тотемом было то,
с чем человек была непосредственно связана
в своей жизни (олень, волк, орел, кабан
и т.д.). Это мог быть и объект, привлекающий
внимание какими-то особыми чертами, например
черепаха цвета, напоминавший кровь. Тотемов
берегли. Иногда тотема - животное могли
и забить, чтобы коллективно зажарить
мясо, съесть его и таким образом получить
от него желаемые черты (смелость, силу,
легкость и т.д.). Многие тотемных племен
верили, что после смерти каждый человек
превращается в животное их тотема, а значит,
каждая тотемное животное - это умерший
родственник.
Информация о работе Биография Д. Фрэзера и его вклад в науку