Белорусская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 18:22, реферат

Описание работы

Культура любого народа уникальна. Ее своеобразие определяется множеством взаимосвязанных и взаимодействующих факторов. Условно их можно разделить на два ряда: внешние и внутренние. К внешним относятся природа и социокультурное окружение. При-

родные условия накладывают свой отпечаток как на материальную культуру — виды и способы хозяйственной деятельности, типы жилища и одежды, питание и т. д., так и духовную, проявляясь в фольклоре, сказках, мифах, гаданиях, праздниках (Каляды, Ивана Купалы, дожинки и др.). Социокультурное окружение — это те государства, народы, их культуры, с которыми данная социальная общность (народ) вынуждена взаимодействовать. Чаще всего это взаимодействие носит характер «вызовов» и «ответов». Другими словами, чтобы выжить, Утвердить себя, обеспечить свою

Работа содержит 1 файл

Культура любого народа уникальна.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Культура любого народа уникальна. Ее своеобразие определяется множеством взаимосвязанных и взаимодействующих  факторов. Условно их можно разделить  на два ряда: внешние и внутренние. К внешним относятся природа и социокультурное окружение. При-

родные  условия накладывают свой отпечаток как на материальную культуру — виды и способы хозяйственной деятельности, типы жилища и одежды, питание и т. д., так и духовную, проявляясь в фольклоре, сказках, мифах, гаданиях, праздниках (Каляды, Ивана Купалы, дожинки и др.). Социокультурное окружение — это те государства, народы, их культуры, с которыми данная социальная общность (народ) вынуждена взаимодействовать. Чаще всего это взаимодействие носит характер «вызовов» и «ответов». Другими словами, чтобы выжить, Утвердить себя, обеспечить свою 

 

монолитность, народ  в любой момент своей истории  должен на идущие извне «вызовы» (природные, политические, духовные) уметь находить и давать адекватные «ответы».

Истоки  и факторы формирования белорусской культуры

Становление белорусской культуры и, соответственно, белорусского этноса (греч. племя, народ) происходило в XIV — XVI вв. в ситуации уникального географического положения Великого княжества Литовского, в котором белорусские земли — «мост» между Востоком и Западом. Формировалась белорусская культура на основе синтеза языческой древнерусской, балтской, христианской (точнее византийской, а через нее — античной) культуры с постепенным возникновением собственного этнокультурного своеобразия. Причем шел данный процесс в условиях мощного давления извне — агрессии со стороны

тевтонов и  постоянных набегов на белорусско-литовские  земли татар. Важными предшествующими  вехами на этом пути были: формирование белорусской государственности (Полоцкое, Ту-ровское и др. княжества), строительство  городов, храмов, замков, крепостей, возникновение новых ремесел и искусств. Созданный еще в 1161 г. по заказу Евфросиньи Полоцкой мастером Л. Богшем шедевр ювелирного искусства — Животворящий Крест — стал духовным символом Беларуси. Решающим фактором укрепления этнического самосознания белорусов стало возникновение национального языка и письменности. Белорусский язык уже при князе Альгерде (1345—1377) становится языком служебного делопроизводства и средством общения в таком полиэтническом государстве, каким было ВКЛ. А спустя два столетия государственный статус белорусского языка был закреплен в Статуте ВКЛ 1588 г. 

 

В то же время  украинцы, русские, поляки, татары, евреи, немцы и другое некоренное население  Княжества, попадая в орбиту воздействия  белорусской культуры, оказывали, естественно, и обратное на нее влияние. В частности, в белорусский язык органично вошли такие тюркские слова, как аршин, атаман, баран, кабан, колпак, товар, халва и др. Примерами литовскоязычных заимствований являются слова куль, кумпяк, лайдак, шашок, швагер и др.

Однако надо отметить, что, хотя белорусский язык в то время и исполнял функции  государственного и являлся основным средством межличностных контактов  полиэтнического населения ВКЛ, он не играл той же роли в науке, литературе, книгоиздательском деле, поскольку существовали серьезные «вызовы» со стороны более развитых европейских языков: латинского и польского. Так, из изданных на территории Княжества за 1525—1599 гг. 324 наименований книг на латинском языке было напечатано — 151, польском — 114, белорусском — 50, на иных — 9.

Еще одним важным фактором культурного сомоопределения  любого народа является религия. Христианство, как известно, пришло на белорусские  земли в виде православия. Литовское  же население на момент образования ВКЛ не было крещеным, но вскоре стало объектом влияния католической церкви. Приняв католицизм, оно в известной мере стало отличать себя от белорусского и другого населения православной веры. Однако этот фактор не смог решающим образом повлиять на процессы этнической консолидации белорусов. Причиной тому было интуитивное понимание людьми своего кровного единства, которое было заложено еще в древнерусском  

 

духовном наследии, сильные на то время позиции старобелорусского  языка, который тогда называли «русским».

Вместе с тем  в дальнейшем (в период Речи Посполитой) конфессиональная разобщенность населения  ВКЛ сыграла отрицательную роль в развитии белорусского народа, закреплении  его национального самосознания, складывании белорусской государственности, которая стала реальностью только в начале XX в.

Культурный  подъем эпохи Возрождения

После подписания Кревской унии (1385 г.) проникновение  на территорию ВКЛ католицизма и  польской культуры постоянно возрастало. Однако первоначально это особенно не препятствовало взаимовыгодным контактам двух близкородственных культур (белорусской и польской). Так, например, результатом таких контактов стало издание в конце XV в. в Кракове первых белорусскоязычных книг. Характерен и тот факт, что белорусская типография появилась в этом городе раньше, чем польская. Население белорусских земель периода ВКЛ имело большие, чем в последующем, возможности приобщиться к западноевропейской культуре. Белорусская молодежь

училась в польских и других западноевропейских университетах. Белорусские ученые и просветители часто ездили в страны Западной Европы и знакомились там с последними достижениями науки и культуры. Эти достижения высоко оценивали Н. Гусовский, Ф. Скорина, С. Будный, В. Тяпинский и привносили их в культуру белорусов. Именно благодаря им получили распространение в ВКЛ интеллектуальные, духовные идеи эпохи Возрождения и Реформации. Эти идеи на белорусских землях нашли свое выражение в развитии образования, книгопечатания, архитектуры, искусства, права, что ставило белорусов того времени на одно из первых мест среди восточнославянских народов. Характерно при этом то, что очаги новой культуры возникали на всей территории Беларуси и 

 

прежде всего  — городах и поселках (их здесь  к началу XVII в. было 450). Культурными  центрами становились также многие поместья и усадьбы магнатских и шляхетских белорусских родов. Белорусские магнаты и крупная шляхта считали престижным иметь в своих дворцах и замках картинные галереи, библиотеки, типографии, музейные собрания военной амуниции и оружия, цеха художественных промыслов. Свидетельством высокого уровня развития белорусской культуры

XVI — начала XVII в. являются Статуты ВКЛ, исторические  хро ники (хроника Быховца, хроника  Великого княжества Литовского  и Жамойтского и др.), мемуарная  литература, созданные Л. Зизанием и М. Смотрицким грамматики старославянского языка и многое другое.

Важнейшим «внутренним  условием» расцвета белорусской  культуры эпохи Возрождения было нахождение земель Беларуси в составе  одного из самых больших и могущественных на то время государств Европы — Великого княжества Литовского.

Время летаргии национальной жизни

Однако дальнейшее развитие культуры Беларуси (с середины

XVII в.) замедляется,  а затем ( XVIII в.) и вовсе приостанавливается. Это было связано с целым  рядом причин, как внешних, так и внутренних, во многом уже известных вам из курса истории Беларуси. Давление тех и других причин оказалось очень сильным, и в итоге к XIX в. белорусская культура свелась практически к фольклорному уровню. Это означало почти полное вытеснение белорусского языка польским из системы образования (т. е. базового института социали зации личности и передачи социокультурного опыта),? Кроме этого, произошел массовый переход белорусских магнатов7"крупной и средней шляхты в католичество, что означало их отрыв от белорусской культуры, основанной на православии. Как итог, носителем белорусской культуры осталось только сельское население, а единст венными культурными (культовыми) центрами, где продолжало звучать белорусское слово,— униатские храмы и оставшиеся право славные церкви. Поэтому активность белорусской католической шляхты в области сценического и музыкального искусства XVIII в. 

 

практически никак  не пересекалась с народным творчеством  и тем самым не могла способствовать развитию белорусской культуры. Поэтому неудивительно, что М. Богданович назвал этот период белорусской истории и культуры временем «летаргии национальной жизни» (летаргия от греч. lethe забвение + argia бездействие).

В поисках культурного  самоутверждения

В XIX в. ситуация в белорусской культуре начала меняться. В результате разделов Речи Посполитой Беларусь отошла к Российской империи. И хотя давление на национальные основы жизни белорусов продолжалось (теперь уже с позиций великодержавного российского шовинизма и крайнего национализма), оно тем не менее не было столь разрушительным, как в Речи Посполитой. В условиях нового исторического «вызова» белорусская культура оказалась способной к творческому «ответу». Он проявился во второй (после эпохи Возрождения) волне национального становления (вторая половина

  • — начало XX в.). Это было время формирования и развития белорусской национальной идеи (М. Бобровский, И. Данилович), классической отечественной литературы (П. Багрим, В. Дунин-Мар- цинкевич, Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др.). В 1852 г. в Минске была поставлена на белорусском языке опера С. Манюшки «Селянка». Большое влияние на укрепление и развитие этнического самосознания белорусского народа оказали исследования отечественных фольклористов, этнографов, филологов (И. Носович, А. Сержпутовский, А. Ельский и др.). На рубеже XIX— XX вв. воз никла белорусская периодическая печать («Наша доля», «Наша шва», «Беларус»), широкое распространение получило книгоиздание (в на чале XX в. только в Вильно белорусские книги печатались в 10 разных типографиях). В начале XX в. зародился национальный театр, осно вателем которого стал И. Буйницкий. Важность этого события лучше всего подчеркивают слова И. Гёте: «Если вы хотите создать нацию, создайте сначала театр». Наконец, вторая половина XIX — начало
  • в.— это время пробуждения свободолюбивых устремлений бело русского народа, когда интеллигенцией был поднят вопрос о создании белорусского государства. Итогом же всего этого процесса белорусской истории и культуры стало образование БССР в 1919 г., которая позднее вошла в состав СССР (1922 г.).

Советский этап развития белорусской культуры отмечен  выдающимися достижениями. В БССР были созданы такие важнейшие  культурные институты, как Академия наук, национальная система образования, творческие союзы писателей, художников, музыкантов, кинематографистов, система печати, радио, телевидения, разветвленная сеть учреждений физической культуры и спорта. Эти институ-ализированные формы культуры сыграли огромную роль в при- 

 

умножении достижений отечественных культурных традиций, приобщении к ним самых широких масс населения, формировании национальной интеллигенции. С этого времени развитие культуры в Беларуси обрело новое качественное измерение. Если прежде оно носило характер стихийного, спонтанного творчества народных масс и неорганизованных талантливых одиночек, то теперь культурный процесс стал делом государственной заботы и государственной важности. Имена деятелей белорусской культуры В. Ф. Купревича, Н. А. Бо-рисевича, В. П. Платонова, А. Р. Жебрака, А. В. Лыкова, В. С. Степина, В. Быкова, А. Адамовича, А. Макаенка, Н. Гилевича, М. Савицкого, 3. Азгура, В. Раевского, С. Станюты, Е. Глебова, И. Лученка, В. Муля-вина, А. Медведя, О. Корбут и многих-многих других хорошо известны далеко за пределами республики.

С обретением в 1991 г. Беларусью независимости белорусская  культура оказалась в ситуации нового исторического «вызова». Вызова со стороны рыночных отношений, политического  и духовного плюрализма, изменений  в сознании людей (особенно молодежи), наступления западной «массовой культуры» и т. д. Поэтому современность — это время поиска новых «ответов», время самоутверждения и определения места Беларуси в постоянно изменяющемся мире. Каким станет это место, во многом будет определяться и нашей культурой.

Выводы. 1. Любая культура самобытна и неповторима и в значительной мере определяется способностью народа к творческим «ответам» на «вызовы» природного и социально-исторического окружения. 2. Особенности культуры белорусского народа во многом связаны с географическим положением Беларуси между Западом и Востоком, с теми влияниями (политическими, духовными, языковыми), которые народ испытывал с Запада и Востока и на которые отвечал в ходе своей истории. 3. Исторический опыт Беларуси свидетельствует о том, что культурные процессы плодотворны тогда, когда сливаются воедино все потоки культурного творчества как спонтанные, стихийные, так и организованные, институализированные, когда народная культура вдохновляет художников-профессионалов, а достижения высокой культуры становятся достоянием народа. 4. В ситуации нового исторического «вызова» (после 1991 г.) перед белорусским народом стоит задача поиска новых культурных форм и способов национального утверждения.

Словарь

Институализация культуры — объединение деятелей того или иного вида культуры в соответствующие организации, союзы, учреждения. Летаргия — забвение, бездействие. Этнос (греч. ethnos) — племя, народ. 

Информация о работе Белорусская культура