Баски и баскский вопрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и проанализировать формирование национальной идентичности басков и ее влияние на баскскую национальную проблему.
Поставленная цель вызвала необходимость решения следующих задач:
Рассмотреть роль языка и культуры басков в формировании этнического самосознания.
Выявить предпосылки формирования баскской проблемы.
Проанализировать современное состояние баскской проблемы

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Формирование национальной идентичности басков……………..…4
Этногенез…………………………………………………………………..4
Влияние языка и культуры басков на формирование этнического…….6 самосознания.
Баскская национальная проблема…………………………………….10
Предпосылки к формированию баскской проблемы…………………..10
Роль террористической организации ЭТА в этнополитическом конфликте……………………………………………………………….....12
Современное состояние баскской проблемы…………………………..16
Заключение…………………………………………………….…………….20
Литература…………………

Работа содержит 1 файл

в инет.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 
 

  
 

БАСКИ И БАСКСКИЙ ВОПРОС 

                                               
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

     Введение……………………………………………………………………….3

  1. Формирование национальной идентичности басков……………..…4
    1. Этногенез…………………………………………………………………..4
    2. Влияние языка и культуры басков на формирование этнического…….6 самосознания.
  2. Баскская национальная проблема…………………………………….10
    1. Предпосылки к формированию баскской проблемы…………………..10
    2. Роль террористической организации ЭТА в этнополитическом конфликте……………………………………………………………….....12
    3. Современное состояние баскской проблемы…………………………..16

    Заключение…………………………………………………….…………….20

    Литература………………………  ………………………………………….22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

Баски – народ, проживающий на севере Испании, юге Франции. Этот народ интересен тем, что никто до сих пор точно не знает ни его происхождения, ни истории его  появления в Европе. Язык басков (эускара) не имеет прямых родственников нигде в мире. Считается, что он единственный уцелевший реликт, оставшийся с доиндоевропейской эпохи в Европе.

Актуальность моей темы заключается в том, что баски представляют огромный интерес для этнографов, они не теряют интерес к этому народу, поскольку он один из самых плохо изученных в мире. Так же у басков самобытная культура, которая достойна изучения и в наши дни.

Но баски  привлекают к себе внимание не только благодаря культуре, особенностям быта, но, также, из-за баскской проблемы, существующей уже много лет. Этнополитический конфликт в Стране басков – один из наиболее заметных в современной  Европе. Основной целью экстремистски настроенных басков является создание независимой «Великой Эускади – Страны басков».

Цель работы – изучить и проанализировать формирование национальной идентичности басков и ее влияние на баскскую национальную проблему.

Поставленная  цель вызвала необходимость решения следующих задач:

  • Рассмотреть роль языка и культуры басков в формировании этнического самосознания.
  • Выявить предпосылки формирования баскской проблемы.
  • Проанализировать современное состояние баскской проблемы

Объектом исследования является народ баски и баскская национальная культура.

Предметом исследования выступает баскский этнополитический конфликт. 
 
 
 

  1. Формирование  национальной идентичности басков.
    1. Этногенез.

Баски (баскск. Euskaldun) — народ в северной Испании и юго-западной Франции. Единственный западноевропейский народ, не говорящий на языке индоевропейской группы.

Считается, что баски - древнейшее коренное население Пиренейского полуострова; высказывается мнение, что они - потомки племен, живших в Европе около 10 тыс. лет назад, хотя по поводу их этнической принадлежности до сих пор нет единой точки зрения. Относительно достоверно лишь то, что римские авторы свидетельствовали о присутствии в этих краях племени васконов, которые обитали на землях современной Наварры. Упоминание о васконах встречается и в одной из величайших эпических поэм Франции - "Песне о Роланде".

Васконы оказали упорное сопротивление  кельтам, финикийцам, грекам, римлянам, вестготам, франкам, норманнам и  даже маврам (в период арабской экспансии  Страна Басков сохранила независимость и стала одной из баз Реконкисты).

     В доисторические времена родственные  баскам народы были широко распространены в западной Европе, населяя территории Испании (иберы), Франции (аквитанцы) и южную Бельгию. Впоследствии были потеснены кельтами. До X века страна басков вместе с провинцией Наварра образовывало Королевство Наварра, которое впоследствии вошло в состав Испании и Франции. До середины XIX века баски пользовались особыми правами и располагали некоторой автономией по отношению к испанской короне.

За всю  свою историю у басков лишь однажды  было собственное государство: во время Испанской гражданской войны баски в октябре 1936 провозгласили республику Эускади, которая, однако, уже в июне 1937 перестала существовать.

     Народ Баски, также называющие  себя эускалдунаки, проживают на территории Испании - провинция Наварра, Гипускоа, Биская, Алава, а также территории Франции -департамент нижней Пиренеи. Численность басков оценивается в Испании от  600 тыс. до 2800 тыс. чел., во Франции – от 75 тыс. до 250 тыс. чел. Около 160 тыс. басков -  эмигрантов – в странах Америки (главным образом в Аргентине, Бразилии, Мексике). В 16 в. северные районы территории Басков вошли в состав Франции. Южные районы с конца 15- начала 16 века находятся в составе единого Испанского государства, в котором до второй половины 19 в. Баски сохраняли свои вольности (фуэрос). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Влияние языка и культуры басков на формирование этнического самосознания.

Народу  баска удалось сохранить до наших  дней патриархальный, родовой строй  цивилизации. В отличие от современных  европейцев, которые с каждым новым  поколением все больше утрачивают свои национальные черты, привнося в свою культуру новые языки и традиции, и в первую очередь считают себя европейцами, а уж затем немцами, французами или голландцами, маленький народ баски не потерял своего уникального этнического самосознания. Что касается национального характера, то баски разделяют склонность к беззаботному веселью, как и остальные жители Пиренейского полуострова. При этом являясь весьма вспыльчивыми. Но ни вспыльчивость, ни веселые нравы не мешают баскам сохранять в целостности свой давно устоявшийся патриархальный уклад жизни. Баски, живущие в горных районах, которые весьма далеки от промышленных центров, ведут замкнутый образ жизни и очень религиозны. Большинство из них — ортодоксальные католики. Национальная гордость басков — «эускара» (баскский язык), единственный реликтовый язык в юго-западной Европе, сохранившийся еще с доримских времен. Его происхождение до сих пор не раскрыто. Немецкий филолог Хуго Шухардт (1842—1927) выдвинул гипотезу о том, что баскский язык имел генетическую связь с ныне исчезнувшим иберийским, и что оба эти языка имеют семито-хамитскую основу. Но, несмотря на все предлагаемые теории, древние иберийские надписи, обнаруженные в восточной Испании и на средиземноморском побережье Франции, пока не расшифрованы. Другая гипотеза, выдвинутая советскими лингвистами А. Манделеевым и А. Кикнадзе, заключается в том, что баскский и кавказские языки родственны, предполагая, что прародина басков находилась на территории современной Грузии, которую они покинули примерно 3,5 тыс. лет назад. Косвенно это предположение подтверждает сходство в звучании пиренейской Иберии и грузинской Иверии.                                                                                                         Большинство историков склоняется к мысли, что на эускара говорили еще задолго до прихода в Европу римских легионеров. Скорее всего, корни баскского языка уходят во времена палеолита. Это единственный европейский язык, дошедший до нас из 3...2 тысячелетий до н. э. Его происхождение окутано плотной завесой тайны. Историки и филологи разных стран уже почти 200 лет безуспешно бьются над генеалогией языка басков. Существует много гипотез о его происхождении и о сохранности в уникальном виде в Европе, история которой изобилует примерами языковой ассимиляции. Ни одна из презумпций, однако, не выдерживает серьезной научной критики.

Не так  давно, в конце XIX века, басколог Эдвард Спенсер Доджсон, изучая армянский язык, наткнулся буквально на открытие: многие слова полностью совпадали в обоих языках. Сейчас выявлено уже более 1000 словарных единиц, которые, так или иначе, равносильны по звучанию в армянском и баскском языке. Эти исследования впервые были опубликованы в газете «Эускара» в 1884 году. В настоящее время теория армяно-баскского родства успешно разрабатывается. Конечно, нельзя сказать, что все вопросы окончательно решены, но самое главное уже ясно: в баскской цивилизации существует очень глубокий армянский слой, который возник как результат миграционных процессов в доисторическую эпоху.

На данный момент баскский язык считается языком-изолятом, то есть языком с невыясненной генетической принадлежностью к той или иной языковой семье.    

 Характерная  черта баскского языка - его  значительная локальная дифференциация. Не секрет, что по сравнению  с другими историческими областями баскский "домен" относительно невелик. Несмотря на это, на 7 существующих территориях (или вальес, как называют эти провинции в Стране Басков) имеется 8 различных диалектов. Такое разнообразие на относительно небольшой площади объясняется исторической традицией компактного проживания сельских общин в горной стране. Подобное диалектальное многоцветие встречается и у других этносов и весьма характерно для малых горных народов в силу их изначальной разобщенности и стремления сохранить свои особенности в обычаях, традициях, наконец, языке. Один из известных обозревателей по вопросам культуры Эдуард Барренечеа писал, что, возможно, язык для басков является элементом, выражающим их национальную самобытность и самостоятельность в большей степени, чем это характерно для других иберийских народов. В качестве подтверждения своего тезиса он приводит такой пример: в эускара нет слова "баск", но есть слово эускалдун (euscaldun) - то есть человек, говорящий на баскском языке, принадлежащий к баскскому сообществу; а также есть понятие "человек, не говорящий на баскском языке" (erdeldunak), который не является баском априори.   

 В  языке басков с древних времен  существовала и до сих пор  поддерживается богатая традиция  устного стихосложения, так называемые  берцоларии и песнопения (пасторали, буколики). Для традиционных берцоларии характерны рифмованные импровизации в определенном ритме. Причем темы отнюдь не ограничиваются характерными для "пастушечьего" жанра, буколического миросозерцания и даже аристократического барокко сатирическими и комическими сюжетами, но богаты и лирической составляющей. По сей день в Стране Басков регулярно проводятся народные состязания по берцолариям. Красивое многоголосие горцев завораживает слушателей точно так же, как и тысячу лет назад. Любовь к берцолариям, скрупулезность и изыск в одежде, главным предметом которой у мужчин является берет, можно также причислить к отличительным чертам культуры всего народа.

Малоземелье в условиях горной местности (западная часть Пиренеев) породило обычай, по которому дом и участок переходили в наследство одному из детей, по праву первородства или по выбору родителей. Остальные дети могли остаться в отчем доме как «помощники», без права обзаводиться семьей; мужчины чаще предпочитали эмиграцию в надежде, разбогатев, вернуться и жениться на наследнице. Дома, иногда пережившие несколько веков и ставшие символами родов, нередко имели собственные имена, по которым называли их владельцев. Преимущественным правом покупки дома обладали родственники, поэтому баскская община с тесными внутренними связями и традициями взаимопомощи была закрыта для «чужаков». Таким образом, единицей баскского общества издавна являлся индивидуальный для каждого рода крестьянский двор, что в итоге способствовало сохранению патриархальных черт баскской национальной культуры. 
Помимо языка, хорового пения и национальной одежды до наших дней баскам удалось сохранить и иные неповторимые обычаи и единственные в своем роде традиции. Консервация древних устоев, сохранение в обостренной форме этнического самосознания, общей исторической памяти позволили баскам противостоять мощному ассимиляционному прессу и отстоять основы своей культуры. В истории Эускади нет и намека на диффузионизм. В эпоху романизации баскское общество сумело сохранить известную самостоятельность и довольно быстро пришло к антироманской эмансипации. Еще меньше коснулось народа германское влияние. Наиболее авторитетные исследователи баскской культуры не обнаруживают сколько-нибудь заметных признаков германизации басков. Арабы, основавшие на территории нынешней Испании свои государства и, может быть, создавшие наиболее развитое восточное общество именно на Пиренейском полуострове, также ни в политическом, ни в экономическом или в каком-либо ином отношении не смогли повлиять на развитие баскского народа. Этого не удалось избежать их соседям — наваррцам, беарнцам, гасконцам, арагонцам и аквитанцам, к настоящему времени почти полностью утратившим свою идентичность. 
 

  1. Баскская национальная проблема.

2.1. Предпосылки к  формированию баскской проблемы.

Страна  басков в качестве автономного региона  пользуется весьма широкими правами: ее жители избирают собственного президента и свой парламент, в регионе действует  собственная система налогов, имеются  собственные полицейские силы, власти региона сами осуществляют контроль за ситуацией в сфере образования, а  преподавание в школах ведется на баскскском языке, большинство радиостанций и телеканалов, вещающих в крае, также ведут свои передачи на баскском языке. Однако, несмотря на это,  существующий этнополитический конфликт в Стране басков - один из наиболее заметных в современной Западной Европе. В основе конфликта - стремление части экстремистски настроенных басков добиться полной независимости. Основная цель сепаратистов - создание независимой "Великой Эускади - Страны басков", которая должна включить ряд провинций северной Испании, южной Франции, а также испанскую область Наварра.

Информация о работе Баски и баскский вопрос