Башкирские праздники

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:16, реферат

Описание работы

У каждого национального народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющий в себе глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовного-морального общинного строя. Башкиры в этом плане не являются исключением. На данное время башкирская культура не особо популярно среди национальной молодежи, да и старейшины не пиарят старинные праздники. Но наша культура и праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Работа содержит 1 файл

Праздники.docx

— 41.06 Кб (Скачать)

6.Праздники Нардуган. 

Самый длинный и самый короткий день в году отмечали праздниками как летний Нардуган так и зимний Нардуган
 
Летний нардуган. В эти дни (25 июня-5 июля) особенно бережно относились к природе. Нельзя было охотиться, ловить рыбу, резать скотину, пилить деревья. Но почему-то именно в эти дни заготавливали лекарственные травы. В водоемы бросали цветы 77 видов в надежде на теплое хорошее лето. С тех пор как появился этот обряд, начали проводить и праздновать дни цветов.  
Нар – солнце, дуган – день рождение солнца. Запрещено: ловить, резать скот, пилить деревья, разорять муравейники. 
Во время праздника бабушки учили собирать лекарственные травы. Главное блюдо праздника овощные супы. 
 
Зимний нардуган (начинался 25 декабря и продолжался неделю). В преддверье Нового года, 12 девушек напоминающих 12 месяцев года организовывали игры. Народ собирался смотреть представление. На вечере каждый мог показать свой талант, играли в разные игры. Самой интересной считалась игра «Колечко». С началом этой игры парни и девушки гадали, что будет в будущем году. Зимний Нардуган совпадал с первыми днями зимних холодов с 25 декабря по 5 февраля. Главный герой был Селле бабай – теперь Дед Мороз.  
 
Праздник Нардуган проводился в конце года, когда световой день начинает увеличиваться. Несмотря на зимний день, в каком либо доме все собираются. Каждый приносил угощенья – мясо, крупы и т.д. Главное блюдо – мясо.  
 
Избирался юлбарсы – путеводитель. Дети ходят из дома в дом приглашают всех, желают пожелания, специально придуманные заклички. Хозяева угощают их. Когда в доме кончалось все угощения, устраивали на улице игры. Девушки гадали за кого замуж пойдут. На следующий день начинаются хождения по гостям из дома в дом.  
 
Игра в «Нал» - солнце из фанеры на лучи, они писали пожелания. Клали на пол, завязывали глаза, 3 раза крутили, бросали пластилин, потом читали, какая мечта сбудется.  

7.Праздник  щавеля. 

Этот  праздник проводится весной. Как природа  подарила первую пищу. Этот обычай весны  на первые плоды природы – щавеля. 
 
У человека тоже есть такое время, когда впервые появляется первый зуб, первое слово, первый шаг, впервые садится верхом на лошадь и т.д. – все это принимается, как праздник, так и у весны есть первые плоды, первый снег, дождь, гром, радуга и т.д. – которые закреплены обычаем. Поэтому дикий лук, щавель, дикую редьку, борщовку когда весной впервые пробуешь, выражаешь благодарность природе. Когда первый раз ходили за щавелем, нас угощали бабушки. В суп из щавеля клали еще и яйца, чтобы было вкуснее. И мы, дети, с удовольствием ели, такой суп. После этого бабушки с нами организовывали игры, - говорит Ханнан Байбулдин из деревни Саитбаба Гафурийского района.  
 
- Доставляя удовольствие детям – получаю благодарность от них,- говорила бабушка из Баймакского района. Взрослые так благодарили Весну, Осень, Лето за те продукты питания (растения), которые получали от природы. Так же «суп из дикого лука» и «дикой редьки» посвящены благодарению природы за первые растения для пищи. Если поешь первую зелень весны, то не болеешь. Шесть майских трав спасают от шестидесяти болезней; - говорили предки.  
 
Народ ценил пользу лекарственных трав, ягод, плодов деревьев которые дает матушка-земля, природа. Крапива от сердечной боли, девясил от желудка, кора березы –от боли суставов. От голода, засухи и бедствий людей спасала природа, а в праздники природа радовалась вместе с народом. От завоевателей, войны - дети, старики, женщины спасались в лесах, степях и пещерах.  
 
Природа и нас охраняет, защищает, открывает свои секреты, рассказывает про Шульган, Аркаин Таналык. Природа до сих пор тебя не продала, и ты ее не продавай, дитя, тогда тебе повезет. Изучай ее язык, пой и говори ее словами. Когда празднуешь на природе Матушки-земли не оставляй за собой мусор, не обижай Матушку-землю, небо, воду, природу – сколько бедствий видят люди Земли. Мать природа – Жива, ведь она растет, цветет, стареет, плачет, смеется, умирает, а потом опять растет.
 

8. "Джиин"

До 18 в.: каждая из четырех областей ('дорог') Башкирии проводила свой джиин, на котором решались различного рода общественные вопросы, устраивались пиршества, состязания. По наиболее важным вопросам созывались общебашкирские джиины. Во время джиинов совершались торговые сделки, брачные сговоры, устраивались ярмарки. Сабантуи и джиины ныне проводятся во всех деревнях, районах и городах и стали общими праздниками народов Башкирии. 

Башкирский  народный календарь

 сочетает  в себе особенности тюрк., иран. и европ. календарей. Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (мэсэл) - 12-летним циклам, каждый год к-рого имел свое назв.: мыши (сысkан), коровы (hыйыр), барса (барыс), зайца (kуян), дракона (ылыу, лу, аждаhа), змеи (йылан), лошади (йылkы), овцы (kуй), обезьяны (маймыл), курицы (тауыk), собаки (эт), свиньи (дунгыз, сусkа). Более круп. промежутки времени исчислялись кол-вом циклов: 5, 10 мусалей. С каждым годом цикла были связаны приметы и поверья: год барса считался годом изобилия, зайца и овцы - неурожая и голода; годам мыши и коровы сопутствовали сытость и достаток, в год свиньи ожидали обильных дождей, в год змеи - резких ветров и засухи и т.д. Башкиры выделяли 4 времени года; назв. каждого месяца связывалось с временными сезонами или с с.-х. работами. Были распространены тюрк., иран., араб. названия месяцев

Названия  месяцев по календарям, бытовавшим у башкир.

Тюркский  календарь Башкирский  календарь Солнечный календарь (на фарси) Зодиак  созвездия Солнечн календарь (григориан)
Науруз Буранай Айяр Хамаль 22 марта-21 апр.
Какук Алагай Хазиран Сяуер 22 апр.-21мая
Мамыр Хабанай Таммур Жауза 22 мая-21 июня
Маусем Хотай Тишрин Саратан 22июня-21 июля
Яз-тукхан Майай Тишрин-ауаль Эсед 22 июля-21 авг.
Тамыз Урагай Тишрин-сани Сумбуля 22 авг.-21 сент.
Кыр куйык Харыса Клянун Мизан 22 сент.-21 окт.
Казан Караса Клянун-ауаль Гакраб 22 окт.-21 нояб.
Карасан Кырпагай Клянун-сани Кауес 22 нояб.-21дек.
Йыл-тукхан Акъюлай Шабат Жади 22 дек.-21янв.
Кантар Хыугай Азар Дялю 22 янв.-21 февр.
Акпан Шакай Нисан Хут 22 февр.-21 марта

 Нач. каждого месяца приходилось на 22 число по григорианскому календарю.

 Новый год - Науруз - отмечался с 21 на 22 марта. Назв. дней недели происходят от араб. слова "шэмс" ("солнце"), а приставки "йэк"-, "ду"-, "си"- ("ши"-)-, "шар"- обозначают счет: один, два, три, четыре. 6-й и 7-й дни недели - кесе йома и йома. Существовали и др. наим. дней недели, связанные с планетами солнечной системы

По  башкирскому календарю По  названиям планет Солнечной системы По  григорианскому календарю
шэмбе Зухра - Венера суббота
йэкшэмбэ Кояш - Солнце воскресенье
душэмбэ Ай - Луна понедельник
шишэмбэ (сишэмбэ) Мэрэх - Марс вторник
шаршамбы Утарит - Меркурий среда
кесе йома (кесазна) Муштэри - Юпитер четверг
йома Зухаль - Сатурн пятница

 С проникновением ислама начинается летоисчисление по Хиджре. Каждая календарная система  выполняла определ. функцию. По тюрк. календарю ("мусалям") вели исчисление благоприятных и неблагоприятных годовых циклов. По солнечным календарям и зодиакальным созвездиям определялись сезоны года, нач. с.-х. работ и время сбора урожая. По мусульм. календарю регулировали религ. праздники, богослужение и т.д. 

Заключение

Легенда о башкирских праздниках 

  Когда был создан мир, расселились люди в разных местах и стали жить-поживать. Каждому народу был дан свой язык, своя одежда, своя пища. Когда все  необходимое было уже распределено, бог оповестил все народы: «В такой-то день прибудьте получить свои праздники».

  Каждый  народ отправил к богу самых расторопных  людей. Явился человек и от башкир. На долю каждого из посланцев выпало по пять праздников. Взяли они их с собой, погрузили на телеги, и  пустились в обратный путь.

  По  пути домой у башкира сломалась  ось телеги. Что было делать? Нельзя же попросту оставлять на дороге праздники. И вот один за другим передал башкир свои праздники соседям, а сам  бросил телегу и отправился дальше верхом на коне.

  Повсюду начались празднества. Повсюду веселье, смех да песни. И только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям  – ибо нет у них никаких  праздников. Что делать? Не в силах  ничего другого придумать, решили башкиры  отправить к богу снова этого  человека.

  Когда тот явился к всевышнему, тот мирно почивал. Даже не взглянув на пришедшего, стал он спрашивать:

  – Кто такой?

  – Я из страны башкир.

  – Я ведь уже раздал, что можно  было раздать. А тебе что надобно?

  – Так и так, о владыка, нету у нас праздников. На обратном пути сломалась у меня телега, вот и раздал я подаренные тобою праздники другим. Невесело в нашей стране. Нужны нам праздники, о владыка!

  Вскочил Бог с места и сказал так:

  – Кончились у меня праздники. Если праздники вам очень нужны, приглашайте гостей. Каждый гость принесет с собой свой праздник.

  С тех пор приглашение в гости  стало у башкир народным обычаем. Пришел гость – значит пришел в дом праздник. С тех самых времен укоренилось у башкир душевное гостеприимство.  

Список  литературы 

1. Башкиры. Н.В.Бикбулатова (Уфа) // Народы России. Энциклопедия.

2. Гл.редактор В.А.Тишков - М.: Большая Российская энциклопедия. 1994. с.105-108

3. Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., Наука, 1974, С.448.

4. http://ru.wikipedia.org 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Содержание………………………………………………………………………………..………….1

Введение……………………………………………………………………………………………….2

Башкирские  национальные праздники…………………………………………………………..2

1. Йыйын…………………………………………………………………………………………….…2

2. Науруз (наурыз)………………………….…………………………………………………...……5

3. Каргатуй…………………………………………………………………………..………………..6

4. За талой водой……………………………………………………………………………………..6

5. Кукушкин чай……………...………………………………………………………………………5

6. Праздники Нардуган…….……………………………………………..……..………….……….7

7. Праздник щавеля…………………………...…………………………………………......………7

8.Джиин………………………………………………………………………………………………8

Народный  башкиррский календарь……………………..………………………………………8

Заключение(Легенда о башкирских праздниках)…………………………… ……..……….10

Список  литературы……………………………………………………………………………….11

Информация о работе Башкирские праздники