Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:17, биография
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), — 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732—33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736—40) и Митаве (ныне Елгава, 1738—40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740—1750-е гг.) традиции архитектур
Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческо) [1700, Париж (?), — 1771, Петербург], русский архитектор, глава русского барокко середины 18 в. Итальянец по происхождению, сын Б. К. Растрелли. В 1716 приехал с отцом в Петербург. Учился за границей (возможно, в Италии) между 1725—30. В 1730—63 придворный архитектор. Мансардные, с крутыми изломами крыши (в т. н. третьем Зимнем дворце в Петербурге, 1732—33), рустика [во дворцах Бирона в Рундале (1736—40) и Митаве (ныне Елгава, 1738—40); оба пункта на территории Латвии], подчёркнутые горизонтальность членений и плоскостность трактовки фасадов, их сдержанный декор свидетельствуют о близости ранних построек Р. к рус. архитектуре 1-й четверти 18 в. В зрелый период (1740—1750-е гг.) традиции архитектуры европейского барокко были переосмыслены Р. под влиянием русской национальной художественной культуры. Это проявилось в стремлении к пространственному размаху архитектурного ансамбля, применении характерных для русского зодчества колоколен, глав, крылец, тонких колонок и пр., увлечении расцветкой стен, позолотой, растительными мотивами в декоре. Новые качества в творчестве Р. сказались уже в первых крупных постройках 40-х гг. — деревянном Летнем дворце в Петербурге (1741—44, не сохранился) и Андреевской церкви в Киеве (проект 1747; построена в 1748—67 архитектором И. Ф. Мичуриным). В последней Р., творчески используя традиции рус. зодчества 17 в., создал контраст между массивным центральным куполом и четырьмя тонкими башнеобразными боковыми главами, подчеркнул их вертикальную направленность: главки кажутся продолжением колонн, находящихся на углах постройки, и словно вырастают из её основания, придавая зданию динамичность, устремлённость ввысь. В 1747—52 Р. работал над постройкой Большого дворца в Петергофе (см. Петродворец). Сохранив основную композицию дворца петровской эпохи, Р. расширил его среднюю часть, пристроил к его торцам выделяющиеся изяществом пропорций, выразительностью силуэта и праздничной декоративностью облика дворцовую церковь и «корпус под гербом», заново создал все интерьеры. Для пышных и праздничных интерьеров Р. характерны яркая полихромия, изобилие декора: отражения в многочисленных зеркалах, мерцающая позолота деревянной резьбы, узор паркетов, роспись плафонов, картуши, раковины, сверкая и переливаясь, создавали полный великолепия фон для дворцовых церемоний. В период строительства дворцов М. И. Воронцова (1749—57) и С. Г. Строганова (1752—54) в Петербурге завершилось формирование зрелого стиля Р. Членения фасадов и трактовка стены приобретают в постройках Р. необычайную пластичность. Р. широко пользуется наружными колоннами; собранные парами и пучками, то направляясь к центру, то группируясь вокруг главных композиционных узлов здания, они не играют прямой конструктивной роли и приобретают характер тектонического декора. Р. перестроил также Большой (Екатерининский) дворец (1752—57) в Царском Селе (см. Пушкин). Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, полихромия фасадов придают зданию эмоционально-насыщенный, праздничный и торжественный облик. Ликующей мощью и величием проникнуты и две поздние постройки Р. — Смольный монастырь (1748—54) и Зимний дворец (1754—62) в Петербурге, которые он задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли.