Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:00, контрольная работа
Августин Блаженный Аврелий (354–430) – один из идеологов христианской церкви и западной патристики. Родился в африканском городе Тагаст. В 30 лет он покинул Африку и переехал в Рим. До принятия христианства (387) был близок к движению манихеев, затем увлекся скептицизмом, философией Платона и неоплатоников, произведениями Цицерона. В 396 г. был избран епископом Гиппона (Северная Африка) и на этом посту продолжал оставаться до конца жизни. В этот период написал фундаментальные труды по христианской догматике, теологии истории, политической теологии, автобиографическую “Исповедь”.
Августин
Блаженный Аврелий (354–430)
– один из идеологов
христианской церкви
и западной патристики.
Родился в африканском
городе Тагаст. В 30 лет
он покинул Африку
и переехал в Рим.
До принятия христианства (387)
был близок к движению
манихеев, затем увлекся
скептицизмом, философией
Платона и неоплатоников,
произведениями Цицерона.
В 396 г. был избран епископом
Гиппона (Северная Африка)
и на этом посту продолжал
оставаться до конца
жизни. В этот период
написал фундаментальные
труды по христианской
догматике, теологии
истории, политической
теологии, автобиографическую
“Исповедь”.
В
истории западного
христианства V век
представляет собой
центральный интерес,
потому что в эпоху
крушения Западной римской
империи впервые
ясно проявился облик
средневековой латинской
теократии, были сформулированы
основные принципы,
определившие ее отличие
от христианства восточного.
Вам
предлагается ознакомиться
с некоторыми тезисами
политической теологии
Августина Блаженного,
изложенными в
работе “О граде
Божием” (413 – 426). Цитаты
приводятся по изданию:
Творения Блаженного
Августина: В 8 ч. – Киев, 1901-1902.
Христианская
политическая теология
Августина построена
па специфических
противопоставлениях:
“Бог – мир”, “государство
Божье – государство
земное”, “справедливость
– деспотизм”, “свобода
– принуждение” и т.
п. – и в ее основе лежит
концепция “государства
Божьего”. Согласно
Августину, человеческий
род, живущий во все
времена, можно разделить
на два разряда: живущих
по человеку и живущих
по Богу.
Эти
разряды мы символически назвали двумя
градами: т. е. двумя обществами людей,
из которых одному предназначено вечно
царствовать с Богом, а другому подвергаться
вечному наказанию с дьяволом [Ч. 5, кн.
14–17. С.66].
Августин
также дает описание
двух противоположных
видов человеческой
общности: “город земной” (т.
е. государственность,
которая основана “на
любви к себе, доведенной
до презрения к Богу,)
и “град Божий” (т.е.
духовная общность,
которая основана “на
любви к Богу, доведенной
до презрения к себе”).
Итак,
мы находим в земном граде два вида:
один, представляющий самую действительность
этого града, а другой служащий посредством
этой действительности для предызображения
небесного Града. Граждан земного града
рождает испорченная грехом природа, а
граждан Града небесного рождает благодать,
освобождающая природу от греха; почему
те называются сосудами гнева Божия, а
эти – сосудами милосердия [Ч.5, кн. 14–
17. С.69].
Августин
различил в рамках
человеческого общежития
два противоположных
типа общения. В этом
с специфически христианизированной
форме проявилось влияние
предшествующих концепций,
в частности: положение
Платона о правильном (идеальном)
и извращенных (существующих)
формах государственною
устроения; представления
стоиков о двух полисах (отдельном
полисе – государстве
и мировом, космическом
полисе); зороастрийско-манихейских
идей о борьбе двух начал (тьмы
и света, злого и доброго).
Суть противопоставления
“государства Божьего”
и “государства земного”
раскрывается у Августина
через противоположность
эмпирического (реального
исторического государственного
образования) и идеального,
утраченного вследствие
грехопадения человечества.
В
наиболее общем определении
государство выступает
в виде согласного множества
людей, связанных общностью
единых законов, а сущность
государства раскрывается
через наличие политического,
т. е. властно-принудительного,
управления обществом.
Необходимость такого
управления Августин
обосновывает заповедью
любви к ближнему [см.:
Ч.5, кн. 14, 16]. Государством
может быть только та
общность, где среди
сословий выделяется
слой людей, которые
отправляют политическую
власть и возвышаются
над подвластным плебсом,
как душа над телом [см.:
Ч. 5,. кн. 13].
Государство
также рассматривается
Августином как политическое
сообщество, в котором
имеет место справедливое
правление, восходящее
к богоустановленному
естественному порядку.
Бог властвует
в истории, поэтому
она – стройное,
разумное целое. Бог,
расположивший все существующее
в строгом порядке, предопределивший
все мерою, числом и
весом, не мог оставить
неустроенными человеческие
отношения, и никак не
следует думать, чтобы
законам “Его Предвидения”
были чужды человеческие
царства и их положения,
владычество людей и
их рабство [см.: Ч.3, кн. 5
Гл. 11]. “Царства человеческие
устраиваются вообще
божественным провидением” [Ч.3.
кн. 5. Гл. 1]. т. е. над естественным
порядком человеческих
взаимоотношений царит
Божий промысел.
Августин
понимает под назначением
государства не только
деятельность, гарантирующую
материальные предпосылки
человеческого существования.
Государство (христианское)
способно гарантировать
и духовное благополучие
сообщества [см.: Ч.3,
кн. 17]. Церковь в таком
государстве заботится
о внутреннем, моральном
воспитании индивида,
а само государство
выступает как “страж”,
“регулятор” внешних
правовых отношений
и помимо цели земного
порядка преследует
и конечную цель, указанную
христианским учением
и заключающуюся в вечном
блаженстве.
Итак,
этот небесный град, пока находится в земном
странствии, призывает граждан из всех
народов и набирает странствующее общество
во всех языках, не придавая значения тому,
что есть различного в правах, законах
и учреждениях, которыми мир земной устанавливается
или поддерживается; ничего из последнего
не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя
и соблюдая все, что хотя у разных народов
и различно, но направляется к одной и
той же цели земного мира, если только
не препятствует религии, которая учит
почитанию единого высочайшего и истинного
Бога [Ч. 5, кн. 13. С.113].
Такое
понимание дало возможность
впоследствии разграничить
морально-религиозную
и политическую сферы,
функции церкви и
государства, что
сыграло решающую
роль в разграничении
власти духовной и
светской, т. е. римско-католической
церкви (папства) и монарха.
Таким образом, Августин оказал большое воздействие на последующее развитие политических идей Западной Европы. Вплоть до XII в. политическая теология Августина господствовала в христианской мысли. Его учение повлияло на воззрения Фомы Аквинского. С новой силой оно проявлялось в эпоху Реформации в учениях Лютера и Кальвина. В какой-то мере он оказал влияние на взгляды Макиавелли, Гоббса, Руссо. В настоящее время на него ссылаются сторонники естественно-правовых концепций, а в неопротестантизме политико-философская доктрина может быть названа неоавгустиновской.