Автор: Эля Сибгатуллина, 03 Ноября 2010 в 00:19, доклад
архитектура, иконопись, литература
Происхождение славян.
Славяно-Русское язычество
Упоминаемые византийцами
славянские вожди - это вовсе не цари
или князья, а скорее предводители
военных дружин стадии военной демократии.
Дружины всегда шли впереди своего
народа, нередко углубляясь в своих
походах во вражескую территорию,
как бы готовя её к славянской колонизации.
Славяно-Русское
язычество
а)
Классификация и
общие сведения.
“Язычество”, как
известно,— крайне неопределенный
термин, возникший в церковной
среде для обозначения всего
нехристианского, дохристианского. Этим
термином должны были покрываться самые
разнородные и разного
Славяно-русскую часть
общечеловеческого языческого массива
нельзя понимать как обособленный,
независимый и только славянам присущий,
вариант первобытных
Главным, определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический оррамент вышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищница многовековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явлений человечеством.
Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическими ориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, начало литья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.), можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы их развития.
В самом начале XII в. русский писатель, современник Владимира Мономаха предложил периодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
Праславянское общество VI - IV вв. до н. э., занимавшее восточную половину общеславянской прародины, достигло высшего уровня первобытности. С этой эпохи, называемой скифской, начинается полуторатысячелетний период, завершающийся созданием феодального государства Киевской Руси. Целостность обозначенного периода дважды нарушалась: вторжением в степи сарматов-кочевников (III в. до н. э.) и вторжением гуннов (IV в. н. э.). Внутри этого периода можно наметить один существенный рубеж, связанный не с внешними событиями, а с уровнем развития самого славянского общества. Таким рубежом являются V - VI века нашей эры, характеризуемые тремя категориями новых явлений: во-первых, славяне перестали поддаваться кочевникам, и новые наезды (авар, хазар, печенегов) встречали твердую оборону. Во-вторых, славяне осуществили военную колонизацию балканских владений Византии; в-третьих, славяне начали мирную колонизацию лесной зоны Восточной Европы. В этом периоде возникают огромные святилища на горах под открытым небом, которые отражают потребность в многолюдных общеплеменных "соборах", "собраниях".
Этот ежегодный
праздник устраивался в честь
таких священных предметов, как
плуг, ярмо, топор и чаша. Тогда
же, под скифским влиянием, происходит
смена славянского термина "див",
"дый" на новое обозначение - "бог",
удержавшееся навсегда.
б) Мир в представлениях древних славян.
Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.
У многих народов земля
изображалась как округлая плоскость,
окруженная водой. Вода конкретизировалась
или как море, или же в виде
двух рек, омывающих землю, что, может
быть, архаичнее и локальнее —
где бы человек ни был, он всегда
находился между каких-либо двух
рек или речек, ограничивающих его
ближайшее сухопутное пространство.
Судя по фольклору, славянские представления
о море не имели законченного вида.
Море где-то на краю земли. Оно может
быть на севере, где на стеклянных горах
находится хрустальный дворец Кощея
Бессмертного, сверкающий всеми цветами
радуги. Это — отражение позднейшего
знакомства с Ледовитым океаном
и северным сиянием. Море может быть
обычным, без этих арктических признаков.
Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях,
здесь находится девичье
Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, "Мать - сыра - земля", почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, "матушка-земля", с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, "матерью урожай" была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.
Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи ("тучные", содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана ("росы") привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, "утучнить" ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями. В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.
Солнце тоже было ценимо
земледельцами, как источник света
и тепла и условие
В представлениях славян-язычников
о подземно-подводном ярусе
Важной частью представлений
о подземном мире является общечеловеческая
концепция подземного океана, в который
опускается солнце на закате, плывет ночью
и выплывает на другом конце земли
утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось
водоплавающими птицами (утками, лебедями),
а иногда действующей фигурой
был подземный ящер, заглатывавший
солнце вечером на западе и вырыгивавший
его утром на востоке. Днем солнце по небу
над землей влекли кони пли мощные птицы
вроде лебедей.
в) Обряд погребения.
Особое место среди
языческих обрядов занимал
г) Жречество.
Славянское язычество достигло апогея накануне образования Киевской державы и в первые два столетия ее формирования (IX - X вв.), когда культ Перуна, бога грозы и покровителя воинов и князей, стал государственной религией Киевской Руси.
Особую роль здесь
сыграло жреческое сословие древней
Руси. Общим названием жрецов было
"волхвы" или "волшебники". В
составе всего жреческого сословия
было много различных разрядов. Известны
"волхвы-облакопрогонители", те, которые
должны были предсказывать и своими магическими
действиями создавать необходимую людям
погоду. Были волхвы-целители, лечившие
людей средствами народной медицины, "волхвы-хранильники",
руководившие сложным делом изготовления
разного рода амулетов-оберегов и, очевидно,
орнаментальных символических композиций.
Творчество этой категории волхвов могут
изучать как археологи по многочисленным
древним украшениям, служившим одновременно
и оберегами, так и этнографы по пережиточным
сюжетам вышивки с богиней Макошью, молитвенно
обращающейся к небу, богинями весны, едущими
на конях "с золотой сохой" и многочисленными
символическими узорами. Интереснейший
разряд волхвов составляли "волхвы-кощунники",
сказители "кощюн" - мифов, хранители
древних преданий и эпических сказаний.
Сказителей называли также "баянами",
"обаятелями", что связано с глаголом
"баять" - рассказывать, петь, заклинать.
Кроме волхвов-ведунов, существовали и
женщины-колдуньи, ведьмы (от "ведать"
— знать), чаровницы, "потворы".
д) Пантеон языческих богов.
Около полутора столетий
(IX-X вв.) Киевская Русь была государством
с языческой системой, нередко
противостоящей проникновению христианства.
В эпоху Святослава, в связи
с войнами с Византией, христианство
стало гонимой религией, а язычество
было реформировано и
К концу X в., в результате реформ, на Руси складывается пантеон Владимира, где языческие божества были расставлены в порядке их старшества и каждому из них были условно противопоставлены античные боги и христианские святые.
ПЕРУН. Глава княжеского пантеона, русский Зевс-громовержец, выдвинувшийся на первое место в условиях военных походов на Балканы в IV в. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX-X вв. как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье.