Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:22, контрольная работа
Аристотель родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского. Никомах происходил из семьи потомственных лекарей, в которой врачебное искусство передавалось из поколения в поколение. Отец был первым наставником Аристотеля. Уже в детстве Аристотель познакомился с Филиппом, будущим отцом Александра Македонского, что сыграло не последнюю роль в его будущем назначении воспитателем Александра.
Аристо́тель
Детство и юность
Аристотель родился
в Стагире, греческой колонии в Халкидиках,
недалеко от Афонской горы, в 384 г. до нашей
эры. Отца Аристотеля звали Никомах, он
был врачом при дворе Аминты III, царя Македонского.
Никомах происходил из семьи потомственных
лекарей, в которой врачебное искусство
передавалось из поколения в поколение.
Отец был первым наставником Аристотеля.
Уже в детстве Аристотель познакомился
с Филиппом, будущим отцом Александра
Македонского, что сыграло не последнюю
роль в его будущем назначении воспитателем
Александра.
В 369 году до н. э. Аристотель
лишился родителей. Опекуном юного
философа стал Проксен (впоследствии Аристотель
тепло отзывался о нём, а когда Проксен
умер, усыновил его сына Никанора). Аристотель
наследовал от отца значительные средства,
это дало ему возможность продолжать образование
под руководством Проксена. Книги тогда
были очень дороги, но Проксен покупал
ему даже самые редкие. Таким образом,
Аристотель в юности пристрастился к чтению.
Под руководством своего опекуна Аристотель
изучал растения и животных, что в будущем
развилось в отдельную работу «О возникновении
животных».
Юношеские годы Аристотеля
пришлись на время начала расцвета
Македонии. Аристотель получил греческое
образование и был носителем
этого языка, он симпатизировал демократическому
образу правления, но в то же время
он был подданным македонского правителя.
Это противоречие сыграет определённую
роль в его судьбе.
В 347 г. до н. э. Аристотель женился на племяннице Гермия, тирана Ассоса в Троаде. В 345 г. до н.э Гермий выступает против персов, за что был свергнут ими и казнён. Аристотель вынужден уехать в Митилины.
[править]
Философское учение Аристотеля
Бюст Аристотеля,
римская копия оригинала
Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические и «поэтические» (творческие). К теоретическим наукам относятся физика, математика и «первая философия» (она же — теологическая философия, она же позднее была названа метафизикой). К практическим наукам — этика и политика (она же — наука о государстве)[2][3]. Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.
[править]
Учение о четырёх
причинах
В «Метафизике» Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:
Материя(греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον) — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).
Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная
причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради
чего». У каждой вещи есть своя частная
цель. Высшей целью является Благо.
Акт и потенция
Своим анализом потенции
и акта Аристотель ввёл в философию
принцип развития, что явилось
ответом на апорию элейцев, по которой
сущее может возникнуть либо из сущего,
либо из не-сущего. Аристотель же говорил,
что и то и другое невозможно, во-первых
— потому что сущее уже существует, а во-вторых
— нечто не может возникнуть из ничего,
а значит возникновение и становление
вообще невозможно.
Акт и потенция (действительность и возможность):
акт («энергия») — деятельное осуществление чего-либо;
потенция — сила, способная к такому осуществлению.
[править]
Категории философии
Категории — это
наиболее общие и фундаментальные
понятия философии, выражающие существенные,
всеобщие свойства и отношения явлений
действительности и познания. Категории
образовались как результат обобщения
исторического развития познания.
Аристотель разработал
иерархическую систему
На первом месте
стоит категория сущности с выделением
первой сущности — индивидуального
бытия, и второй сущности — бытия
видов и родов. Другие категории
раскрывают свойства и состояния бытия:
количество, качество, отношение, место,
время, обладание, положение, действие,
страдание.
Стремясь к упрощению
категориальной системы, Аристотель затем
признавал среди основных девяти
категорий только три — время,
место, положение (или сущность, состояние,
отношение).
С Аристотеля начинают складываться основные концепции пространства и времени:
субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира.
реляционная — рассматривает
существования материальных объектов.
Категории пространства
и времени выступают как «
Конкретное воплощение
Красоты как принципа мирового устройства
Аристотель видел в Идее или Уме.
Аристотель создал иерархию уровней всего сущего (от материи как возможности к образованию единичных форм бытия и далее):
неорганические образования (неорганический мир).
мир растений и живых существ.
мир различных видов животных.
человек.
[править]
История философии
Аристотель утверждал,
что философия появляется на основе
«эпистемы» — знаний, выходящих за рамки
чувств, навыков и опыта. Так эмпирические
знания в области исчисления, здоровья
человека, природных свойств предметов
явились не только зачатками наук, но и
теоретическими предпосылками возникновения
философии. Аристотель выводит философию
из зачатков наук.
Философия — это система научных знаний.
[править]
Бог как перводвигатель,
как абсолютное начало всех начал
По утверждению
Аристотеля, мировое движение есть
цельный процесс: все его моменты
взаимно обусловлены, что предполагает
наличия и единого двигателя.
Далее, исходя из понятия причинности,
он приходит к понятию о первой
причине. А это т. н. космологическое
доказательство бытия Бога. Бог есть
первая причина движения, начало всех
начал, так как не может быть бесконечный
ряд причин или безначальный. Есть
причина, сама себя обусловливающая: причина
всех причин.
Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.
[править]
Идея души
Аристотель считал,
что душа, обладающая целостностью,
есть не что иное, как неотделимый
от тела его организующий принцип, источник
и способ регуляции организма, его
объективно наблюдаемого поведения. Душа
— это энтелехия тела. Душа неотделима
от тела, но сама имматериальна, нетелесна.
То, благодаря чему мы живём, ощущаем и
размышляем, — это душа. «Душа есть причина
как то, откуда движение, как цель и как
сущность одушевленных тел.»[4]
Таким образом, душа
есть некий смысл и форма, а
не материя, не субстрат.
Телу присуще жизненное
состояние, образующее его упорядоченность
и гармонию. Это и есть душа, то
есть отражение актуальной действительности
всемирного и вечного Ума. Аристотель
дал анализ различных частей души:
памяти, эмоций, перехода от ощущений к
общему восприятию, а от него — к
обобщённому представлению; от мнения
через понятие к знаниям, а
от непосредственно ощущаемого желания
— к разумной воле.
Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках». «Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях, безусловно, труднее всего.»[4]
[править]
Теория познания
и логика
Познание у Аристотеля
имеет своим предметом бытие.
Основа опыта — в ощущениях, памяти
и привычке. Любое знание начинается
с ощущений: оно есть то, что способно
принимать форму чувственно воспринимаемых
предметов без их материи; разум
же усматривает общее в единичном.
Однако с помощью
одних только ощущений и восприятий
приобрести научное знание нельзя,
потому что все вещи имеют изменчивый
и переходящий характер. Формами
истинно научного знания являются понятия,
постигающие сущность вещи.
Детально и глубоко
разобрав теорию познания, Аристотель
создал труд по логике, который сохраняет
своё непреходящее значение и поныне.
Здесь он разработал теорию мышления
и его формы, понятия, суждения и
умозаключения.
Аристотель является
и основоположником логики.
Задача понятия
состоит в восхождении от простого
чувственного восприятия к вершинам
абстракции. Научное знание есть знание
наиболее достоверное, логически доказуемое
и необходимое.
В учении о познании
и его видах Аристотель различал
«диалектическое» и «аподиктическое»
познание. Область первого — «мнение»,
получаемое из опыта, второго — достоверное
знание. Хотя мнение и может получить
весьма высокую степень вероятности
по своему содержанию, опыт не является,
по Аристотелю, последней инстанцией достоверности
знания, ибо высшие принципы знания созерцаются
умом непосредственно.
Отправным пунктом
познания являются ощущения, получаемые
в результате воздействия внешнего
мира на органы чувств, без ощущений
нет знаний. Отстаивая это теоретико-
Цель науки Аристотель
видел в полном определении предмета,
достигаемом только путем соединения
дедукции и индукции:
1) знание о каждом
отдельном свойстве должно
2) убеждение в
том, что это свойство —
существенное, должно быть доказано
умозаключением особой
Исследование категорического
силлогизма, осуществленное Аристотелем
в «Аналитике», стало наряду с
учением о доказательстве центральной
частью его логического учения.
Основной принцип
силлогизма выражает связь между
родом, видом и единичной вещью.
Эти три термина понимались Аристотелем
как отражение связи между
следствием, причиной и носителем
причины.
Система научных
знаний не может быть сведена к
единой системе понятий, ибо не существует
такого понятия, которое могло бы
быть предикатом всех других понятий:
поэтому для Аристотеля оказалось
необходимым указать все высшие
роды, а именно категории, к которым
сводятся остальные роды сущего.
Размышляя над категориями
и оперируя ими в анализе философских
проблем, Аристотель рассматривал и
операции ума и его логику, и, в
том числе, логику высказываний. Разрабатывал
Аристотель и проблемы диалога, углубившие
идеи Сократа.