Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры.
В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Тема:
Творчество
русского художника
Ивана Яковлевича
Вишнякова.
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список использованной
литературы.
Введение.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры.
В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные способы выражения, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет.
В целом для середины столетия характерен более ровный процесс художественного развития – без резких перепадов, опережений и отставаний, столь естественных для петровского времени. Вместе с тем, находясь в принципиально едином барочно-рокайльном русле, искусство середины века не являлось чем-то обезличенно однородным. Так вполне ощутимая разница существует, например, между произведениями русских мастеров и иностранных художников, работавших в России. Путь первых пролегал в основном через мастерские Канцелярии от строений. Именно с ними связано творчество Вишнякова. Будучи загруженным декоративными работами, он сумел, однако, заняться и портретом. Его представление о натуре заметно окрашено традиционностью. Создавая портретные изображения для триумфальных ворот и других декоративных целей, приноравливая общепринятые европейские схемы для своих задач, этот мастер самостоятельно и как бы заново открывает для русского искусства портретную живопись. Он совершает своего рода самостоятельный переход к искусству нового времени.
Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является ознакомление творчества художника Ивана Вишнякова, а также изучение особенности русского портрета.
Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:
1. Рассмотреть творчество художника.
2. Разобрать один из его портретов.
В данной
работе я использовала
1. Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999
2. История русского искусства. Т.1. М.,1991.
3. Культура и искусство России XVIII в. \Под ред. Б.В. Сапунова. Л.,1991.
4. Очерки русской культуры. Высшая школа МГУ 1990 г. Б.А. Рыбаков.
5. Три века русской живописи. СПб..1994.
1.Жизнь
и творчество Ивана Вишнякова.
Иван Яковлевич Вишняков родился в 1699 году в Москве, в семье ремесленника – «шатерных дел мастера». В 1714 году отец отпустил пятнадцатилетнего сына в Петербург к своему родственнику, и несколько лет спустя, в 1721 году Иван Вишняков «по прошению определен к лаковому делу в ученики». Еще год спустя Вишняков начал учиться «живописному делу» у мастера Василия Гавриловича Грузинца, уроженца «грузинской земли». Вишняков числился подмастерьем на государственной службе при Адмиралтейств-коллегии, а в 1727 году перешел в ведомство Канцелярии от строений, главного учреждения, ведавшего застройкой и украшением Петербурга и его окрестностей. С деятельностью Канцелярии связана вся дальнейшая жизнь и творчество художника.
Живописцы, состоящие при
С 1727 по 1739 год Вишняков числился
в Канцелярии от строений
В 1739 году, после смерти Андрея Матвеева, Вишняков был «аттестован» Караваком как мастер и стал главой живописной команды Канцелярии. В его ведение перешли все работы, не оконченные Матвеевым, а также его ученики. Вишняков возглавлял команду более двадцати лет, до своей смерти. Во многом благодаря ему, ремесленная организация превратилась в творческое содружество, в ней сложилась особая художественная и педагогическая система. Особенности преподавания, существовавшие в живописной команде, были отчасти унаследованы петербургской Академией художеств, открытой в 1757 году.
Вишняков воспитал в своей команде множество последователей, создав своеобразное «художественное училище Канцелярии от строений». Из воспитанников Вишнякова наибольшую известность приобрели братья Бельские, Мина Колокольников и Антропов, ставший выдающимся портретистом, как и его учитель.
За долголетнюю службу и художественные заслуги в 1745 году Вишняков получил личное дворянство, а в 1752 году был пожалован чином надворного советника.
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой Ивана Яковлевича Вишнякова». Система обучения, разработанная Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств. Живописцы Молчанов, Бельский, Антропов, иконописец Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.
В 1740-е – 1750-е годы, в период правления Елизаветы Петровны, в связи со строительством многочисленных дворцов в Петербурге и его окрестностях, живописная команда под руководством Вишнякова постоянно привлекалась для исполнения декоративных работ и монументальной живописи. Члены команды расписывали интерьеры церквей и дворцовые залы, оформляли придворные праздники и спектакли, маскарады и триумфальные шествия. Важной частью деятельности Вишнякова и его подопечных являлась починка и реставрация обветшавших росписей и живописных украшений.
Сохранились многочисленные
Несмотря на обилие работ в
области декоративной и
В 1731 году Луи Каравак,
После коронации Елизаветы
Единственными подписными
Благодаря высокому авторитету
портретиста, Вишнякову было
На протяжении многих лет
Иван Яковлевич при его
На мой взгляд, Вишняков был
одним из талантливейших
2. Один
из шедевров.
В отличие от большинства русских художников XVIII века, Вишняков питал особое пристрастие к детскому портрету. В его искусстве парадоксально сочетаются традиции парсуны с характерными для нее неподвижностью и плоскостностью фигур и утонченность европейского рококо. Рассмотрим портрет Сары Элеоноры Фермор.
Десятилетняя девочка из благородного семейства, с чистыми невинными глазами и ангельским личиком - такой увидел свою будущую модель художник.
По канону, даже маленькая девочка, позируя художнику, должна была быть наряжена во " взрослый" наряд, сильно напудрена и нарумянена, досадно скрывая всю прелесть ранней юности, завита и надушена, и несмотря на тяжеловесность и громоздкость наряда, вести себя как взрослая светская дама.
Информация о работе Архитектура Индии в период правления Великих Моголов