Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 20:01, реферат
Архитектура Древнего Египта теснейшим образом связана с заупокойным культом. Классическим образцом архитектурных сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
1.Архитектурные направления…………………………………………………………………………2
2.Пирамиды
Розовая пирамида………………………………………………………………………………………..5
Пирамида Джосера………………………………………………………………………………………6
Пирамида Хеопса………………………………………………………………………………………7-9
Пирамида Хефрена………………………………………………………………………………..10-11
Пирамида Микирена……………………………………………………………………………..12-13
Разграбление пирамид……………………………………………………………………………….13
3.Дворцы и храмы Ахетатона…………………………………………………………………….14-15
4.Архитектура в Фивах…………………………………………………………………………………….16
Храм Амона-Ра в Карнаке………………………………………………………………………16-18
Храм Амона-Ра в Луксоре………………………………………………………………………18-20
Храм Рамзеса II……………………………………………………………………………………….21-22
5.Список литературы……………………………………………………………………………………….23
В толще пирамиды проложено несколько
узких и длинных ходов, ведущих в камеры,
находящиеся внутри пирамиды, и в камеру,
вырытую под ее основанием. Учеными были
прослежены также и две вентиляционные
щели, пронизывавшие толщу каменной кладки
и шедшие из камеры самого Хеопса. При
расчистке поверхности пирамиды на многих
блоках были обнаружены пометки, сделанные
красной краской и содержавшие имя фараона
Хеопса. Части древней облицовки были
открыты археологами при расчистке нижней
части пирамиды, занесенной песком. Притеска
облицовочных камней была так совершенна,
что невозможно было сразу определить
места их соединения. А при фотографировании
этой облицовки исследователям пришлось
специально обвести краской швы, где смыкались
блоки. Можно смело сказать, что ни один
из царей, правивших после Хеопса, не смог
превзойти его гробницу по размерам и
величию.
Пирамида Хефрена.
Второй по величине
после гробницы Хеопса считается
пирамида фараона Хефрена. Она на 8 м ниже,
но зато менее разрушена. Верх пирамиды
сохранил часть полированной облицовки.
Остальные пирамиды значительно меньше,
и многие из них сильно разрушились. Вблизи
от пирамиды Хефрена поднимается из песка
пустыни холм. Высота его около 20 м, длина
около шестидесяти метров. Приблизившись
к холму, путешественники видят огромную
статую, высеченную почти целиком из скалы.
Это знаменитый большой сфинкс — фигура
лежащего льва с человеческой головой.
Лицо его потрескалось, нос и подбородок
отбиты. Так мусульмане арабы покалечили
статую, простоявшую тысячелетия. Арабы
верили, что в статуях древних египетских
богов живут злые духи, и поэтому старались
уничтожить как можно больше их изображений.
С таким гигантом, как большой сфинкс,
справиться им было не под силу, но изуродовали
они его основательно. «Отец ужаса» —
так называют большого сфинкса жители
пустыни. Наибольший страх он внушает
им ночью, освещенный яркой луной, когда
глубокие тени придают его чертам особую
выразительность. Кого же изображает эта
колоссальная статуя, почему она оказалась
в таком близком соседстве с пирамидами?
Ученые считают, что это статуя фараона
Хефрена, которая входила в ряд сооружений,
связанных с гробницей фараона. В древнем
Египте не всякий смертный имел право
приближаться к пирамиде — этому «вечному
горизонту», за который «зашел» фараон
(о фараоне не говорили, что он умер, —
он «заходил» за горизонт, подобно солнцу.
Для того чтобы желающие могли почтить
память умершего фараона, не оскорбляя
его величия, на некотором расстоянии
от пирамиды воздвигался заупокойный
храм — нечто вроде приемной залы умершего
царя. Массивные прямоугольные столбы
из полированного гранита поддерживали
потолок. Гранитные стены и пол здания
были тщательно отполированы. Свет
падал из небольших отверстий, пробитых
в верхней части стен, и создавал торжественный
полумрак, в котором особенно величественными
казались темные статуи фараона —
владыки, принимающего почтительных гостей.
От этого торжественного зала к пирамиде
вел длинный крытый коридор. Его стены
и пол также были сделаны из полированного
гранита. По этому коридору в пирамиду
везли тело фараона в тяжелом саркофаге
из ценного камня. Родственники фараона
и жрецы заботились о том, чтобы умершему
не грозила опасность в загробном мире,
чтобы он мог свободно передвигаться внутри
своей гробницы и чтобы боги приняли его
как равного. Поэтому часто стены помещений
внутри пирамид испещрены молитвами и
заклинаниями. Особенно тщательному заклятию
подвергались двери, которые вели из одного
помещения в другое или из коридора в камеру.
На стенах, прилегающих к дверям, помещены
изображения стражей дверей — павианов,
волков, львов, и заклятия против них и
злых демонов, угрожающих умершему фараону.
Ученые назвали их по месту находки «текстами
пирамид». Заботясь о безопасности духа
умершего в загробном мире, его родственники
не забывали и о жизненно необходимых
вещах. В особых помещениях хранились
драгоценности и различные предметы, принадлежавшие
фараону. Ведь древние египтяне верили,
что умерший продолжает жить и после смерти,
что он нуждается во всех тех вещах,
которые были ему необходимы при жизни.
И великолепная гробница царя служила
ему домом, как при жизни домом был роскошный
дворец. К пирамиде — освященному месту
упокоения фараона, ставшего божеством,
— простой смертный не смел приближаться.
Однако богатства, наполнявшие кладовые
царской усыпальницы, были большим соблазном
для грабителей. Строители пирамид предусмотрели
и это. Вход в склеп закрывался изнутри
тяжелым замковым камнем. После окончания
погребальных церемоний из-под камня выбивались
подпоры, и вход в центральный покой пирамиды,
где стоял великолепный гранитный саркофаг
с телом фараона, замыкался навсегда. Такой
же огромный камень, спущенный вниз по
наклонному ходу в склеп, закрывал ход
в коридор. Колодец, по которому спускались
люди, после того как были замурованы все
входы и выходы, засыпался. Царская могила
была недоступна для людей и демонов. Фараон
мог мирно покоиться под стометровой громадой
пирамиды, нависшей над сводчатым склепом.
Пирамида Микерина.
Пирамида Менкаура (известна также как «Пирамида Микерина») — самая южная, поздняя и низкая из трёх египетских пирамид в Гизе. Вопреки прозвищу «Херу» (высокая), она едва достигает 66 м в высоту, а длина стороны её основания составляет 108,4 м. Её объём в 260 тыс. м³ составляет только десятую часть объема пирамиды Хуфу: это был конец эпохи больших пирамид. Внутренность пирамиды обнаруживает отсутствие единства плана: вероятно, первоначальные скромные размеры, рассчитанные не на наследника престола, увеличены с его воцарением. Пирамида Менкаура несколько выбивается из общей картины построек в Гизе, и в античности её постройку иногда приписывали не Микерину, а жившей во времена Амасиса II гетере Родопис.
Несмотря на небольшие размеры пирамиды (считавшееся признаком упадка), по свидетельствам очевидцев, пирамида Микерина была прекраснейшей из всех пирамид. Потенциал строителей пирамиды Менкаура был огромен, как об этом свидетельствует один из монолитов, использованных в заупокойном храме Менкаура. Его вес оценен в более чем 200 тонн. Водворение на место блока такого размера, самого тяжелого на плато Гиза, было подлинным техническим подвигом. Колоссальная статуя сидящего царя из центральной капеллы храма — одна из самых огромных в эпоху Древнего царства — превосходное доказательство мастерства ваятелей фараона. Для произведений скульптуры времени правления Менкаура было характерно высочайшее качество художественного исполнения. Её лучшими образцами были статуи из грауваки, среди которых — новый тип скульптурной группы: триады. Тщательность исполнения, привнесенная в строительство царской пирамиды, названной Нечери-Менкаура («Божествен Менкаура»), является другим свидетельством этого стремления к качеству исполнения.
Примерно
на треть своей высоты пирамида была облицована
красным асуанским гранитом, далее его
сменяли белые плиты из турского известняка,
а вершина была так же красная гранитная.
Такой пирамида оставалась на протяжении
четырёх тысячелетий, пока в начале XVI
века мамлюки не сняли облицовку. Выбор
для облицовки пирамиды гранита, по преимуществу
материала защитного, быть может, делал
бесполезным сооружение огромной пирамиды
для защиты царской мумии. С точки зрения
архитектоники не было необходимости
возводить очень высокую пирамиду, так
как погребальная камера отныне располагалась
на уровне земли, а после Хуфу идею высотного
расположения камер уже не воплощали,
из-за технических трудностей подъема
блоков перекрытия погребальной камеры.
Пирамида Менкаура является отображением
завершения этой эпохи, но она, в частности,
выражает и начало другой эпохи, во время
которой размеры пирамид обрели стандарт.
В самом деле, начиная с царствования Менкаура,
высота пирамид стабилизируется и отклонения
редко превышают двадцать метров.
Разграбление пирамид.
Хотя тексты пирамид восхваляли божественное могущество фараона, и мощные стены пирамиды надежно укрывали погребение царя, огромные гранитные саркофаги в пирамидах царей Хеопса и Хефрена пусты. Еще в древности были разрушены храмы при пирамиде Хефрена. Огромные статуи фараона Хефрена были разбиты и брошены в колодец, откуда их извлекли археологи при раскопках. Было ясно, что не от времени пострадали эти великолепные статуи из темного твердого камня. Они были намеренно испорчены, разбиты на куски и искалечены.
Пирамиды — это первое из семи чудес древнего мира — не только память о
бессмысленном и
жестоком насилии над человеческим
трудом и жизнями сотен тысяч людей. Это
не только свидетельство полного порабощения
народа деспотической властью фараона.
Ведь пирамиды — это замечательный памятник
архитектуры древнего Египта. Это свидетельство
высокого инженерного искусства египтян,
пять тысяч лет назад создавших такие
грандиозные сооружения на заре человеческой
культуры. И пирамиды сквозь тысячелетия
донесли до наших дней память о замечательных
строителях древнего Египта, на крови
и костях которых были воздвигнуты эти
величественные каменные громады, вызывающие
удивление и восхищение всех, кто их когда-либо
видел. Пирамиды сделали бессмертными
не фараонов, а тот народ, чьими искусными
и трудолюбивыми руками, камень за камнем,
были сложены эти «рукотворные горы».
Дворцы и храмы Ахетатона.
Раскопки Ахетатона (город, образованный Аменхотепом IV) дали
возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и
раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены
стенами, вход оформлен в виде пилона (Башнеобразное сооружение в форме усечённой пирамиды) с мачтами. Однако они имели и ряд
новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа,
совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Ахетатона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие. Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходим, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны
фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, и даже особые помещения для зверинца.
Раскопки
Ахетатона позволили нам узнать и о
жилищах знати, которые также строились
из кирпича, из камня же делались лишь
базы колонн и обрамления дверей. Такой
дом обычно стоял посреди обнесенного
стеной участка размером около 70X55 м. В
стене были два входа – главный и особый
для слуг; от главного входа к двери дома
вела дорожка. Дом был размером около 22X25
м. Правую его часть составляла центральная
комната и две-три другие – приемные. Жилая
часть состояла из спальни хозяина с умывальной,
женских помещений и кладовых. Все комнаты
имели окна под потолком, вследствие чего
центральная комната всегда строилась
выше других. Стены и полы покрывались
росписями. Вокруг дома располагались
дворы, колодец, службы, а также сад с прудом
и беседками. Дома низшего городского
населения значительно отличались от
усадеб знати как размерами (10X8 м), так
и полным отсутствием служб и садов. Так
же малы были и дома строителей гробниц
фараона и знати. Эти дома составляли особый
поселок за городом по дороге к гробницам.
Поселок был обнесен стеной и занимал
участок в 69X69,5 м, на котором вплотную друг
к другу было расположено семьдесят четыре
дома, разделенных пятью улицами. В каждом
доме имелся небольшой дворик, общая комната,
спальня и кухня.
Архитектура в Фивах
Ведущую роль в архитектуре
и искусстве Нового царства начинают
играть Фивы. За короткий срок в них строятся
пышные дворцы и дома, великолепные храмы,
которые преобразили вид Фив, слава его
сохранилась в течение многих веков. Строительство
храмов велось в трех основных направлениях:
возводились наземные, скальные и полускальные
храмовые комплексы. Наземные храмы представляли
собой втянутый в плане прямоугольник,
окружённый высокой массивной стеной,
к воротам которой вела широкая дорога
от Нила, украшенная по обеим сторонам
статуями сфинксов. Вход в храм оформляли
в виде пилон а, с внутренней стороны которого
две лестницы вели на верхнюю платформу.
К наружной стороне пилона прикрепляли
высокие деревянные мачты с флагами, а
перед ними воздвигали гигантские статуи
фараона и позолочённые обелиски. Вход
вёл в открытый, обнесенный колоннадой
двор, заканчивающийся портиком, построенным
немного выше уровня двора. В центре двора
находился жертвенный камень. За портиком
располагался гипостиль, а за ним, в глубине
храма — молельня, состоящая из нескольких
помещений: в центральном на жертвенном
камне находилась священная ладья со статуей
главного бога, в остальных двух — статуи
богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг
молельни по периметру тянулся обходной
коридор, из которого дверные проемы вели
в дополнительные залы, храмовую библиотеку,
хранилища для статуй, комнаты для специальных
ритуалов. К подобному типу храмов относятся
оба храма Амона в Фивах — Карнакский
и Луксорский.
Храм Амона-Ра в Карнаке.
Главным объектом строительства в Фивах был храм Амона в Карнаке, расширение, которого имело двойное политическое значение: оно должно было
показать торжество Амона и тем самым удовлетворить жречество, и в то же время прославить мощь новой династии. Таким образом, в строительстве Карнака были заинтересованы и жрецы и фараоны. Отсюда понятны те размеры, которые приняли работы в Карнаке, начавшиеся сразу же в двух направлениях от главного храма: к югу, где по дороге к храму Мут были выстроены два новых пилона, и к западу, где перед пилоном Аменхотепа III начали возводить новый гигантский гипостиль. Уже на примере Карнака видно то стремление к грандиозным масштабам, которое стало определяющей чертой храмовой архитектуры XIX династии и было продиктовано стремлением новых царей затмить все построенное до них. Никогда еще пилоны, колонны и монолитные колоссальные статуи царей не
достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. Так, новый гипостиль Карнака, являющийся величайшим колонным залом мира, имеет 103 м в ширину и 52 м в длину.
В нем сто сорок четыре колонны, из которых двенадцать колонн среднего прохода, высотой в 19,25 м (без абак), имеют капители в виде раскрытых цветов папируса, подымающихся на стволах, каждый из которых не могут обхватить пять человек. Воздвигнутый перед гипостилем новый пилон превзошел все прежние: длина его равнялась 156 м, а стоявшие перед ним мачты достигали 40 м в высоту. Строителями этого гипостиля были зодчие Иуна и Хатиаи. Достаточно велик был и новый пилон с двором, окруженным 74 колоннами, который был выстроен при Рамсесе II зодчим Бекенхонсу перед Луксором, вторым святилищем Амона в Фивах. Стремление придать зданию как можно большую пышность привело к перегруженности: тяжесть огромных перекрытий вызвала увеличение объема колонн и слишком частое их расположение, рельефы и тексты начали покрывать не только стены, но и стволы колонн.
Перед храмом в
Карнаке сохранилась часть
На высоких деревянных
мачтах, прикреплённых к пилонам, развевались
флаги. Вход вёл в открытый двор, окружённый
стенами, колоннами и статуями. Через узкий
второй вход попадали в гипостилъный зал.
Гипостильный (от греч. «Хипостилос» —
«поддерживаемый колоннами») зал Карнакского
ансамбля (XVI—XII вв. до н.э.), в котором более
ста тридцати колонн образуют шестнадцать
рядов, принадлежит к шедеврам мирового
зодчества. Центральный проход, обрамлённый
колоннами высотой более двадцати метров
и диаметром около трёх с половиной метров,
с капителями в виде раскрытых цветов
папируса, освещался из боковых проёмов.
Не существующие ныне потолки густо-синего
цвета были украшены жёлтыми звёздами
и парящими священными коршунами. Так
же монументальностью отличались и заупокойные
царские храмы на западном берегу. Из них
следует особо упомянуть поминальный
храм Рамсеса II, так называемый Рамессеум
(зодчий Перна), в первом дворе которого
стояла колоссальная статуя царя – величайшая
монолитная скульптура, весившая около
1000 тонн и имевшая около 18 м в высоту вместе
с пьедесталом. В огромном гипостильном
зале сохранились 29 колонн (первоначально
было 48), поддерживающих остатки сводов.
Основные принципы оформления храмов
были также восприняты зодчими XIX династии
от их предшественников, но это наследие
было ими переработано. Продолжая развивать
роль колонн, они создали ставшее впоследствии
образцом обрамление средних, более высоких
проходов гипостилей колоннами в виде
связок нераспустившихся стеблей. Эти
гипостили словно воспроизводили нильские
заросли, где расцветшие стебли папирусов
возвышаются над еще не успевшими распуститься.
Такая трактовка гипостиля хорошо сочеталась
с общей древней символикой храма, как
дома божества, в данном случае – бога
солнца, которое по египетскому преданию
рождается из цветка лотоса, растущего
в речных зарослях. Солнечный крылатый
диск обычно и изображался над дверью
пилона.