Арабская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века

Задачами являются:

Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока;
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность, наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов;
Рассмотреть быт и нравы арабов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Арабский Восток – родина ислама

2. Арабская культура

2.1. Переводческая деятельность

2.2. Точные и естественные науки

2.3. Философия

2.4. Литература

2.5. Архитектура. Искусство

3. Быт и нравы арабов

ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

АЗИЯ.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

Тобольская  государственная социально-педагогическая академия

им. Д.И. Менделеева 
 
 

Реферат

по дисциплине: История стран Азии и Африки в средние века

Тема: «Арабская культура» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тобольск, 2011

       СОДЕРЖАНИЕ 

       ВВЕДЕНИЕ

       1. Арабский Восток – родина ислама

       2. Арабская культура

       2.1. Переводческая деятельность

       2.2. Точные и естественные науки

       2.3. Философия

       2.4. Литература

       2.5. Архитектура. Искусство

       3. Быт и нравы арабов

       ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ         

       Народам Арабского Востока принадлежит  важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые  географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась  в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского  халифата и арабских княжеств. Средневековая  арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном  развитии человечества. Большая заслуга  народов Арабского Востока заключалась  и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим  поколениям многие ценные достижения античности. 

       В исторической науке верное представление  об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и  сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших  в VII—IX веках в арабский халифат  и воспринявших ислам, существовала единая “арабская” культура. Такое  понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульманской  традиции, ведет к отрицанию самостоятельности  развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов  в эпоху средневековья. На самом  деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные  культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в  развитие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и  Среднего Востока в условиях средневековья  существовало сложное и важное для  их культуры взаимодействие, порождавшее  черты общности.

         В средние века все арабские  страны были объединены в одном  едином государстве, которое раскинулось  от берегов Атлантического океана  до границ Индии и Китая.  Это государство называлось «Арабский  халифат». В него входило много стран с высокой древней культурой: Египет, Сирия, Месопотамия и Средняя Азия. В начале культура арабов по своему развитию была много ниже большинства покоренных ими народов, но постепенно арабы усвоили достижения этих народов в науке, искусстве и культуре. Арабская культура в средние века достигла высокого расцвета и создавалась не только арабами, но и всеми народами, входившими в состав Арабского государства. В то же время арабы сыграли важную роль в ее создании и развитии. Продолжая античные традиции, арабы собирали и переводили труды греческих, римских и восточных авторов. В странах халифата успешно развивались науки, а в больших городах открывались высшие школы и библиотеки.

       Арабское  общество и арабская культура в Средние  века оказали большое влияние  на западное европейское культурное развитие и на западное европейское  средневековое общество.

         Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века

       Задачами  являются:

    1. Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока;
    2. Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность,  наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов;
    3. Рассмотреть быт и нравы арабов.

       Хронологические рамки исследования. Арабская культура в VII- XV вв.

       Географические  рамки исследования. Географически арабская культура  охватывает территорию стран, входивших в «Арабский Халифат»:  Аравия, Ирак, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка.

       Обзор литературы.  При написании реферата использовались работы Бартольда В. В. [1; 2] по истории ислама и арабского халифата; Очерки арабской культуры V-XV вв. [3] -  серия очерков, посвященных разным сторонам истории арабской культуры в средние века и написанных группой арабистов Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР. В них рассказывается о строе арабского языка, о рукописных арабских книгах и библиотеках в средние века. Значительное место уделено жизни средневекового арабского города и идеологии горожан. В работе арабиста и исламоведа Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу [6] дается обзор достижениям в науке,  переводческой деятельности, образу ислама. В книге Поповой В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда [8] представлена биография одной из ключевых фигур в истории человечества- пророка Мухаммеда. Труд И.М. Фильштинского “История арабов и Халифата (750–1517 гг.)” [10] содержит главу «Арабо-мусульманская культура VIII–XV веков», в которой особое внимание уделяется арабо-мусульманской средневековой культуре, освоению арабами древнегреческого и эллинического наследия, деятельности арабских переводчиков, развитию арабской научной и философской мысли, а также арабскому словесному искусству.  В работе Токарева С.А. Религия в истории народов мира [9] представлено зарождение ислама, вероучение, этика и право, секты, мусульманское право. В качестве учебного пособия был использован учебник Культурология. История мировой культуры под ред. проф. А.Н. Марковой [5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Арабский  Восток – родина ислама
 

       Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед, биография которого довольно хорошо известна.

       Арабские  историки считают, что  будущий пророк родился 29 августа 570  года в доме своей  матери,  расположенном  на  окраине  Мекки,  метрах  в  четырехстах  от  храма  Каабы;  примерно через сто лет этот дом  был перестроен и превращен в мечеть. [8; c. 24]

       Мухаммед  рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.

       Со  временем Мухаммед все меньше интересовался  торговлей и все больше — вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город — чуть позже его назовут Мединой — городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.

       Жители  Медины признали Мухаммеда своим  пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война  между этими городами закончилась  полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.

       Тогда же формируется мусульманское теократическое государство — Арабский халифат, первым руководителем которого был сам Мухаммед. Его сподвижники и преемники на посту главы халифата провели целый ряд удачных завоевательных походов, которые привели к значительному расширению территории халифата и способствовали быстрому распространению там ислама. Ислам (или мусульманство) становится государственной религией Арабского Востока. Мухаммед умер в 632 г. и был похоронен в Медине. Его могила — важнейшая святыня ислама.

       Уже к VIII в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале Х в. распалось на отдельные самостоятельные части — эмираты. Что же касается арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, — она в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам. [6; c.238]

       Ученые  признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами, в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.

       Мусульмане  верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед.

       Важнейшим в исламе был вопрос о том, как  соотносятся воля бога и человека.

       В Х в. ответ на этот вопрос попытался  дать известный мусульманский богослов аль-Ашари. Он утверждал, что Аллах сотворил человека со всеми его будущими поступками и что человек только воображает, будто он имеет свободу воли и свободу выбора. Сторонники этой позиции составили религиозно-правовую школу шафиитов. Другие известные богословы аль-Матуриди и Лбу Ханифа утверждали, что человек обладает свободой воли, а Аллах помогает ему в хороших делах и покидает в плохих. Такую точку зрения разделяют ханифиты.

       Вопрос  о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже  в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства —халифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.

       Основные  положения ислама изложены в главной  священной книге мусульман — Коране (от араб. куран — чтение). Основу его составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях).  
 
 
 
 
 
 
 

       2. Арабская культура

       2.1. Переводческая деятельность 

       Особенно  плодотворно повлияли на развитие арабской светской научной и философской мысли переводы на арабский язык античных, иранских и индийских текстов, — это была одна из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научно-философского наследия. [3; c.69]

       В отличие от переводчиков, трудившихся  в Европе под руководством и контролем христианского духовенства, деятельность арабских переводчиков не была продиктована религиозно-дидактическими целями. Они в первую очередь переводили греческие и индийские сочинения, содержавшие практически полезные знания. Их интересовали сочинения по астрологии и астрономии, алхимии и медицине, ибо их «заказчиков» прельщала возможность при помощи астрологии — узнать будущее, при помощи алхимии — обрести власть над природой и людьми, при помощи медицины — сохранить здоровье и продлить жизнь. Труды по астрономии использовались также для нужд мореплавания. Даже труды по умозрительным предметам привлекали внимание в какой-то мере из практических соображений. Так, соперничество между сектами в исламе, а также между исламом и другими вероучениями стимулировало перевод трудов по философии и логике, воспринимавшихся как могучее средство в религиозной полемике.

       В силу этой ориентации на практически  полезные знания переводчики игнорировали почти все, что выходило за пределы науки (как они ее понимали в средние века) и философии. Поэтому греческое влияние, столь плодотворное в области точных и естественных наук и философии, почти не коснулось арабской поэзии и художественной прозы. Традиционная исламская идеология не могла мириться с языческим духом греческой литературы и мифологии. Арабы в средние века так и не познакомились ни с Гомером, ни с великими драматургами Греции, ни с древнегреческими лириками.

       Искусство перевода рассматривалось как специальность, требующая особых навыков и хорошего знания языков, причем, как и во всяком средневековом ремесле, тонкости этого искусства передавались из поколения в поколение. [10; c. 302] Особенно прославились в качестве переводчиков с греческого сириец Хунайн ибн Исхак (810—873) и его сын Исхак ибн Хунайн (умер в 911 г.), сабий из Харрана Сабит ибн Курра (836—901), сириец из Баслабакка Коста ибн Лука (820—912), а с персидского — аль-Хасан ибн Сахл (умер в 850 г.) и Абдаллах ибн аль-Мукаффа (721—757). Особенно прославились переводческой деятельностью члены семейства аль-Мунаджим. 

Информация о работе Арабская культура