Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 16:42, реферат
Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века
Задачами являются:
Рассмотреть ислам как мировую религию, оказавшую сильное влияние на страны Востока;
Изучить арабскую культуру, а именно как развивалась переводческая деятельность, наука, философия, литература, архитектура, искусство арабов;
Рассмотреть быт и нравы арабов.
ВВЕДЕНИЕ
1. Арабский Восток – родина ислама
2. Арабская культура
2.1. Переводческая деятельность
2.2. Точные и естественные науки
2.3. Философия
2.4. Литература
2.5. Архитектура. Искусство
3. Быт и нравы арабов
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тобольская
государственная социально-
им. Д.И.
Менделеева
Реферат
по дисциплине: История стран Азии и Африки в средние века
Тема: «Арабская
культура»
Тобольск, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Арабский Восток – родина ислама
2. Арабская культура
2.1. Переводческая деятельность
2.2. Точные и естественные науки
2.3. Философия
2.4. Литература
2.5. Архитектура. Искусство
3. Быт и нравы арабов
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Народам
Арабского Востока принадлежит
важное место в истории культуры
человечества. Не случайно средневековые
географы называли Арабский Восток грудью
мира: здесь в течение многих столетий
билось сердце мировой цивилизации.
Арабская средневековая культура развивалась
в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте
и Северной Африке, а также на
территории Южной Испании в период
существования там Кордовского
халифата и арабских княжеств. Средневековая
арабская культура в свое время была
крупным шагом вперед в прогрессивном
развитии человечества. Большая заслуга
народов Арабского Востока
В
исторической науке верное представление
об арабской культуре было выработано
не сразу. В прошлом веке, да и
сейчас еще, среди многих буржуазных
ученых распространено ошибочное мнение,
согласно которому во всех странах, входивших
в VII—IX веках в арабский халифат
и воспринявших ислам, существовала
единая “арабская” культура. Такое
понимание арабской культуры, некритически
следующее средневековой
В средние века все арабские
страны были объединены в
Арабское общество и арабская культура в Средние века оказали большое влияние на западное европейское культурное развитие и на западное европейское средневековое общество.
Целью данной работы является рассмотрение арабской культуры в средние века
Задачами являются:
Хронологические рамки исследования. Арабская культура в VII- XV вв.
Географические рамки исследования. Географически арабская культура охватывает территорию стран, входивших в «Арабский Халифат»: Аравия, Ирак, Сирия, Палестина, Египет и Северная Африка.
Обзор
литературы. При написании реферата
использовались работы Бартольда В. В.
[1; 2] по истории ислама и арабского халифата;
Очерки арабской культуры V-XV вв. [3] -
серия очерков, посвященных разным сторонам
истории арабской культуры в средние века
и написанных группой арабистов Ленинградского
отделения Института востоковедения АН
СССР. В них рассказывается о строе арабского
языка, о рукописных арабских книгах и
библиотеках в средние века. Значительное
место уделено жизни средневекового арабского
города и идеологии горожан. В работе
арабиста и исламоведа Монтгомери У. Влияние
ислама на средневековую Европу [6] дается
обзор достижениям в науке, переводческой
деятельности, образу ислама. В книге Поповой
В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда [8] представлена
биография одной из ключевых фигур в истории
человечества- пророка Мухаммеда. Труд
И.М. Фильштинского “История арабов и
Халифата (750–1517 гг.)” [10] содержит главу
«Арабо-мусульманская культура VIII–XV веков»,
в которой особое внимание уделяется арабо-мусульманской
средневековой культуре, освоению арабами
древнегреческого и эллинического наследия,
деятельности арабских переводчиков,
развитию арабской научной и философской
мысли, а также арабскому словесному искусству.
В работе Токарева С.А. Религия в истории
народов мира [9] представлено зарождение
ислама, вероучение, этика и право, секты,
мусульманское право. В качестве учебного
пособия был использован учебник Культурология.
История мировой культуры под ред. проф.
А.Н. Марковой [5]
Ислам возник в начале VII в. н. э. Основателем ислама был реальный человек — пророк Мухаммед, биография которого довольно хорошо известна.
Арабские историки считают, что будущий пророк родился 29 августа 570 года в доме своей матери, расположенном на окраине Мекки, метрах в четырехстах от храма Каабы; примерно через сто лет этот дом был перестроен и превращен в мечеть. [8; c. 24]
Мухаммед рано осиротел и его воспитывали дедушка, а затем дядя, богатый торговец. В молодости Мухаммед был пастухом, а в 25 лет стал работать у 40-летней вдовы, матери нескольких детей. Они поженились — это был брак по любви, и у них родилось четверо дочерей. Всего же у пророка было девять жен.
Со временем Мухаммед все меньше интересовался торговлей и все больше — вопросами веры. Свои первые откровения он получил во сне — ему явился ангел Джабраил, посланник Аллаха, и объявил его волю: Мухаммед должен проповедовать во имя его, господа. Откровения становились все чаще, и в 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке. Несмотря на страстность Мухаммеда, число его сторонников росло медленно. В 622 г. Мухаммед покинул Мекку и переселился в другой город — чуть позже его назовут Мединой — городом пророка; вместе с ним туда перебрались и его единомышленники. С этого года — бегства в Медину и начинается мусульманское летоисчисление.
Жители Медины признали Мухаммеда своим пророком, религиозным и политическим вождем и поддерживали его в стремлении победить Мекку. Ожесточенная война между этими городами закончилась полной победой Медины. В 630 г. Мухаммед торжественно вернулся в Мекку, которая стала центром ислама.
Тогда
же формируется мусульманское
Уже к VIII в. арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое образование не было прочным и в начале Х в. распалось на отдельные самостоятельные части — эмираты. Что же касается арабо-мусульманской культуры, то, впитав в себя многообразную культуру персов, сирийцев, коптов (исконных жителей Египта), иудеев, народов Средней Азии и других, — она в главном оставалась единой. Этим ведущим связующим звеном был ислам. [6; c.238]
Ученые признают, что ислам возник из соединения элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI — начала VII вв. были язычниками, политеистами, в их среде существовало и множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был оригинальным, и мусульманство является самостоятельной религией. Основные положения ислама сводятся к следующему.
Мусульмане верят в единого Бога — Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека. Для того чтобы рассказать человечеству правду о Боге и мире, были выбраны специальные люди — пророки, последним из которых и был Мухаммед.
Важнейшим в исламе был вопрос о том, как соотносятся воля бога и человека.
В
Х в. ответ на этот вопрос попытался
дать известный мусульманский
Вопрос о свободе воли не был единственным спорным вопросом в исламе. Уже в VII в. возникли три основных направления в исламе, существующие и поныне. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Хараждиты утверждали, что главой религиозной общины мог быть любой правоверный мусульманин, избранный данной общиной. Согласно концепции суннитов, между религиозной общиной и будущим главой государства —халифом — должен быть заключен особый договор, а сам халиф должен удовлетворять следующим условиям: иметь звание богослова-законоведа высшего ранга, быть родом из племени курейшитов (к этому племени принадлежал и сам Мухаммед), быть справедливым, мудрым, здоровым и заботиться о своих подданных. Шииты полагали, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу и поэтому может переходить по наследству только к прямым наследникам Мухаммеда.
Основные
положения ислама изложены в главной
священной книге мусульман — Коране
(от араб. куран — чтение). Основу его составляют
заповеди, проповеди, обрядовые и юридические
установления, молитвы, назидательные
рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные
им в Медине и Мекке, записанные его помощниками
(известно, что пророк не умел ни читать,
ни писать, и его речи-откровения первоначально
записывались его сподвижниками даже
на пальмовых листьях и камнях).
2. Арабская культура
2.1.
Переводческая деятельность
Особенно плодотворно повлияли на развитие арабской светской научной и философской мысли переводы на арабский язык античных, иранских и индийских текстов, — это была одна из самых продуктивных в истории человечества попыток усвоения чужого научно-философского наследия. [3; c.69]
В отличие от переводчиков, трудившихся в Европе под руководством и контролем христианского духовенства, деятельность арабских переводчиков не была продиктована религиозно-дидактическими целями. Они в первую очередь переводили греческие и индийские сочинения, содержавшие практически полезные знания. Их интересовали сочинения по астрологии и астрономии, алхимии и медицине, ибо их «заказчиков» прельщала возможность при помощи астрологии — узнать будущее, при помощи алхимии — обрести власть над природой и людьми, при помощи медицины — сохранить здоровье и продлить жизнь. Труды по астрономии использовались также для нужд мореплавания. Даже труды по умозрительным предметам привлекали внимание в какой-то мере из практических соображений. Так, соперничество между сектами в исламе, а также между исламом и другими вероучениями стимулировало перевод трудов по философии и логике, воспринимавшихся как могучее средство в религиозной полемике.
В силу этой ориентации на практически полезные знания переводчики игнорировали почти все, что выходило за пределы науки (как они ее понимали в средние века) и философии. Поэтому греческое влияние, столь плодотворное в области точных и естественных наук и философии, почти не коснулось арабской поэзии и художественной прозы. Традиционная исламская идеология не могла мириться с языческим духом греческой литературы и мифологии. Арабы в средние века так и не познакомились ни с Гомером, ни с великими драматургами Греции, ни с древнегреческими лириками.
Искусство
перевода рассматривалось как
специальность, требующая особых навыков
и хорошего знания языков, причем, как
и во всяком средневековом ремесле, тонкости
этого искусства передавались из поколения
в поколение. [10; c. 302] Особенно прославились
в качестве переводчиков с греческого
сириец Хунайн ибн Исхак (810—873) и его сын
Исхак ибн Хунайн (умер в 911 г.), сабий из
Харрана Сабит ибн Курра (836—901), сириец
из Баслабакка Коста ибн Лука (820—912),
а с персидского — аль-Хасан ибн Сахл (умер
в 850 г.) и Абдаллах ибн аль-Мукаффа (721—757).
Особенно прославились переводческой
деятельностью члены семейства аль-Мунаджим.