Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 22:08, реферат
Смысл слова «ислам» - «повиновение». Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С. Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов.
Вступление 3
1. История возникновения ислама 4
2. Основные черты арабо-исламской культуры 6
3. Традиции ислама 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Міністерство освіти і науки України
Дніпропетровський національний університет ім. Олеся Гончара
Факультет
заочної та дистанційної
освіти
Кафедра
видавничої справи і міжкультурної комунікації
Контрольна
робота
з
історії світової культури
з
теми:
«Арабо-исламская
культурная традиция.
Общая характеристика»
Виконав: ст. гр. ЗЗЖ-05
Щитова
В. М.
Перевірив: викладач
Іванова
Н. І.
Дніпропетровськ
2008
Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика
Смысл слова «ислам» - «повиновение». Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С. Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов.
Исламская культура своеобразна и неповторима. А география ислама весьма разнообразна – страны не только Ближнего востока, которые являются его родиной, но и Африки и Юго-Восточной Азии. Ислам давно привлекает внимание кипучестью своей натуры, в отличие от христианства или буддизма. В то время когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, а показал свою способность развиваться. Многие страны, появившиеся в период арабских завоеваний, существуют и сейчас. А исламская дуга нестабильности лишь подтверждает то, что мир ислама неоднороден и очень интересен для анализа.
Трудно найти религию, которая бы так моделировала общество, как ислам. Очень часто достаточно посмотреть несколько кадров фильма, чтобы понять, что страна, в которой он снят, - мусульманская: это и одежда мужчин и женщин, и минарет мечети, и арабское письмо, и множество иных признаков. Печать ислама на обществе объясняется тем, что это тотальная религия, которая затрагивает все моменты личной и общественной жизни. Около 75% мусульман живут в 36 странах, где ислам преобладает. Почти половина мусульман мира живет в четырех странах: Индонезии, Пакистане, Бангладеш и Индии. Все эти факты подталкивают изучить саму сущность ислама и понять причины его широкого распространения.
Возникнув в начале VII века нашей эры в Аравии, ислам является последней из мировых религий. Сложившаяся на стыке древних европейской и ближневосточной цивилизаций, впитавшая в себя элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, административной структуры древнеперсидских империй и мистико-метафизических спекуляций индуизма и буддизма, эта религиозная система оказалась сложным итогом многостороннего синтеза. Основой его были бедуинская арабская культура, арабский этнос и его очень слабо развитая государственность.
На обширной территории Ближнего Востока арабы из небольшой и не очень развитой группы семитских племен именно в результате исламизации превратились в многочисленную этнокультурную общность с мощной политической структурой и высокоразвитой цивилизацией. Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская религиозно-культурная традиция подчиняла себе завоеванные страны и народы, большая часть которых, включая и древние центры мировой цивилизации, была не только исламизирована, но и ассимилирована арабами. Образно говоря, арабо-исламская волна за короткий срок захлестнула огромное количество соседних с Аравией и отдаленных от нее стран и практически растворила в себе многие обитавшие там этносы, подчас имевшие древние собственные традиции.
Эта мощная ассимиляционная волна породила не менее заметный ответный вал, результатом которого было обогащение арабо-исламской традиции за счет многочисленных инокультурных воздействий на нее – в Египте, Месопотамии, Индии, Иране, Средней Азии, Африке, Испании и т.д. Все эти влияния придали арабо-исламской культуре весьма мощные потенции для дальнейшего развития и создали основу для того, чтобы средневековая арабо-мусульманская культура стала на некоторое время во главе мировой цивилизации.
Этому способствовало и еще одно немаловажное обстоятельство. В средние века, начиная с VIII в., европейская культура вступила в полосу заметного упадка, довольно резко разделившего ее на древнюю, античную, и более позднюю, ренессансную. И хотя и в это время христианизированная европейская культура продолжала существовать и развиваться, блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации затмевал ее. Успехи и достижения арабской культуры воздействовали на многие страны, в числе которых были и культурные центры средневековой Европы. Это проявилось, в частности, в математике (арабскими называются заимствованные арабами из Индии цифры, которыми мы ныне пользуемся), в химии, в философии. Через мусульманскую Испанию (Кордовский халифат), бывшую в VIII-XII вв. видным центром развития арабо-исламской культуры, европейские университеты знакомились с работами таких крупнейших мыслителей, как Авиценна, Аверроэс, аль-Газали. Позже, в связи с распадом Кордовского халифата в Испании и общим упадком арабской государственности и цивилизации, уровень развития арабской культуры, ее влияние на другие народы стали падать. Однако то, что вошло в ислам, превратилось со временем в фактически неотъемлемый его элемент, став обязательным религиозно-культурным компонентом во всех, даже самых отдаленных районах, где читали и изучали написанный на арабском языке Коран, где имели хождение хадисы Сунны.
Ислам
настолько трансформировал
Арабский
язык, арабская культура и государственность
сыграли существенную роль в формировании
того общего, что связывало между собой
все страны ислама. Иными словами, арабо-исламские
традиции цементировали ту общность, которая
нередко характеризуется как мир ислама.
К чему же сводятся наиболее характерные черты и признаки арабо-исламской традиции-цивилизации? Прежде всего это основанный на фанатичной вере и жесткой догматике божественного откровения сильный акцент на религиозно детерминированное социальное поведение, своего рода ставка на хорошо организованный, строго дисциплинированный и покорный воле стоявшего над ним харизматического лидера социум.
В
отличие от христианства, ислам формировался
в условиях религиозно-политической
слитности, а предводителями его были
сами политические и одновременно религиозные
вожди - пророк, халифы, эмиры и их помощники
на местах. Интересы клерикального мусульманского
духовенства, особенно наиболее реакционных
из мулл или шейхов, никогда не входили
в противоречие с политикой административного
руководства страны. Это слияние светского
и духовного начал в единое целое способствовало
абсолютизации религиозного авторитета,
с одной стороны, и снижению значения административно-
Другая важная черта религиозно-культурной традиции ислама, сыгравшая немалую роль в формировании отношения правоверных к жизни, - это идея предопределения (фатализма) и связанная с нею пассивность. Наибольшее внимание этому догмату уделяли суфии, которые откровенно проповедовали уповать на волю Аллаха и не стремиться к активной жизни, а, напротив, гасить в себе страсти и тем самым добиваться слияния с божеством. Конечно, это не означает, что правоверные переставали к чему-то стремиться. Они делали свое дело, а порой даже поднимались на решительные действия, будь то священная война с неверными или крестьянское восстание под лозунгами той или иной из мятежных сект. Однако индивидуальная энергия, инициатива, предприимчивость, упорство в достижении цели исламом никогда не поощрялись, ибо это не соответствовало размеренной и привычно текущей жизни с ее пятью ежедневными (и отнимающими немалое время) молитвами и прочими обязанностями правоверного.
Третья черта - сильный акцент на обрядовую сторону жизни с ее ежедневными молитвами, обязательным месячным изнурительным постом, паломничеством и т.п. Традиции такого рода воспитывали привычку к повиновению, послушанию, дисциплине, а главное, резко противостояли любой индивидуальности. Человек искусственно приземлялся, ему по несколько раз в день на протяжении всей жизни напоминали о том, что он - лишь жалкая песчинка, распростертая ниц перед великим Аллахом.
Четвертая черта – деспотизм и произвол власти в сочетании с "поголовным рабством" и конформизмом бесправных подданных.
Снизу
доверху нижестоящие
Ислам, как и христианство, склонен осуждать социальное неравенство. Гораздо более последовательно, чем христианство, ислам проповедует, что перед Аллахом все равны. Конечно, были и сословия (духовников-улемов, профессиональных воинов, производителей-крестьян), существовало и неравенство между ними. Но здесь не было четких граней и тем более наследственного статуса. Напротив, существовал и господствовал принцип социальной мобильности: сила способности, случай не раз превращали вчерашнего раба во всемогущего эмира, крестьянина - в осыпанного почестями военачальника, а сына бедняка - во всеми уважаемого и высокопоставленного знатока ислама, а то и всесильного сановника. Принцип «перед Аллахом все равны», однако, не исключал существования рабства и приниженности простого человека, тем более женщины. Принцип, таким образом, был не в подчеркивании равенства статуса и прав: каждому было очевидно, что низший фактически бесправен перед вышестоящим, от чьей воли, а то и прихоти зависит его судьба. Принцип был в равенстве возможностей. Поэтому, хотя на мусульманском Востоке сословные привилегии и родство всегда высоко ценились, они не превратились там в систему замкнутых аристократических привилегий, как в Европе. Путь в ряды признанных муджтахидов и мутакаллимов зависел не от происхождения человека и его социальных связей, а от его успехов в постижении мудрости ислама.
Информация о работе Арабо-исламская культурная традиция. Общая характеристика