Арабо-исламская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:29, реферат

Описание работы

В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру – ислам1.

Содержание

Введение 3
1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе 4
2.Исламская концепция миропорядка, социальный идеал, представление о прогрессе и регрессе особенности исламского менталитета

6
3.Политическая культура исламского мира 9
4. Наука и художественное творчество 11
Заключение 14
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Арабо-исламская_культура.docx

— 42.32 Кб (Скачать)

    Арабо-исламская  культура 

    Содержание: 

Введение 3
1. Ислам  - основа арабской культуры. Основные  течения в исламе 4
2.Исламская  концепция миропорядка, социальный  идеал, представление о прогрессе  и регрессе особенности исламского менталитета  
 
6
3.Политическая  культура исламского мира 9
4.  Наука и художественное творчество 11
Заключение 14
Список  литературы 15
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    

Введение

    В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся  в те времена окраиной цивилизованного  мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это  войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в  гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили  принесенную из Аравии веру – ислам1.

    С течением времени Халифат раздробился  на отдельные самостоятельные государства. Политическая карта Ближнего и Среднего Востока неоднократно менялась, некоторые  страны региона оказывались в  зависимости от европейских держав, однако все некогда покоренные арабами  страны (кроме Испании) до сих пор  сохраняют религиозную общность. Ислам распространился и в  регионах, где арабских завоевателей никогда не было, например в Индонезии, в Малайзии, в некоторых странах  Черной Африки, в Поволжье.

    Новое мировоззрение, принесенное исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман. "Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.

    Культура  – широкая область, охватывающая самые различные стороны социальной жизни народа, его материального и духовного развития. Из всей совокупности аспектов, которые имеют отношение к изучению этой темы, особо можно отметить те, которые касаются мусульманского искусства, включающего в себя архитектуру, каллиграфию, декоративно-прикладное искусство, и музыку. 
 

 

    

1. Ислам  - основа арабской культуры. Основные  течения в исламе

    Идеи, которые проповедовал Мухаммед в  VII веке были не новы: они содержались в иудаизме и христианстве. Ислам - самая молодая из трёх мировых религий, она впитала в себя достижения греко-римской, византийской, персидской, индийской и других культур.  С 622 г. начинается мусульманское летосчисление, когда Мухаммед переехал в г. Йасриб.

    Высшей  ценностью является Аллах и его  воля, а благодарность Аллаху –  первейший долг мусульманина. На первый план выступает справедливость Аллаха, а милосердие является лишь частью или следствием его справедливости. Мусульмане сближают понятия праведности  и справедливости. Принадлежность к  исламу расценивается как самый  важный признак человека – более  значимый, чем социальное положение, происхождение и национальность. Она служит источником гордости за свою веру и чувства превосходства  над иноверцами. Мусульманские ценности воплощаются в 5-ти основных обязанностях (пять столпов веры).

    При Мухаммаде ислам представлял  собой единую, монолитную религиозную  систему. После смерти пророка возник вопрос о верховной власти. Преемники  пророка — халифы — должны были следить за тем, чтобы люди жили в  соответствии с Кораном и Сунной (рассказами о поступках и высказываниях  Мухаммада).

    Среди мусульман началась борьба за власть. Третий халиф — Осман — был  убит мятежниками. Четвертый халиф  — Али — был признан далеко не всеми мусульманами. Против него выступали родичи Османа, члены знатного мекканского рода Омейя2.

    Али был не только ближайшим соратником Мухаммада, но и родственником пророка  — его двоюродным братом. Он к  тому же женился на дочери Мухаммада, Фатиме. Кроме сыновей Али и  Фатимы, Хасана и Хусейна, у пророка  не было мужского потомства по прямой линии.

    Многие  из сторонников Али считали, что  родство с пророком дает ему и  его потомкам — алидам — исключительное право на власть, что они одни обладают унаследованной от Мухаммада  способностью быть посредниками между  Богом и человеком. Соответственно только алиды и должны быть имамами, духовными руководителями общины и  ее политическими вождями. Впоследствии из этого течения развился шиизм.

    В ходе борьбы Али с омейядами (родственниками Османа) в конце VII в. появилось еще  одно течение в исламе — хариджиты3. Приверженцы этого толкования мусульманства провозгласили, что халифом может быть любой мусульманин, избранный и признанный общиной.

    Одним из главных направлений ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди сунны) и считают, что именно они придерживаются традиций пророка, а шииты искажают эти  традиции.

    Суннитом  является тот, кто признает первых четырех  халифов законными, кто не сомневается  в достоверности хадисов (рассказов  о Мухаммаде, входящих в Сунну) и  придерживается ритуальных, бытовых  и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов — толков. Мазхабы (шафиитский, ханафитский, маликитский  и ханбалитский) различаются между  собой в вопросах права и в  ритуалах, но все они основываются на канонических сборниках хадисов4.

    В теологии суннизм — в отличие  от шиизма — не признает возможности  посредничества между Богом и  людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особом праве Али и его  потомков на имамат, на руководство  общиной.

    В настоящее время большая часть  мусульман — сунниты.

    Уже в VII—VIII вв. в исламе начинает выделяться мистическое направление — суфизм. Предшественниками суфиев были аскеты — захиды5.

    Первоначально суфии не имели разработанной  системы взглядов. Они проповедовали  аскетизм, призывали к частому  и исступленному совершению молитв, которое должно было привести людей  к «высшему знанию» — познанию Бога.

    Мистицизм стал быстро распространяться по всему  арабо-мусульманскому миру. Постепенно складывалась идеологическая основа суфизма, в которой многое было заимствовано из других религий, из древних верований  Востока, из учения гностиков и практики различных христианских сект. Главным  смыслом жизни для суфиев было приближение к Богу, познание Бога — вплоть до чаемого слияния с  Ним. Была выработана концепция тарика — пути, ведущего к этой цели.

    Деятельность  суфиев не противоречила традиционному  суннизму. В то же время суфизм являлся  идеологией социальных низов Халифата, недовольных своим положением.

    В XII—XIII вв. в суфизме получает распространение  концепция единобытия. Бытие Бога отождествлялось с бытием его  творения6. С этого времени суфизм широко распространяется во всем мусульманском мире. Главными проводниками суфизма были дервиши (монашествующие).

    С XI в. начинают создаваться суфийские  ордена; некоторые из них существуют до сих пор. В суфийских орденах  установлена жесткая дисциплина. Признается власть шейхов (или ишанов) над другими членами ордена (мюридами).

    В XVIII в. аль-Ваххаб и его сторонники — ваххабиты7, стремясь вернуть исламу первозданную чистоту, стали выступать против мирских развлечений, а также против посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал суровый аскетизм и строгий монотеизм.

    Ваххабиты энергично боролись против всего, что  противоречило их убеждениям, в том  числе против почитания святых мест, которых много было в Северной Аравии — основной зоне их действий. Выступив под лозунгом джихада (священной  войны), ваххабиты разгромили ряд  аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали даже священный  Черный камень в храме Кааба8).

    В Аравии в начале XII в. ваххабиты основали эмират; потомки его главы —  Сауда — правят в Саудовской Аравии и поныне.

    Со  временем ваххабизм в Саудовской Аравии стал более умеренным. Святыни  Аравии восстановлены и находятся  под защитой государства.

    Однако  ваххабиты не отказались от распространения  своего учения вооруженным путем. Наиболее ярко это проявилось в Афганистане, где ваххабиты разрушали мазары местных святых и вступали в непримиримую борьбу с шиитами.

2.Исламская  концепция миропорядка, социальный  идеал, представление о прогрессе  и регрессе особенности исламского менталитета

    Исламская концепцию миропорядка напрямую связана с религиозными принципами. Основные положения данной концепции выглядят следующим образом:

    1. Материальный мир – это не  все, жизнь в этом мире –  это не вся жизнь. 

    2. Человек существовал до рождения (в чреве матери), он будет существовать  и после смерти: он не сотворил  себя сам, а был сотворен  прежде, чем он познал себя.

    3. Окружающие его неодушевленные  предметы не могли его сотворить,  так как он наделен разумом,  а они нет. 

    4. Всякая вещь в этой вселенной  была создана из небытия Единственным  Всемогущим Богом. 

    5. Бог – Единственный, Кто оживляет  и умерщвляет. Он же создал  всякую вещь, а если захочет,  Он истребит и сотрет все. 

    6. Бог не имеет сходства ни  с кем из Своих творений, Он  – Изначален, Извечен, Могущественен:  Его Могущество не имеет границ; Он Всеведущий: ничего не скрывается  перед Его знанием. 

    7. Он – Справедливый, но Его абсолютную  справедливость нельзя соразмерить  с критериями человеческой справедливости.

    8. Он установил законы вселенной.  В ней Он соразмерно сотворил  всякую вещь, извечно определил  ее молекулы, разновидности, определил  возможные состояния органической  и неорганической материи во  вселенной: движение или покой,  постоянство или изменчивость, активность  или инертность.

    9. Он одарил человека умом, с  помощью которого тот решает  многие дела, предоставленные Богом  в его распоряжение. Он одарил  его разумом, чтобы делать выбор,  силой воли, чтобы достигать задуманного  им.

    10. За этим преходящим миром Аллах  сотворил вечную жизнь, где  благодетель обретет награду  в раю, а злодей – наказание  в аду. 

    11. Аллах – Один, Единственный. Обожествлять  что-нибудь другое наряду с  Ним – нельзя. Нет посредника, который в состоянии приблизить  нас к Нему и ходатайствовать  перед Ним, разве что только  с Его разрешения.

    12. Он создал зримые материальные  творения, которые мы ощущаем,  и незримые творения; творения  неодушевленные и одушевленные. Последние бывают либо только  праведными – это ангелы, либо  только неправедными – дьяволы,  либо теми и другими одновременно, среди которых бывают праведные  и неправедные, благочестивые  и злодеи – это джинны и  люди. Из числа людей Аллах  избирает также тех, к кому  Он присылает ангела с вероуставом  (шариатом), чтобы они доводили  Его вероустав до остальных  людей. Такие избранные Аллахом  люди называются посланниками. Такие  вероуставы включены во все  священные писания, ниспосланные  с небес. Последующее писание  или отменяет предыдущее писание,  или уточняет его. Последнее  писание – Коран. Писания, предшествовавшие  Корану, были либо искажены, либо  утеряны, либо забыты, а он сохранился  без всякого искажения или  утери. Последним из этих посланников  и пророков был Мухаммад ибн  Абдулла, араб из племени курайш, им завершились миссии, а его  религией завершились религии.  Таким образом, после него не  было и не будет пророков.

Информация о работе Арабо-исламская культура