Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 08:29, реферат
В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру – ислам1.
Введение 3
1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе 4
2.Исламская концепция миропорядка, социальный идеал, представление о прогрессе и регрессе особенности исламского менталитета
6
3.Политическая культура исламского мира 9
4. Наука и художественное творчество 11
Заключение 14
Список литературы
Арабо-исламская
культура
Содержание:
Введение | 3 |
1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе | 4 |
2.Исламская
концепция миропорядка, |
6 |
3.Политическая культура исламского мира | 9 |
4.
Наука и художественное |
11 |
Заключение | 14 |
Список литературы | 15 |
Введение
В начале VII в. н.э. в Аравии, считавшейся в те времена окраиной цивилизованного мира, неожиданно появилось небольшое, но сильное, идейно спаянное войско. Это войско в течение нескольких десятков лет захватило огромные пространства — от Средней Азии до Испании. Народы Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Пиренейского полуострова были на некоторое время объединены в гигантское государство — Арабский халифат, подданные которого усвоили принесенную из Аравии веру – ислам1.
С
течением времени Халифат раздробился
на отдельные самостоятельные
Новое мировоззрение, принесенное исламом, изменило культурный облик покоренных народов. Литераторы, музыканты и художники избавились от вольнодумия и вседозволенности, господствовавшие в доисламский период и стали опираться в своем творчестве на каноны Ислама. Наивысший расцвет мусульманской культуры пришелся на IX-XII века, когда были сформированы общие принципы мусульманской культуры, определившие идеологию, традиции, нравственные нормы, психологию и поведение мусульман. "Золотой век" мусульманской цивилизации подарил миру богатые культурно-исторические памятники, многие из которых сохранились до сих пор.
Культура
– широкая область, охватывающая самые
различные стороны социальной жизни народа,
его материального и духовного развития.
Из всей совокупности аспектов, которые
имеют отношение к изучению этой темы,
особо можно отметить те, которые касаются
мусульманского искусства, включающего
в себя архитектуру, каллиграфию, декоративно-прикладное
искусство, и музыку.
1. Ислам - основа арабской культуры. Основные течения в исламе
Идеи, которые проповедовал Мухаммед в VII веке были не новы: они содержались в иудаизме и христианстве. Ислам - самая молодая из трёх мировых религий, она впитала в себя достижения греко-римской, византийской, персидской, индийской и других культур. С 622 г. начинается мусульманское летосчисление, когда Мухаммед переехал в г. Йасриб.
Высшей
ценностью является Аллах и его
воля, а благодарность Аллаху –
первейший долг мусульманина. На первый
план выступает справедливость Аллаха,
а милосердие является лишь частью
или следствием его справедливости.
Мусульмане сближают понятия праведности
и справедливости. Принадлежность к
исламу расценивается как самый
важный признак человека – более
значимый, чем социальное положение,
происхождение и
При Мухаммаде ислам представлял собой единую, монолитную религиозную систему. После смерти пророка возник вопрос о верховной власти. Преемники пророка — халифы — должны были следить за тем, чтобы люди жили в соответствии с Кораном и Сунной (рассказами о поступках и высказываниях Мухаммада).
Среди мусульман началась борьба за власть. Третий халиф — Осман — был убит мятежниками. Четвертый халиф — Али — был признан далеко не всеми мусульманами. Против него выступали родичи Османа, члены знатного мекканского рода Омейя2.
Али был не только ближайшим соратником Мухаммада, но и родственником пророка — его двоюродным братом. Он к тому же женился на дочери Мухаммада, Фатиме. Кроме сыновей Али и Фатимы, Хасана и Хусейна, у пророка не было мужского потомства по прямой линии.
Многие из сторонников Али считали, что родство с пророком дает ему и его потомкам — алидам — исключительное право на власть, что они одни обладают унаследованной от Мухаммада способностью быть посредниками между Богом и человеком. Соответственно только алиды и должны быть имамами, духовными руководителями общины и ее политическими вождями. Впоследствии из этого течения развился шиизм.
В ходе борьбы Али с омейядами (родственниками Османа) в конце VII в. появилось еще одно течение в исламе — хариджиты3. Приверженцы этого толкования мусульманства провозгласили, что халифом может быть любой мусульманин, избранный и признанный общиной.
Одним из главных направлений ислама является суннизм. Его сторонники называют себя ахль ас-сунна (люди сунны) и считают, что именно они придерживаются традиций пророка, а шииты искажают эти традиции.
Суннитом является тот, кто признает первых четырех халифов законными, кто не сомневается в достоверности хадисов (рассказов о Мухаммаде, входящих в Сунну) и придерживается ритуальных, бытовых и социальных правил согласно одному из четырех мазхабов — толков. Мазхабы (шафиитский, ханафитский, маликитский и ханбалитский) различаются между собой в вопросах права и в ритуалах, но все они основываются на канонических сборниках хадисов4.
В теологии суннизм — в отличие от шиизма — не признает возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Мухаммада, отрицает идею об особом праве Али и его потомков на имамат, на руководство общиной.
В настоящее время большая часть мусульман — сунниты.
Уже
в VII—VIII вв. в исламе начинает выделяться
мистическое направление —
Первоначально суфии не имели разработанной системы взглядов. Они проповедовали аскетизм, призывали к частому и исступленному совершению молитв, которое должно было привести людей к «высшему знанию» — познанию Бога.
Мистицизм стал быстро распространяться по всему арабо-мусульманскому миру. Постепенно складывалась идеологическая основа суфизма, в которой многое было заимствовано из других религий, из древних верований Востока, из учения гностиков и практики различных христианских сект. Главным смыслом жизни для суфиев было приближение к Богу, познание Бога — вплоть до чаемого слияния с Ним. Была выработана концепция тарика — пути, ведущего к этой цели.
Деятельность суфиев не противоречила традиционному суннизму. В то же время суфизм являлся идеологией социальных низов Халифата, недовольных своим положением.
В XII—XIII вв. в суфизме получает распространение концепция единобытия. Бытие Бога отождествлялось с бытием его творения6. С этого времени суфизм широко распространяется во всем мусульманском мире. Главными проводниками суфизма были дервиши (монашествующие).
С
XI в. начинают создаваться суфийские
ордена; некоторые из них существуют
до сих пор. В суфийских орденах
установлена жесткая
В XVIII в. аль-Ваххаб и его сторонники — ваххабиты7, стремясь вернуть исламу первозданную чистоту, стали выступать против мирских развлечений, а также против посредников-духовников во взаимоотношениях с Аллахом. Их идеологией стал суровый аскетизм и строгий монотеизм.
Ваххабиты энергично боролись против всего, что противоречило их убеждениям, в том числе против почитания святых мест, которых много было в Северной Аравии — основной зоне их действий. Выступив под лозунгом джихада (священной войны), ваххабиты разгромили ряд аравийских городов, включая Мекку (где они изуродовали даже священный Черный камень в храме Кааба8).
В Аравии в начале XII в. ваххабиты основали эмират; потомки его главы — Сауда — правят в Саудовской Аравии и поныне.
Со временем ваххабизм в Саудовской Аравии стал более умеренным. Святыни Аравии восстановлены и находятся под защитой государства.
Однако ваххабиты не отказались от распространения своего учения вооруженным путем. Наиболее ярко это проявилось в Афганистане, где ваххабиты разрушали мазары местных святых и вступали в непримиримую борьбу с шиитами.
2.Исламская
концепция миропорядка,
Исламская концепцию миропорядка напрямую связана с религиозными принципами. Основные положения данной концепции выглядят следующим образом:
1. Материальный мир – это не все, жизнь в этом мире – это не вся жизнь.
2.
Человек существовал до
3.
Окружающие его неодушевленные
предметы не могли его
4.
Всякая вещь в этой вселенной
была создана из небытия
5. Бог – Единственный, Кто оживляет и умерщвляет. Он же создал всякую вещь, а если захочет, Он истребит и сотрет все.
6.
Бог не имеет сходства ни
с кем из Своих творений, Он
– Изначален, Извечен,
7.
Он – Справедливый, но Его абсолютную
справедливость нельзя
8.
Он установил законы вселенной.
9.
Он одарил человека умом, с
помощью которого тот решает
многие дела, предоставленные Богом
в его распоряжение. Он одарил
его разумом, чтобы делать
10.
За этим преходящим миром
11.
Аллах – Один, Единственный. Обожествлять
что-нибудь другое наряду с
Ним – нельзя. Нет посредника,
который в состоянии
12.
Он создал зримые материальные
творения, которые мы ощущаем,
и незримые творения; творения
неодушевленные и одушевленные.
Последние бывают либо только
праведными – это ангелы, либо
только неправедными – дьяволы,