Античный театр, его устройство и основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:02, реферат

Описание работы

История античного театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры).

Содержание

Введение
1. Зарождение античного театра
2. Архитектура театра
3. Организация театральных представлений
Заключение
Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Античный театр.docx

— 26.41 Кб (Скачать)

Античный театр, его  устройство и основные элементы 

Оглавление 

Введение 

1. Зарождение античного  театра 

2. Архитектура театра 

3. Организация театральных  представлений 

Заключение 

Список источников и литературы 
 

Введение 

История античного  театра ставит своей задачей рассмотреть, как зародился и развивался театр  у двух великих городов древности – греков и римлян. Греческий театр достиг своего расцвета раньше римского. А падение западной римской империи в конце пятого века повлекло за собой упадок всей античной культуры. История греко-римской театральной культуры, основанная на документах и письменных источниках, охватывает не менее чем целое тысячелетие (пятый век до нашей эры – пятый век нашей эры). Античный театр – театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма – период, начавшийся в IV веке до н. э. и завершившийся в 30 годы до н. э. завоеванием этих стран Римом.  

Первые театральные  представления зародились ещё в  глубокой древности, когда наши далёкие  предки – охотники и земледельцы  собирались на игрища, на празднества, когда устраивали обрядовые действа. Театр занимал особое место в  жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых  мыслей, освещения наиболее волновавших  умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Хотя, как правило, сюжеты греческих  трагедий происходили из знакомых с  детства мифов, это не означало, что  спектакли были незлободневными  и не затрагивали животрепещущих вопросов. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем  современности. Поэтому драматическая  поэзия (все без исключения трагедии и комедии в Греции писались стихами), смогла отодвинуть на второй план другие литературные жанры и на целый  век стать жанром господствующим. 
 

1. Зарождение античного  театра 

Театр Древней Греции 

У всех народов мира с древних времён существуют праздники, связанные с ежегодными циклами  умирания и возрождения природы, со сбором урожая. Эти праздники, и  дали жизнь драме и театру Греции и Рима.  

В основе древнегреческой  драматургии лежат мифы. В Пантеоне греческих богов важное место  занимал Дионис, или Вакх, бог  растительности, плодородия, виноградарства и виноделия. Во время шумных праздничных процессий в честь Диониса разыгрывались сценки из его жизни на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Наряду с торжественными и печальными, распевались веселые, а часто непристойные песни. Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Где игра – там должны быть и правила игры. Они тоже формировались постепенно. И первым важным правилом стало разделение на зрителей и актёров.  

Расцвет античного  театра приходится на V в. до н. э. Именно в это время творили великие поэты драматурги - Эсхил, Софокли Еврипид. Персонажи их трагедий - Эдип, Антигона, Прометей - стали вечными образами мирового сценического искусства.  

  

Римский театр 

По своему культурному  развитию римляне были гораздо ниже этрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческой  мифологией и драматургией. Развитие римского театра началось в середине 3 века до н.э. Это было время, когда классический период у греков был уже позади и достиг расцвета культуры эллинистского периода. Развиваясь позже, чем Греция, Рим часто находил там ответы на многие идеологические вопросы. Сценическое искусство Древнего Рима развивалось под влиянием греческого театра и собственно римских народных представлений. На праздниках в честь жатвы исполнялись фесценины - грубоватые сатирические песни. 

Истоки римского театра и драма восходит, как в  Греции, к обрядовым играм, с богатым  карнавальным элементом. Таков, например, праздник Сатурналий[1] – в честь  италийского божества Сатурна. Особенностью этого праздника была «переворачивание»  привычных общественных отношений. Сатуры включали в себя музыку, танцы, пение, драматические сценки бытового и комического содержания. В Риме на праздниках сбора урожая пелись фесценнины – насмешливые песни, в которых по мере того, как обострялась борьба между патрициями и плебеями, всё более резко звучали актуальные темы, социальные мотивы. Где песни, где праздник – там и танцы, поэтому античный театр в истоках своих нёс и высокую пластическую культуру движения, жеста. Как и в Греции, обычно выступали два полухория, которые обменивались шутками, подчас язвительного содержания. В них, по свидетельству Горация, находила отражение и социальная борьба между патрициями и плебеями. Еще одним видом ранних драматических представлений, также комического характера, были ателланы. Участие в таких представлениях не несло в себе в те времена никакого бесчестья для граждан, тогда как позже, когда у римлян появилась литературная драма, актерская профессия стала считаться постыдной. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дельарте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли походу действия участники спектакля, и только в I в. до н. э. появились литературные обработки ателланы.[2] 

На рубеже новой  эры наибольшим успехом в Риме пользовались комедии, написанные как  подражание греческим образцам, - паллиаты. Сам термин произошёл от названия греческого широкого плаща - палия; в таких одеждах ходили герои этих произведений. Действие пьес происходило в Греции и соответственно персонажи были греками. Однако часто всё греческое - имена, названия городов и т. д. - становилось просто декорацией: герои занимали должности, существовавшие в Древнем Риме, упоминались римские монеты, а само поведение этих "греков" скорее напоминало поведение римлян. Создателем паллиаты был римский поэт Гней Невий, а расцвет жанра связан с именем Тита Макция Плавта. Своим творчеством он заложил основы европейской комедии нового времени. 
 

2. Архитектура театра: Древняя Греция и Древний Рим 

Древняя Греция 

Тип театрального здания сложился в Греции под влиянием климатических  условий и рельефа (гористая страна). Зрители первых спектаклей рассаживались  по склонам холмов, внизу, на поляне, выступали актёры. Театр Диониса  в Афинах, появившийся в конце VI в. до н. э., располагался на южном склоне Акрополя. На склонах холмов были устроены театры и в других городах — Мегаполисе и Эпидавре.  

Первоначально место  для представлений устраивалось очень просто: хор со своими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной  площадке- орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собирались зрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства в общественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникла необходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались по склону. Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количество зрителей.  

В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - "смотрю") и скену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение). Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скена располагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены - проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца. К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями, которые служили местом для хранения декораций и другого театрального имущества. Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половины круга, находились проходы, через которые в театр до начала спектакля входили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Кроме того, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских мест размещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было, хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временно закрывались от зрителей. 

Огромные размеры  театров привели к необходимости  использовать маски. Черты лица актёра зрители просто не смогли бы разглядеть. Каждая маска выражала определённое состояние (ужас, веселье, спокойствие  и т. д.), и в соответствии с сюжетом  актёр в течение спектакля  менял собственные «лики». Маски  были своеобразными крупными планами  персонажей и одновременно служили  резонаторами - усиливали звучание голосов. Маска меняла пропорции  тела, поэтому исполнители вставали на котурны (сандалии с толстыми подошвами), а под одежду надевали толщинки. Котурны делали фигуру выше, а движения - значительнее. До сих пор в театре существует выражение "на котурнах" - оно означает излишнюю величавость, даже выспренность игры. 

Ярко окрашенные природными красителями ткани, из которых  шили сложные костюмы, также укрупняли  и подчёркивали фигуру. Цвет одежды наделялся символическим значением. Цари появлялись в длинных пурпурных  плащах, царицы - в белых, с пурпурной  полосой. Чёрный цвет означал траур  или несчастье. Короткая одежда полагалась вестникам. Также символичны были атрибуты, например оливковые ветви в руках  просящих. Маски в комедиях были карикатурными или являлись шаржированными портретами известных людей. Костюмы  обычно подчеркивали непомерный живот, толстый зад. Артистов хора иногда одевали  в костюмы животных, например лягушек  и птиц в пьесах Аристофана. В  древнегреческом театре использовали простейшие машины: эккиклему (площадка на колёсах) и эорему. Последняя представляла собой подъёмный механизм (что то вроде системы блоков), с помощью которого персонажи (боги, напри мер) "взлетали под небеса" или опускались на землю. Именно в греческом театре родилось знаменитое выражение "Бог из машины". Позже этот термин стал означать немотивированную развязку, внешнее, не подготовленное развитием действия разрешение конфликта как в трагедии, так и в комедии. 

Актёры в Древней  Греции считались людьми уважаемыми. Только свободнорожденный мужчина  мог играть в театре (они исполняли  и женские роли). Сначала в спектаклях принимали участие хор и только один актёр; Эсхил ввёл второго актера, Софокл - третьего. Один исполнитель обычно играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. В трагедии хор состоял из пятнадцати человек, а в комедии мог включать двадцать четыре. Обычно хор не принимал участия в действии - он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась и особая партия — парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу. 

Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой  европейского театра. Именно в ту далёкую  пору сформировались ведущие жанры  драматургии, возник сам тип зрелища. На пороге III тысячелетия лучшие театральные  режиссёры всего мира обращаются к древнегреческой драматургии, стремятся воссоздать формы античного  театра, приспособив их к требованиям  современной сцены. [3] 

Греческий театр  во многом отличался от современного. Во-первых, в Греции не было постоянных трупп, да и профессиональные актеры появились не сразу. Финансирование и организация театрального представления (литургии) были одной из обязанностей (хорегия) наиболее богатых граждан. Во-вторых, само устройство греческого театра было своеобразным и напоминало, скорее, современный стадион. Появились театральные здания. Древние театры сооружались под открытым небом и достигали огромных размеров. Так, театр Диониса в Афинах вмещал 17 тысяч человек. И сейчас ещё сохранились античные театры, где устраиваются представления. 

Древний Рим 

Долгое время в  Риме не существовало постоянных театральных  зданий (вплоть до середины I в. до н. э.) - сооружению его противился консервативный сенат. Для представления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой в половину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в 4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действие происходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображали городскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действие развертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Но иногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть на представлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Все построенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после их окончания. 

Римский театр не был связан с культом божества, как в Греции, поэтому не имел того же общественного значения. Актёры считались не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов  и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления  давались в основном на общегосударственных  праздниках, Римских сентябрьских играх, Плебейских ноябрьских, Аполлоновых июльских играх, во время Мегалесий - апрельских торжеств в честь великой матери богов Реи Кибелы. 

Важным событием в театральной жизни Рима было появление первого постоянного  театра, построенного из камня. Этот театр  был сооружен в 55 г до н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам[4]. 

Информация о работе Античный театр, его устройство и основные элементы