Античность как тип культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…3
Античность как тип культуры…………………………………….......6
1.Культура Греции в эпоху античности…………………………..…..6
2.Культура Рима в эпоху античности…………………………….….11
Заключение……………………………………………………………18
Список использованной литературы……………………………..…19

Работа содержит 1 файл

АНТИЧНОСТЬ КАК ТИП КУЛЬТУРЫ.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

     Свое  спортивное мастерство греки демонстрировали  на многочисленных спортивных играх: Олимпийских, Пифийских, Немейских, Истмийских и  других. Греческая культура оказала  огромное влияние на развитие культуры других народов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Культура  Рима в эпоху античности.

     2.1.Римский период в развитии античной культуры

     Римская цивилизация возникла на Aпеннинском полуострове, расположенном в центральной  части Средиземного моря. Берега полуострова мало пригодны для судоходства, но само побережье и широкие долины, тянущиеся вдоль гористого хребта, представляют собой земли, удобные для хлебопашества и скотоводства. Все это привлекало разные племена, среди которых было племя латинов, основавших Рим. На юге Италии поселились греки. Их богатые горда с цветущими садами называли Великой Грецией. Самым загадочным племенем были этруски. Они в 7-6 вв. до н.э. как более сильное и организованное государственное образование распространили свою власть на другие племена, в том числе и на латинов.

     Рим, вначале небольшое поселение, ведет  свое летосчисление с 21 апреля 753 г. до н.э. Путем захватнических войн Рим  распространил свое влияние на Грецию, Малую Азию, Египет, Испанию, часть  европейских территорий, Британские острова. Его могущество стало ослабевать к 3 в. н.э. В 5 в. н.э. Рим прекратил свое существование как империя.

     2.2 Материально-культурное развитие Древнего Рима

     В огромной мере материальное развитие Рима находилось под влиянием двух факторов: этнического и военного.

     Этнический  фактор проявился в том, что римляне не истребляли, подобно ассирийцам, народы, которые они завоевывали. Они включали их в свою империю на правах провинций, составляли совместные варианты правовых документов на основе местных законов, "приглашали" богов завоеванного народа к "сотрудничеству", разрешая строить им храмы. Римляне в ранний период много заимствовали у сложившейся материальной культуры этрусков и греков. От этрусков римляне научились строительству дорог и оборонительных сооружений, осушению болот, обработке металлов, выделке зеркал и стекла, обработке драгоценных металлов, научились строить купольные храмы, чего не делали ни египтяне, ни греки. От греков были переняты приемы сельскохозяйственной деятельности, военного дела, строительства и украшения храмов и др.

     Воинственный  фактор заключался в том, что воинственность римлян оказала влияние на многие стороны их жизни:

     на  планировку городов, на воспитание подрастающего  поколения,

     на  рост благосостояния всего государства,

     на  постоянный приток огромного числа рабов, среди которых были отличные мастера-ремесленники,

     на  совершенствование самого военного дела,

     на  нравственную деградацию свободного населения  на последнем этапе развития.

     Государство в период империи вооружало воинов, платило им жалование, обеспечивало землями и пособиями после выхода на пенсию и др.

     Устройство  городов римляне осуществляли, как  впрочем и все другие народы в  этот период, на холмистых местах. Поэтому  и Рим основан на семи холмах. Главные площади городов, которые  были одновременно и рынками, назывались форумами. На них устраивались общие собрания, проходила торговля, строились храмы, портики, в которых вывешивались для ознакомления народа законы и указы. Форумы с годами становились все богаче. На форумах появились жилища царей, хранилища казны, триумфальные арки, колонны, скульптурные украшения. Многие императоры, не довольствуясь старыми застроенными форумами строили свои. Так, в Риме есть форумы: Трояна, Юлия.

       Прямые как стрелы улицы городов  окаймлялись рядами колонн, представлявших собой самостоятельные сооружения. Такой принцип застройки улиц был принят другими государствами и, в частности, Пальмирой, впоследствии покоренной римлянами. Триумфальные арки (из которых лучше сохранились арки Константина и Тита) возводились в честь императоров-победителей по решению Сената.

     Древний Рим был обильно снабжен водой, для чего строились многочисленные акведуки, колодцы, хранилища для  воды. Император Агриппа устроил  в Риме 700 колодцев (в том числе 105 фонтанов), украшенных 300 статуями и 400 мраморными колоннами. В Риме в определенный период функционировала система стока отходов, т.н. клоака, и система общественных туалетов, приносивших большой доход ее организатору, откуда и пошла поговорка: "Деньги не пахнут". Потребность мыться каждый день привела к строительству бань(терм). Со временем термы превратились в места отдыха и развлечения римлян. Они включали в себя сады, помещения для игры в мяч, библиотеки, залы для гимнастических упражнений, галереи художественных произведений (скульптур), залы для бесед и отдыха. Римляне располагали временем для досуга, поэтому и в первой, и во второй половине дня они могли посещать амфитеатры.

     Римские театры приобрели грандиозные размеры. Среди них - Колизей, вмещавший 70 тыс. зрителей. На закате своего существования Рим продолжал возводить колоссальные театры-крепости даже на окраинах империи.

     Социальная  дифференциация римлян порождала разный уровень потребления. Однако богатые  и свободные римляне могли  пользоваться услугами ремесленников  самых разных специальностей. Среди них были производители самых разных сортов бумаги - от тончайшей, белой и гладкой до грубой, предназначенной для обертки товаров. В огромном числе существовали специалисты в области хлебного дела, повара, кондитеры, виноделы и т.п. Широко распространено было "банковское" дело. Государство пыталось контролировать книги банкиров. Известны случаи субсидирования разорившихся банкиров из государственной казны.

     Для религиозных целей римляне строили  базилики, храмы, уличные алтари. Самым  крупным храмом был Пантеон - храм всех богов, имеющий подкупольное пространство 42 м высоты, 10-ти метровое отверстие-окно в куполе. Для римских сооружений характерны монументальность, оригинальность решений, разнообразие используемого материала, долговечность.

     2.3 Социально-политическая культура Древнего Рима

     Рим знал три формы государственного устройства: царскую, республиканскую  и императорскую. Каждой форме власти соответствовало свое устройство.

     Первые  цари были из этрусков, предпоследний  из них Сервий Туллий провел государственную реформу, в ходе которой вся территория Рима была поделена на 4 округа (или трибы). Население Рима разделялось на 5 имущественных классов, между которыми распределялись воинские повинности и политические роли. Самые богатые составляли первый класс, назывались всадниками (т.к. могли покупать себе лошадей для участия в войске). Они выставляли 80 сотен (центурий) пехотинцев и 18 центурий всадников в собственном вооружении и доспехах. Они же располагали большинством голосов в Народном собрании. Самые же бедные - пролетарии - выставляли только 1 центурию. Соответственно военная добыча и политические права их ограничивались. Реформа Сервия Туллия ограничивала власть патрициев - членов коренных римских родов, державших в своих руках общественные земли, обладавших властью. Среди всадников же были и люди не знатные, но обогатившиеся разными путями. Таким образом власть регулировала распределение политических прав и возможность участия в управлении государством, устраняя одних и возвышая других.

     В республиканском Риме во главе государства стояли два консула, правящие попеременно и во время войн попеременно же управлявшие войсками. Они опирались на Сенат, готовивший законы для Народного собрания. Его составляли очень богатые римляне-представители "римского народа", которые избирались либо по сотням (центуриям) или по округам (трибам). Трибуны, представители народа от округов-триб, имели право потребовать созыва Народного собрания и имели право "вето". Исполнительная власть совершенствовалась и в разное время включала в себя: преторов, занимавшихся гражданским судопроизводством; квесторов - заведовавших казной; цензоров - выполнявших множество функций внутри общин; разного рода прокураторов (так называли разные должности: финансового чиновника, секретаря императора, чиновников, посылаемых из центра для исполнения каких-либо поручений, наместников, назначаемых императором).

     Советники императоров всегда имели юридическое  образование. Надо сказать, что Рим  дал миру два вида права - частное  и общее, примеры рассмотрения множества юридических казусов.

     2.4 Духовная жизнь древнего Рима

     Духовная  жизнь римлян, как и других народов  в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деятельности, ведавшие судьбами людей, защитой государства, удачей и др. Греки заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитера, Юноны, Минервы, Феба, Венеры и др. Кроме богов, у них была вера в гениев, как духов-покровителей, сопровождавших человека в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки.

     За  отправление религиозных культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие какому-либо божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью отправления религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высшие должностные лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции. 

     Римляне придавали большое значение культу предков. Скульптурные портреты предков  по мужской линии находились в  доме. В царское и республиканское  время, а также в ранней империи глава государства не обожествлялся.

     У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем некоторые сюжеты мифологии древних греков привились  на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Однако римлянам был чужд пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей.

     "Золотой  век" римской литературы относится  к концу республики и началу  империи. Это так называемая "цицероновская  эра". Кроме произведений Цицерона ("Студенческие беседы", "Об  ораторе", "Об обязанностях" и др.), в этот период появляются  произведения Варрона - "ученейшего из мужей". Среди лирических произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий "От основания города", Светоний "Жизнеописания 12 цезарей").

     Скульптурный  портрет римлян отличался жизненной  правдой, доходившей до натурализма.

     Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.

     Любовь  к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постепенно наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от государства, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому таинственному. Новые религиозные веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость. 

     В 330 г. император Константин переносит  столицу в новый город, названный  Новый Рим, а позже Константинополем, в провинцию Визант. В 476 г. завершает  существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи - Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения (типа Академии Платона в Афинах). Государственную поддержку получила христианская вера. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Античность как тип культуры