Античная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Содержание

Введение.
1. Достижения и особенности античной культуры
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

культорология.docx

— 24.96 Кб (Скачать)

Содержание. 

Введение. 
1. Достижения и особенности античной культуры

Заключение.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Общими  для античных государств были пути социального развития и особая форма  собственности - античное рабовладение, а также основанная на ней форма  производства. Общей была их цивилизация  с общим историко-культурным комплексом. Это не отрицает, конечно, наличия  в жизни античных обществ бесспорных особенностей и различий. Главными, стержневыми в античной культуре били религия и мифология. Мифология была для древних греков содержанием и формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была неотделима от жизни этого общества. Затем - античное рабовладение. Оно было не только основой экономики и общественной жизни, оно было и основой мировоззрения людей того времени. Далее следует выделить в качестве стержневых явления в античной культуре науку и художественную культуру. При изучении культуры древних Греции и Рима необходимо прежде всего сконцентрироваться на этих доминантах античной культуры.

Античная (или древняя) Греция была колыбелью  европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые  в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских  народов. 

Достижения  и особенности  античной культуры

Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами:

- эгейский  или критомикенский (III - II тыс. до н.э.),

- гомеровский  (XI - IX вв. до н.э.),

- архаический  (VIII - VI вв. до н.э.),

- классический (V - IV вв. до н.э.),

- эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.).

Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и несомненно испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды. В этом смысле старое изречение, что "Гомер создал богов Греции", отражает какую-то историческую реальность.

Вопрос  о происхождении великих богов  олимпийского пантеона чрезвычайно  труден. Образы этих богов очень  сложны, и каждый из них пережил  длительную эволюцию. Основными богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение  священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление  общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал  и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами  семей и родов. Жречество в  Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах; в некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так  как зачастую официальным культом  руководили гражданские должностные  лица. Греческие полисы в этом отношении  сильно отличались от восточных деспотических  государств с их засильем жречества.

Следующая доминанта греческой культуры - мифология. В числе мифов обнаруживается глубоко архаический пласт тотемистических  мифов о Гиацинте, Нарциссе, Дафне, Аэдоне и др. Весьма характерными являются земледельческие мифы о Деметре и Персефоне, о Триптолеме и Якхе, о Дионисе - они олицетворяли посев и прорастание зерна и обрядовую практику землевладельцев.Важное значение принадлежало мифологическим олицетворениям элементов земной природы.

Греки населили всю природу божественными  существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды  и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между  поколениями богов о низвержении  Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.

Антропологический мотив почти отсутствует в  греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении  людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.

Но если идея бога - творца была чужда мифологии  греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с  людьми. Особенно известен и почитался  Геракл, совершивший 12 подвигов. Это  образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан  Прометей принёс людям благодатный  огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся  страшной тысячелетней казни, от которой  много лет спустя освободил его  Геракл. Богине Афине приписывалось  введение культуры оливкового дерева; Деметре - хлебных злаков; Дионису - виноградарства и виноделия; Гермесу - изобретение мер и весов, чисел  и письма; Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.

К образам  культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные - полуисторические фигуры законодателей  и устроителей городов, великих  певцов, поэтов и художников. Таковым  является образ Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи". По гомеровскому вопросу существует огромная литература, которую можно разделить на три основные группы:

- теория  индивидуального творчества (авторство  Гомера);

- теории  народного эпоса;

- синтетические  теории (один человек лишь собрал, обработал народный эпос).

Итак, греческая  мифология при всей сложности  и разнообразии входящих в неё  элементов имеет одну особенность  и доныне производящую столь сильное  впечатление на слушателя и читателя - высокая художественность и гуманизм образов.

Одним из самых замечательных явлений  древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен  и плясок во время праздников в  честь бога Диониса. Из обрядовых  песен, которые пели, облачаясь в  козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.

Древнегреческое изобразительное искусство прочно вошло в художественное развитие последующих времён. Его элементы живут в настоящее время. Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Основным архитектурным сооружением  является храм. Самые знаменитые образцы  греческой архитектуры - сохранившиеся  до нашего времени в афинском акрополе храмы Парфенон и Эрехтейон. В древнегреческой архитектуре последовательно сменились три архитектурных стиля: дорический, ионический и коринфский. Отличительной особенностью названных стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений.

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. Передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп.

Живопись  была широко распространена в древней  Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они  почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие  чернофигурные и краснофигурные вазы.

Имело свои выдающиеся достижения изобразительное  искусство эпохи эллинизма. Были созданы значительные памятники  архитектуры, сочетавшие греческие  и восточные традиции, для которых  характерно стремление к грандиозности  и великолепию. Характерна натуралистичность  в портретах, подчёркивающая индивидуальность изображаемого лица, передача душевных и физических страданий. Новым в  структуре было неизвестное для  греческой классики изображение  пейзажа как фона, на котором развёртывался  сюжет. Согласно литературным данным, эллинистическая живопись достигла больших успехов, но от картин, написанных главным образом восковыми красками, и от фресок почти ничего не сохранилось. Общее культурное наследство периода  эллинизма составляет существенную часть той основы, на которой в  течение тысячелетий успешно  развивается мировая культура.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней  Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур  народов древнего Востока. Римская  культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов  Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое.

Историю древнего Рима принято делить на три  основных периода:

- царский (VIII - начало VI вв. до н.э.),

- республиканский  (510/509 - 30/27 гг. до н.э.),

- период  империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Ранняя  римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с  религиозными представлениями населения  Древнего Рима. Для религии этого  времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В  представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели  своего духа, своё божество. Каждый дом  имел свою Весту - богиню домашнего  очага. Боги ведали каждым движением  и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения  людей - отсутствие определённых образов  богов. Божества не отделялись от тех  явлений и процессов, которыми они  ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу "do, ut des" - "я даю, чтобы ты дал мне".

Изобразительное искусство Римской имперации впитало в себя достижения всех завоёванных земель и народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии классических греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика и обработка драгоценных металлов и бронзы.

Информация о работе Античная культура