Андрей Тарковский

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Описание работы

Андрей Тарковский родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, в семье известного русского поэта Арсения Тарковского. Отец и мать его оба закончили московский Литературный институт. Арсений Александрович Тарковский - поэт ни на кого не похожий, один из лучших наших переводчиков - добровольцем ушел на фронт в 1941 году и потерял на войне ногу. Поэтическая слава его относится к поздним годам жизни.

Содержание

Детство 3
Первые работы 4
«Андрей Рублев» 5
Использование новых жанров 6
Поездка заграницу 7
Последние годы 10

Работа содержит 1 файл

рефер.docx

— 27.19 Кб (Скачать)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

     Рязанский государственный  университет им. С.А.Есенина 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат на тему:

     Андрей  Тарковский 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Содержание 

Детство 3

Первые работы 4

«Андрей Рублев» 5

Использование новых жанров 6

Поездка заграницу 7

Последние годы 10

 

Детство

 

     Андрей  Тарковский родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области, в семье известного русского поэта  Арсения Тарковского. Отец и мать его оба закончили московский Литературный институт. Арсений Александрович Тарковский - поэт ни на кого не похожий, один из лучших наших переводчиков - добровольцем ушел на фронт в 1941 году и потерял на войне ногу. Поэтическая слава его относится к поздним годам жизни.

     Когда Андрею было всего пять лет, отец покинул семью. Мать стала корректором 1-й Образцовой типографии, где и проработала всю жизнь до пенсии. Жили они в Москве, в Щипковском переулке, что в Замоскворечье. Здесь же Тарковский учился в школе, вместе с другим знаменитым ныне Андреем из мира искусства - поэтом Вознесенским. По воспоминаниям однокашников, у Тарковского уже в детстве было чувство избранности, аристократичности. Он был среди мальчишек всегда опрятен и свеж, в юности одевался вызывающе модно, хотя семья была очень бедной, особенно после ухода отца. Вел себя Андрей раскованно, даже с учителями общался, как с равными. Видимо, ощущение внутренней свободы было у него врожденным. По гуманитарным предметам у него были одни 'пятерки', страсть к разнообразным знаниям была серьезной и настоящей.

       В 1951-1952 Андрей Тарковский учился  на арабском отделении ближневосточного  факультета Московского института  востоковедения. И, возможно никогда  бы не стал режиссером, если  бы не сотрясение мозга, полученное  на занятиях по физкультуре.  Как говорится, не было бы  счастья, да несчастье помогло. "Во время обучения я часто  думал о том, что несколько  поспешно сделал выбор профессии,-- простодушно пишет Андрей в своей автобиографии, поданной во ВГИК,-- я недостаточно знал еще жизнь". Поэтому он не стал догонять свой курс, от которого изрядно отстал, а в мае 1953 года зачислился коллектором (иначе говоря, рабочим) в научно-исследовательскую экспедицию института Нигризолото в далекий дальневосточный Туруханский край. Там он проработал почти год на дикой реке Курейке, прошел пешком сотни километров по тайге и сделал целый альбом зарисовок, который сдан был в архив Нигризолота. "Все это укрепило меня в решении стать кинорежиссером",-- напишет он неожиданно в той же автобиографии.

Первые  работы

 

       В 1954 поступил на режиссерский  факультет ВГИКа (мастерская М.И. Ромма – в той же группе учился В.Шукшин). 1 сентября во ВГИКе Тарковский встретил свою будущую жену - Ирму. В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет и защитил диплом короткометражной картиной "Каток и скрипка", которая на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал с 1961 года на киностудии "Мосфильм". Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев "Антарктида - далекая страна", "Один шанс из тысячи", "Гофманиана", "Берегись! Змей!", "Убийцы" и "Сегодня увольнения не будет", он также снялся в фильмах "Мне 20 лет" и "Сергей Лазо".

       Ещё в 1961-м году Тарковский подал заявку на съёмки "Андрея Рублёва", но съёмки были запущены только через три года. Поэтому полнометражным дебютом Тарковского стал фильм "Иваново детство" (постановку которого сначала дали другому режиссёру), поставленный по мотивам военного рассказа В.Богомолова "Иван". Пронзительно-трагическая история о попавшем на фронт подростке (Н.Бурляев), с ее контрастным противопоставлением светлого мира детства и мрачных реалий войны, произвела подлинную сенсацию в мировом кино. Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и "Золотого льва святого Марка" Венецианского фестиваля. При очевидном тяготении к стилистике Р. Брессона и А.Куросавы молодой русский режиссер обнаруживал талант самоценного, оригинально мыслящего художника. После "Иванова детства" у Тарковского и Ирмы родился сын Арсений. 

      

«Андрей Рублев»

 

     Тогда же режиссер приступил к работе над  картиной об Андрее Рублеве. В сценарии, написанном совместно с А. Михалковым-Кончаловским, проглядывала двойственность костюмно-исторической саги и авторского фильма-проповеди. Съемки картины (начаты в 1964) проходили сложно. К несчастью, 'Андрей Рублев' появился на свет, когда страна от либеральной 'оттепели' переходила к тупому 'застою'. Коммунистические чиновники от искусства узрели в фильме какие-то невыгодные параллели с современной действительностью, многих полуграмотных 'искусствоведов в штатском' раздражала и непривычная форма произведения. С большими цензурными поправками 'Андрей Рублев' был выпущен в отечественный прокат ограниченным числом кинокопий. Зато за границей наши партийные руководители искусством хвастались картиной Тарковского, демонстрируя, что даже при социализме необычный художник имеет возможность реализоваться.

       Это была пропагандистская ложь: творческие замыслы Андрея Тарковского  один за другим отвергались  наглой и пугливой властью.  За двадцать лет работы в  кино режиссеру позволили сделать на родине всего пять фильмов, причем выход каждого из них сопровождался унизительными издевательствами - бесконечными придирками, поправками, организацией травли в прессе, политическими обвинениями, хотя никакой борьбы с коммунистами Тарковский не вел. Он был всего лишь честным художником, стремившимся познать загадки мира и человека.

       В 1969 французская фирма, получившая  права на зарубежный прокат "Рублева", с успехом показала его на  Каннском фестивале (премия ФИПРЕССИ, 1969). После этого фильм на многие  годы стал объектом зрительского  ажиотажа в СССР, а Тарковский  прочно утвердился в звании  главного «эстета» и «нонконформиста» советского экрана. Картина была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. 

Использование новых жанров

 

       В 1970 Андрей Тарковский официально  развёлся с Ирмой. На самом же деле их брак пришёл к концу намного раньше. Супруги расстались друзьями и позднее Тарковский даже предлагал Ирме сняться у него в "Зеркале" и "Солярисе". Однако отношения Тарковского с сыном Арсением так и не сложились.... Позднее Андрей Тарковский вновь женился.

       Вскоре эстетическое и идейно-нравственное  кредо Тарковского нашлостоль же яркое выражение и в жанре кинофантастики. В отличие от Рублева, герои философско-фантастической драмы "Солярис" (по одноименному роману С.Лема) – это представители технократической цивилизации будущего, обитающие в искусственном мирке космической станции. Однако и здесь Тарковский провел свою идею изначальной, "божественной" духовности человека, продлив ее за пределы национальных и культурных границ (в атрибутике фильма рублевская Троица равноправно уживается с музыкой И.С.Баха и картинами П.Брейгеля, а композиция финального кадра является буквальной цитатой Рембрандта). В Каннах (1972), кроме Специального приза жюри, «Солярис» получил еще и Приз Международного евангелического центра.

       Тогда же в 1972 году Тарковский  осуществил свою первую театральную  постановку по пьесе Шекспира "Гамлет". Вернулся к сцене  Тарковский только в 1983 году, поставив  в Лондоне на сцене "Ковент Гарден" спектакль "Борис Годунов".

       Высшим достижением Тарковского  стало "Зеркало" (1974), где его  муза философско-поэтической рефлексии  не сковывается рамками традиционного  сюжета, а лишь находит нужный  ей фрагмент в богатом наборе  визуальных ассоциаций и воспоминаний художника – автора и героя. Смысловая структура картины оказалась удивительно многомерной – наряду с философско-поэтическими "кодами" в некоторых эпизодах легко расшифровывалась и нота политического инакомыслия (эпизод в типографии и др.). Фильм практически не получил проката и обострил скрытое противостояние режиссера и власти. На совместном заседании коллегии Госкино и секретариата правления Союза кинематографистов картину Тарковского назвали непонятной, не массовой и в общем не удачной. У Андрея Арсеньевича было своё мнение на этот счёт: "Поскольку кино все-таки искусство, то оно не может быть понятно больше, чем все другие виды искусства... Я не вижу в массовости никакого смысла... Родился какой-то миф о моей недоступности и непонятности".

     Примериваясь  к новому проекту, Тарковский пишет  сценарии, читает лекции по режиссуре, ставит Гамлета в Театре Ленинского комсомола (1977).

     Вышедший  в 1979 "Сталкер" (по повести А. и Б.Стругацких "Пикник на обочине"; специальная премия экуменического жюри МКФ в Каннах, 1982) выглядел в некотором роде компромиссом: угрожающе-таинственная и одновременно сулящая исполнение любых желаний Зона, могла быть намеком на кризис технократической (иначе – "капиталистической") цивилизации, в этом же ключе можно было толковать и смысл диалогов, которые ведут между собой писатель (А. Солоницын) и профессор (Н. Гринько). В 1980 Тарковскому было присвоено звание народного артиста РСФСР. Вместе с тем на деле конфликт только углубился.

Поездка заграницу

 

      "Время путешествий" Тарковский  снимал в Италии: просьбы режиссёра  о работе Госкино игнорировало, что привело к отъезду. "Время  путешествий" - это документальный  фильм о Тарковском и его  друге Тонино Гуэрра в Италии. В переживаниях оторванного от родных корней писателя Горчакова - главного героя следующего творения: "Ностальгия" - практически "зеркально" отразилось его собственное состояние душевной горечи и отчаяния. После съемок 'Ностальгии' Тарковскому предложили за границей поработать еще, он согласился. Однако бдительные партийные чиновники сочли, что ему хватит торчать за границей и следует возвращаться в СССР. Хотя тут никакой работы ему не предлагали. С детства наделенный повышенным чувством собственного достоинства, Андрей Тарковский решил, что своей судьбой он должен распоряжаться сам. Он отказался возвращаться в Советский Союз, за что его тут же объявили предателем (чего? кого?), фильмы изъяли из проката, имя запретили упоминать. Супругу и сына отказались выпустить к Тарковскому за границу. Надо заметить, что, подвергаясь на родине гонениям, Тарковский никогда не уступал, не сдавался, не шел на творческие компромиссы. Он был бесстрашен и тверд, как сталкер из его картины. Его, должно быть, нередко охватывало отчаяние, но режиссер не малодушничал, не впадал в истерики, не прибегал к алкоголю. Однако волнение от разлуки с семьей, может быть навсегда, а также несомненные переживания за резкий поворот в судьбе, сказались на его здоровье.

       В Швеции Тарковский начал  съемки своего последнего фильма 'Жертвоприношение' - камерной философской  притчи. Меж тем здоровье продолжало  ухудшаться. Врачи поставили страшный  диагноз: рак лёгких. Французская  кинозвезда Марина Влади, связанная с Россией и происхождением, и семейными узами (она была долгое время женой Владимира Высоцкого), оказывала Тарковскому всяческую помощь, включая материальную. Он лёг в дорогую и престижную больницу в пригороде Парижа, но медицина была уже бессильна.

       - Все началось в Берлине, куда  нас пригласила немецкая академия,—  говорит о болезни Андрея Лариса  Тарковская.- Он стал сильно кашлять;  в детстве у него был туберкулез, он все время кашлял и потому  не обращал на это внимания. Но когда в сентябре 85-го он  приехал во Флоренцию работать  над монтажом «Жертвоприношения», у него постоянно держалась  небольшая температура, и это его уже беспокоило. Такое ощущение, как при затяжной простуде... Вот в этот момент он и заболел. Но мы еще не догадывались...

      "Пугает ли меня смерть? —  размышлял Андрей Тарковский  в документальном фильме Донателлы Баливо, посвященном его творчеству. — По-моему, смерти вообще не существует. Существует какой-то акт, мучительный, в форме страданий. Когда я думаю о смерти, я думаю о физических страданиях, а не о смерти как таковой. Смерти же, на мой взгляд, просто не существует. Не знаю... Один раз мне приснилось, что я умер, и это было похоже на правду. Я чувствовал такое освобождение, такую легкость невероятную, что, может быть, именно ощущение легкости и свободы и дало мне ощущение, что я умер, то есть освободился от всех связей с этим миром. Во всяком случае, я не верю в смерть. Существует только страдание и боль, и часто человек путает это — смерть и страдание. Не знаю. Может быть, когда я с этим столкнусь впрямую, мне станет страшно, и я буду рассуждать иначе... Трудно сказать". По-другому рассуждать он не стал...

     Вспоминает  итальянский друг Андрея Тарковского, кинооператор Франко Терилли: "В декабре 85-го он позвонил мне из Флоренции: приезжай сейчас же. Я приехал. Он лежал в постели и попросил Ларису оставить нас вдвоем. «Не бойся того, что я тебе скажу,— произнес Андрей,— сам я этого не боюсь». Он сказал мне, что накануне был звонок из Швеции — у него обнаружили рак, и что жить ему осталось совсем немного. «Я не боюсь смерти»,— Андрей говорил это так спокойно, что я был поражен. Дней за десять до смерти Андрей прислал мне из Парижа листок, на котором были нарисованы бокал и роза. Ему уже было трудно писать. За несколько дней до его смерти мне позвонили и попросили, чтобы я на другой день позвонил Андрею — он хотел сказать мне что-то очень важное. Я смог позвонить только через день. Он поднял трубку, но ничего не сказал. Я понял, что он хотел проститься со мной молчанием".

Информация о работе Андрей Тарковский