Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:27, реферат
Цель работы – рассмотреть понятия трехмерной модели культуры, «духовной» и социальной культур.
– «духовная функция»
(по отношению к культуре) – религия
выступает как духовная сила, обеспечивающая
целостность культуры.
– «мирская функция»
по отношению к обществу – религия
выступает как духовная сила, способствующая
организации общественного
Искусство – в
современных толковых словарях это
слово употребляется в трех разных
смыслах:
1. любое занятие,
требующее определенных знаний
и умений (военное искусство, искусство
вязания, искусство вождения
2. мастерство, искусность
в каком-либо деле (можно проявить
искусство в колке дров, написании
шпаргалок, ведении
3. сфере художественной
деятельности и ее продукты
– художественные произведения.
2.3 Искусство на
заре человечества
Согласно археологическим
данным, зарождение первобытного искусства
происходит в эпоху верхнего палеолита
(45–40 тыс. лет от современности). В
современной науке наиболее обоснованным
считается представление, что искусство
возникает в первобытном
Следуя Кагану, можно
указать три аспекта
1) его мифологическую
основу;
2) его вплетенность
в практику как деятельности;
3) его ритуально-магический
характер.
Первобытное искусство
было синкретичным.
Рассматривая эволюцию
искусства как развертывание
первоначально слитых воедино аспектов
художественной деятельности (мифологического,
практического и игрового), можно
заметить что в ходе своей истории оно
расчленяется на три потока.
Первый – это
«чистое», «свободное» искусство, произрастающее
из потенций, заложенных в мифе.
Второй поток –
это прикладное искусство.
Третьим потоком
является самодеятельно-развлекательное
искусство.
Выделяется еще
один тип искусств – синтетические
искусства.
Варианты классификации
искусств:
– пространственные
и временные;
– авторское и
исполнительское;
– изобразительное
и неизобразительное.
2.4 Функции искусства
Функции искусства:
1. Рекреативная функция
– искусство служит для отдыха
и развлечения. В нем ищут
средство психологической
2. Воспитательная
функция – художественное
3. Идеологическая
функция – в художественном
произведении находят
4. Познавательная
функция – из художественных
произведений мы многое можем
узнать: история, люди, быт, одежда,
нравы.
5. Эмотивная функция
– воздействие искусства на сферу человеческих
эмоций. Произведение искусства должно
быть интересным.
2.5 Художественный
образ
Только тогда есть
подлинное произведение искусства,
когда в нем содержатся художественные
образы.
Характерные особенности
художественного образа:
– эмоциональность;
– условность;
– символичность;
– многозначность.
2.6 Философия
Подобно религии
и искусству, философия родилась
из мифологии. Первыми философами стали
те, кто осмеливались подвергнуть
критике содержание мифов и пытались
понять устройство окружающего мира.
Философия зародилась примерно три
тысячи лет назад в древних
культурах Индии, Китая, Греции. Философами
в древности стали называть людей,
занятых познанием, поисками истины.
Путеводной нитью
философии стало представление,
что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми
явлениями скрывается невидимая, постигаемая
лишь разумом сущность, что у многообразных
вещей окружающего мира есть единая,
общая первооснова, из которой все
они образуются. Это представление
вылилось в постановку начальных
проблем философии – проблемы
сущности явлений и проблемы единства
мира.
Тематика философских
размышлений не имеет границ. Наряду
с преходящими, временными зонами философского
интереса есть и «вечные» проблемы, которые
всегда составляют предмет философии:
смысл жизни, соотношение материи и духа,
тайна бесконечности, перспективы ожидающего
человечество будущего, идеалы добра,
справедливости, гуманизма и др. Нет ничего,
что когда-либо не было вовлечено в сферу
философских размышлений, так же как нет
ничего, что когда-либо исключалось из
ее компетенции.
Принципиальная особенность
философского мышления – в том, что
оно никогда не останавливается
на достигнутом.
Поиски ответов
на указанные вопросы привели
к формированию трех ветвей философского
знания:
1) о людях и
обществе, о жизни человека и
делах человеческих,
2) о природе, об
окружающем людей мире,
3) о познании, мышлении.
В результате образовались
три главных отрасли философии,
в которых речь идет об исходных,
наиболее общих принципах объяснения:
а) жизни человека
и общества (сюда относятся социальная
философия, философская антропология,
этика и др.).
б) познания (теория
познания, которую называют также
гносеологией или эпистемологией).
в) бытия (теория бытия,
или онтология).
Чтобы очертить место,
занимаемое философией в современной
культуре, рассмотрим ее соотношение
с наукой, религией и искусством.
2.6.1 Философия и
наука
Философия родилась
в единстве с наукой и на протяжении
всей своей истории сохраняет
черты сходства с ней. Их объединяет
то, что и философия, и наука
представляют собою теоретический
тип знания. Особенность такого знания
состоит в том, что оно не просто
описывает, а объясняет действительность.
Оно опирается на логические выводы
и доказательства и выражается в
абстрактных понятиях. Философия
и наука – это различные, но
частично совпадающие, пересекающиеся
области знания.
2.6.2 Философия и
религия
В религии, как и
в философии, речь идет о самых
общих представлениях о мире, из которых
люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные
религиозные идеи – о Боге, о Божественном
творении мира, о бессмертии души, о Божьих
заповедях, которые человек должен выполнять,
и т.д. – по своему характеру сходны с философскими.
Но они в рамках религии не обосновываются,
а принимаются на основе веры и не подлежат
никакой критике. Философия же стремится
аргументировать все свои утверждения.
В отличие от религии, она постоянно подвергает
критике свои собственные выводы.
2.6.3 Философия и
искусство
Отличие философии
от искусства заключается в том,
что философия есть область теоретического,
а искусство – художественного
мышления. Философ мыслит абстракциями,
поэт – художественными образами.
Первый доказывает и объясняет, второй
показывает и описывает. В искусстве
главное – эмоциональный
2.6.4 Функции философии
Функции философии:
1. Мировоззренческая;
2. Социальная;
3. Методологическая.
3. Социальная культура
3.1 Особенности социальной
культуры
Социальная культура
(культура социальных отношений) определяется
регулятивами, ценностями и идеалами,
обусловливающими поведение людей в обществе
и их социальные взаимоотношения.
Основными формами
социальной культуры являются нравственная,
правовая и политическая культура.
3.2 Соотношение социальной
культуры с духовной
Социальную культуру
объединяет с духовной то, что обе
они ориентированы на «ценностную»
ось. Высшие ценности обеих этих областей
культуры имеют финальный, «самоценный»
характер. Они нужны не как средства
для достижения чего-то, а как
конечные цели. Социальные ценности, как
и духовные, нужны сами по себе. К
достижению последних человек может
стремиться в одиночку, независимо
от других людей. Иной характер имеют
ценности социальной культуры. Они
не могут достигаться в одиночку.
Нравственная культура,
как и вся социальная культура,
имеет два основных аспекта:
1) ценности и
2) регулятивы.
3.3 Типы морали
Существуют различные
этические идеалы и, соответственно,
различные типы морали. Рассмотрим
несколько типов морали, группируя
их попарно – по лежащим в основе
них противоположным принципам:
1) гедонизм – ригоризм,
2) эгоизм – альтруизм,
3) индивидуализм
– коллективизм,
4) этика борьбы
– этика сотрудничества,
5) мужская этика
– женская этика.
Гедонизм и ригоризм
(а) Гедонизм –
этика удовольствия. Она провозглашает
высшим благом для человека
удовольствие, наслаждение. Стремление
к наслаждению заложено в
(б) Ригоризм –
этика долга. Высший принцип
нравственности – долг.
Эгоизм и альтруизм
(а) Эгоизм –
этика жизни для себя.
(б) Альтруизм –
этика жизни для других
Индивидуализм –
коллективизм
(а) Этика индивидуализма
исходит из признания
(б) Коллективизм
исходит из того, что личность
в своих мыслях и поступках
зависима от коллектива.
Этика борьбы – этика
сотрудничества
(а) В основе
этики борьбы лежат следующие
принципы:
1) допустим компромисс
между добром и злом, если он
может принести пользу для
последующего торжества добра,
2) цель оправдывает
средства, т.е. если целью является
добро, то ради ее достижения
можно использовать любые,
3) в отношениях
между людьми должна быть
(б) Этика сотрудничества
опирается на принципы:
1) компромисс между
добром и злом недопустим, всякое
отступление от идеи добра
осуждается,
2) цель не оправдывает
средства, т.е. нельзя во имя
«хорошей» цели прибегать к
«нехорошим» средствам,
3) в отношениях
между людьми должна
Мужская этика –
женская этика
Условно говоря, можно
мужскую этику назвать этикой
справедливости, а женскую – этикой
милосердия.
3.4 Правовая культура
Право, как и мораль,
регулирует поведение и отношения
людей. Но, в отличие от морали, выполнение
правовых норм контролируется общественной
властью. Если мораль – «внутренний»
регулятор действий человека, то право
– «внешний».