Анатомия культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятия трехмерной модели культуры, «духовной» и социальной культур.

Работа содержит 1 файл

Анатомия.docx

— 27.25 Кб (Скачать)

– «духовная функция» (по отношению к культуре) – религия  выступает как духовная сила, обеспечивающая целостность культуры. 

– «мирская функция» по отношению к обществу – религия  выступает как духовная сила, способствующая организации общественного порядка. 

Искусство – в  современных толковых словарях это  слово употребляется в трех разных смыслах: 

1.  любое занятие,  требующее определенных знаний  и умений (военное искусство, искусство  вязания, искусство вождения автомобиля); 

2.  мастерство, искусность  в каком-либо деле (можно проявить  искусство в колке дров, написании  шпаргалок, ведении переговоров); 

3.  сфере художественной  деятельности и ее продукты  – художественные произведения. 

2.3 Искусство на  заре человечества 

Согласно археологическим  данным, зарождение первобытного искусства  происходит в эпоху верхнего палеолита (45–40 тыс. лет от современности). В  современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство  возникает в первобытном обществе как социально обусловленная  форма человеческой деятельности, с  помощью которой люди стремились решать какие-то практические задачи своей  жизни. 

Следуя Кагану, можно  указать три аспекта первобытного искусства: 

1) его мифологическую  основу; 

2) его вплетенность в практику как деятельности; 

3) его ритуально-магический  характер. 

Первобытное искусство  было синкретичным. 

Рассматривая эволюцию искусства как развертывание  первоначально слитых воедино аспектов художественной деятельности (мифологического, практического и игрового), можно  заметить что в ходе своей истории оно расчленяется на три потока. 

Первый – это  «чистое», «свободное» искусство, произрастающее из потенций, заложенных в мифе. 

Второй поток –  это прикладное искусство. 

Третьим потоком  является самодеятельно-развлекательное искусство. 

Выделяется еще  один тип искусств – синтетические  искусства. 

Варианты классификации  искусств: 

– пространственные и временные; 

– авторское и  исполнительское; 

– изобразительное  и неизобразительное. 

2.4 Функции искусства 

Функции искусства: 

1. Рекреативная функция  – искусство служит для отдыха  и развлечения. В нем ищут  средство психологической разрядки, отвлечения от напряжения и  забот будничной трудовой жизни.  На эту функцию ориентируется  массовое искусство. 

2. Воспитательная  функция – художественное произведение  рассматривается как «учебник  жизни». 

3. Идеологическая  функция – в художественном  произведении находят выражение  определенные взгляды на жизнь,  характерные для той социальной  группы, к которой принадлежит  автор. 

4. Познавательная  функция – из художественных  произведений мы многое можем  узнать: история, люди, быт, одежда, нравы. 

5. Эмотивная функция – воздействие искусства на сферу человеческих эмоций. Произведение искусства должно быть интересным. 
 

2.5 Художественный  образ 

Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы. 

Характерные особенности  художественного образа: 

– эмоциональность; 

– условность; 

– символичность; 

– многозначность. 

2.6 Философия 

  

Подобно религии  и искусству, философия родилась из мифологии. Первыми философами стали  те, кто осмеливались подвергнуть  критике содержание мифов и пытались понять устройство окружающего мира. Философия зародилась примерно три  тысячи лет назад в древних  культурах Индии, Китая, Греции. Философами в древности стали называть людей, занятых познанием, поисками истины. 

Путеводной нитью  философии стало представление, что за наблюдаемыми, чувственно воспринимаемыми  явлениями скрывается невидимая, постигаемая  лишь разумом сущность, что у многообразных  вещей окружающего мира есть единая, общая первооснова, из которой все  они образуются. Это представление  вылилось в постановку начальных  проблем философии – проблемы сущности явлений и проблемы единства мира. 

Тематика философских  размышлений не имеет границ. Наряду с преходящими, временными зонами философского интереса есть и «вечные» проблемы, которые всегда составляют предмет философии: смысл жизни, соотношение материи и духа, тайна бесконечности, перспективы ожидающего человечество будущего, идеалы добра, справедливости, гуманизма и др. Нет ничего, что когда-либо не было вовлечено в сферу философских размышлений, так же как нет ничего, что когда-либо исключалось из ее компетенции. 

Принципиальная особенность  философского мышления – в том, что  оно никогда не останавливается  на достигнутом. 

Поиски ответов  на указанные вопросы привели  к формированию трех ветвей философского знания: 

1) о людях и  обществе, о жизни человека и  делах человеческих, 

2) о природе, об  окружающем людей мире, 

3) о познании, мышлении. 

В результате образовались три главных отрасли философии, в которых речь идет об исходных, наиболее общих принципах объяснения: 

а) жизни человека и общества (сюда относятся социальная философия, философская антропология, этика и др.). 

б) познания (теория познания, которую называют также  гносеологией или эпистемологией). 

в) бытия (теория бытия, или онтология). 

Чтобы очертить место, занимаемое философией в современной  культуре, рассмотрим ее соотношение  с наукой, религией и искусством. 

2.6.1 Философия и  наука 

Философия родилась в единстве с наукой и на протяжении всей своей истории сохраняет  черты сходства с ней. Их объединяет то, что и философия, и наука  представляют собою теоретический  тип знания. Особенность такого знания состоит в том, что оно не просто описывает, а объясняет действительность. Оно опирается на логические выводы и доказательства и выражается в  абстрактных понятиях. Философия  и наука – это различные, но частично совпадающие, пересекающиеся области знания. 
 

2.6.2 Философия и  религия 

В религии, как и  в философии, речь идет о самых  общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Фундаментальные религиозные идеи – о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. – по своему характеру сходны с философскими. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же стремится аргументировать все свои утверждения. В отличие от религии, она постоянно подвергает критике свои собственные выводы. 

2.6.3 Философия и  искусство 

Отличие философии  от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного  мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показывает и описывает. В искусстве  главное – эмоциональный контакт  автора с читателем, слушателем, зрителем. 

  

2.6.4 Функции философии 

Функции философии: 

1.  Мировоззренческая; 

2.  Социальная; 

3.  Методологическая. 
 
 

3. Социальная культура 

  

3.1 Особенности социальной  культуры 

  

Социальная культура (культура социальных отношений) определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. 

Основными формами  социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура. 

3.2 Соотношение социальной  культуры с духовной 

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе  они ориентированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих областей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нужны не как средства для достижения чего-то, а как  конечные цели. Социальные ценности, как  и духовные, нужны сами по себе. К  достижению последних человек может  стремиться в одиночку, независимо от других людей. Иной характер имеют  ценности социальной культуры. Они  не могут достигаться в одиночку. 

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 

1) ценности и 

2) регулятивы. 

  

3.3 Типы морали 

  

Существуют различные  этические идеалы и, соответственно, различные типы морали. Рассмотрим несколько типов морали, группируя  их попарно – по лежащим в основе них противоположным принципам: 

1) гедонизм – ригоризм, 

2) эгоизм – альтруизм, 

3) индивидуализм  – коллективизм, 

4) этика борьбы  – этика сотрудничества, 

5) мужская этика  – женская этика. 

Гедонизм и ригоризм 

(а) Гедонизм –  этика удовольствия. Она провозглашает  высшим благом для человека  удовольствие, наслаждение. Стремление  к наслаждению заложено в человеке  от природы и является движущей  силой его поведения. Добро  – это то, что доставляет удовольствие. 

(б) Ригоризм –  этика долга. Высший принцип  нравственности – долг. 

Эгоизм и альтруизм 

(а) Эгоизм –  этика жизни для себя. 

(б) Альтруизм –  этика жизни для других 

Индивидуализм –  коллективизм 

(а) Этика индивидуализма  исходит из признания независимости  личности. 

(б) Коллективизм  исходит из того, что личность  в своих мыслях и поступках  зависима от коллектива. 

Этика борьбы – этика  сотрудничества 

(а) В основе  этики борьбы лежат следующие  принципы: 

1) допустим компромисс  между добром и злом, если он  может принести пользу для  последующего торжества добра, 

2) цель оправдывает  средства, т.е. если целью является  добро, то ради ее достижения  можно использовать любые, даже  явно аморальные средства, 

3) в отношениях  между людьми должна быть ориентация  на борьбу, на победу над теми, кто не согласен с нами и  придерживается иной, с нашей  точки зрения неправильной позиции.  «Кто не с нами, тот против  нас». Надо бороться с врагами  и побеждать их. «Если враг  не сдается, его уничтожают». 

(б) Этика сотрудничества  опирается на принципы: 

1) компромисс между  добром и злом недопустим, всякое  отступление от идеи добра  осуждается, 

2) цель не оправдывает  средства, т.е. нельзя во имя  «хорошей» цели прибегать к  «нехорошим» средствам, 

3) в отношениях  между людьми должна господствовать  ориентация на сотрудничество, даже  если один человек считает  другого занимающим неправильную  позицию. Личность, стремящаяся к  конфронтации, оценивается отрицательно. 

Мужская этика –  женская этика 

Условно говоря, можно  мужскую этику назвать этикой справедливости, а женскую – этикой милосердия. 

  

3.4 Правовая культура 

  

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения  людей. Но, в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право  – «внешний». 

Информация о работе Анатомия культуры