Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, статья
Повышение качества и эффективности государственного управления - сложная социальная проблема, на решение которой влияет огромное количество факторов. Особое место среди них занимают социокультурные факторы. Культура – как совокупность образцов поведения, передаваемых из поколения в поколение, – оказывает влияние и на иные сферы: политику, право, экономику
Сосунова А.О., студентка группы 4771
Научный руководитель: Петрова Т.А., к.ф.н., доцент
ГОУ ВПО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск
В статье рассматривается значение этики и культуры для эффективности государственной службы. Представлены результаты опроса гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, проведенного в октябре 2011 года, выводы и предложения
В российских органах государственной власти этические принципы на протяжении долгих лет оставались и остаются невостребованными при назначении на должность. Вопросы о профессионализме и этике, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимались и не принимаются сегодня в полной мере [5].
Значительную роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общечеловеческих ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала [2].
С целью определения важности для гражданских служащих этической составляющей в государственной гражданской службе, в октябре 2010 года нами было проведено анкетирование гражданских служащих одного из Управлений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Условиями возможной публикации результатов анкетирования были анонимность и гарантия неразглашения наименования Управления. Штат Управления небольшой - 18 человек, из них было опрошено 13 человек, все они являются государственными гражданскими служащими. Среди опрошенных 77% составили женщины и 23% - мужчины. Возрастные группы служащих: от 26 до 35 лет - 62%, от 36 до 45 лет – 23%, от 18 до 25 лет – 15%.
Все специалисты имеют высшее образование. Преобладают служащие с юридическим образованием (69%), специальность «Государственное и муниципальное управление» имеется у 15% респондентов.
Одним из факторов эффективности
профессиональной деятельности является
высокий уровень культуры служащих.
Расстановка приоритетов
Проблему профессиональной этики считают актуальной 85% респондентов. Большинство служащих (85%) встречались в своей практике со случаями неэтичного поведения своих коллег, но сами они не допускают со своей стороны неэтичное поведение по отношению к своим коллегам (69%). Самокритичными оказались 31% респондентов, которые считают, что иногда тоже нарушают этические принципы.
Кодекс профессиональной
этики государственных
По мнению большинства респондентов (68%), вопросы профессиональной этики должны регулироваться на законодательном уровне; этим вопросам необходимо уделять больше внимания в профессиональных учебных заведениях (92%). Больше половины опрошенных (62%) считают, что принятие Кодекса влияет в незначительной мере на развитие этических принципов в обществе. В отношении влияния Кодекса на развитие отношений внутри государственных организаций мнения респондентов разделились: были даны ответы, что Кодекс оказывает значительное влияние на внутренние взаимоотношения (54%) и влияет в незначительной мере (46%).
Особого внимания, по мнению большинства респондентов (62%), требуют вопросы компетентности гражданских служащих; наименьшего внимания – конфликт интересов (31%).
Очень любят свою работу и болеют всей душой за свое дело большинство респондентов (69%), 31% респондентов относится к работе с интересом; остальные относятся к службе как к долгу (8%) и испытывают отношение сложное и противоречивое (8%).
Корректность является показателем профессионализма государственного служащего, поскольку очевидна и хорошо видна каждому гражданину, обратившемуся в государственное учреждение [4]. Мнения респондентов подтверждают это этическое правило: служащие считают, что корректность - это должностная обязанность (54%) и нравственный долг (46%).
Для гражданских служащих предусмотрена моральная ответственность за нарушение этических норм. Респонденты считают, что государственный гражданский служащий за нарушение этических норм должен нести моральную ответственность перед обществом (31%), перед служебным коллективом (23%), перед своей совестью (15%).
В результате анкетирования гражданских служащих конкретного органа власти выявились следующие проблемы: служащие иногда допускают нарушения этических норм, не видят прямой связи между поведением гражданских служащих и улучшением нравственного состояния общества, не считают тему конфликта интересов достойной пристального внимания.
В связи с этим возможны
следующие направления совершен
Список литературы: