Анализ этики и культуры государственных гражданских служащих Ханты-Манскийского автономного округа - Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:02, статья

Описание работы

Повышение качества и эффективности государственного управления - сложная социальная проблема, на решение которой влияет огромное количество факторов. Особое место среди них занимают социокультурные факторы. Культура – как совокупность образцов поведения, передаваемых из поколения в поколение, – оказывает влияние и на иные сферы: политику, право, экономику

Работа содержит 1 файл

Статья Сосуновой А..doc

— 42.50 Кб (Скачать)

АНАЛИЗ ЭТИКИ И КУЛЬТУРЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

 Сосунова  А.О., студентка группы 4771

Научный руководитель: Петрова  Т.А., к.ф.н., доцент

ГОУ ВПО «Югорский государственный  университет», г. Ханты-Мансийск

 

В статье рассматривается  значение  этики и культуры для  эффективности государственной  службы. Представлены результаты опроса гражданских служащих Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры, проведенного в октябре 2011 года, выводы и предложения

Повышение качества и эффективности государственного управления - сложная социальная проблема, на решение которой влияет огромное количество факторов. Особое место среди них занимают социокультурные факторы. Культура – как совокупность образцов поведения, передаваемых из поколения в поколение, – оказывает влияние и на иные сферы: политику, право, экономику. При этом одним из каналов, по которым осуществляется взаимное обогащение этих сфер, является государственная служба. Отсюда особые требования к людям, осуществляющим профессиональную управленческую деятельность в органах государственной власти (закрепленные в федеральном и региональном законодательстве), и конкурсная основа занятия государственных должностей государственной службы. Формирование и юридическое закрепление требований к кандидатам на должности государственной службы, к сожалению, не привело к совершенствованию государственной кадровой политики, что ощущается и в федеральных, и в региональных органах государственной власти, от эффективной деятельности которых во многом зависит успех реализации государственных программ и реформ. Не способствует повышению эффективности управления и уровень профессиональной подготовленности государственных служащих. На волне государственных реформ казалось, что для управления достаточно поменять управленческие кадры по политическому принципу и придать им ранг государственных служащих. Новые управленцы, занявшие государственные должности, поведут страну по новому пути. Но результаты так и остаются в статусе желаемых. Все это еще раз подчеркивает ту незначительную роль, которая отводится в России кадрам государственной службы [3].

В российских органах  государственной власти этические принципы на протяжении долгих лет оставались и остаются невостребованными при назначении на должность. Вопросы о профессионализме и этике, в основе которых лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимались и не принимаются сегодня в полной мере [5].

Значительную роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что  отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общечеловеческих  ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала [2].

С целью определения важности для гражданских служащих  этической  составляющей в государственной  гражданской службе, в октябре 2010 года  нами было проведено анкетирование  гражданских служащих одного из Управлений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Условиями возможной публикации результатов анкетирования были  анонимность и гарантия неразглашения наименования Управления. Штат Управления небольшой - 18 человек,  из них было опрошено 13 человек, все они  являются  государственными гражданскими служащими. Среди опрошенных 77% составили женщины и 23% - мужчины. Возрастные группы служащих: от 26 до 35 лет - 62%, от 36 до 45 лет – 23%, от 18 до 25 лет – 15%.

Все специалисты  имеют высшее образование. Преобладают  служащие с юридическим образованием (69%),   специальность «Государственное и муниципальное управление»  имеется у 15% респондентов.

Одним из факторов эффективности  профессиональной деятельности является высокий уровень культуры служащих. Расстановка приоритетов моральных качеств, влияющих на эффективность службы, показала следующие результаты:  100% респондентов самым важным качеством считают «способность брать на себя ответственность», 85% отметили дисциплинированность, 62% -  честность,  54% - справедливость, 54% - доброжелательность.

Проблему профессиональной этики считают актуальной 85% респондентов. Большинство служащих  (85%)  встречались  в своей практике со случаями неэтичного поведения своих коллег, но сами они не допускают со своей стороны  неэтичное поведение по отношению к своим коллегам (69%).  Самокритичными оказались 31% респондентов, которые считают, что иногда тоже нарушают этические принципы.

Кодекс профессиональной этики государственных гражданских  служащих Ханты-Мансийского автономного  округа - Югры служит основой для  формирования должной морали в сфере  государственной гражданской службы автономного округа, уважительного  отношения к ней в общественном сознании, повышает эффективность выполнения должностных обязанностей и становится важным критерием для определения профессиональной пригодности человека к работе в органах государственной власти [1]. Поэтому большинство респондентов (54%) склонны придерживаться принципов поведения, описанных в Кодексе, 23% респондентов считают, что принципы имеют больше теоретическое, чем прикладное значение. 85% гражданских служащих считают, что Кодекс необходим как единый свод правил организационного поведения; 15% респондентов выразили мнение, что Кодекс не эффективен и нет механизмов воздействия на нарушителей моральных норм. Высокую необходимость в контроле исполнения нравственных принципов видят большинство респондентов (46%), но есть мнения о том, что контроль поведения  не обязателен (8%). Самым важным принципом деятельности государственных гражданских служащих респонденты считают принцип законности (77%). Наименее важные – политической нейтральности и лояльности, эти принципы не получили ни одного ответа.

По мнению большинства  респондентов (68%), вопросы профессиональной этики должны регулироваться на законодательном  уровне; этим вопросам необходимо уделять  больше внимания в профессиональных учебных заведениях (92%). Больше половины опрошенных (62%) считают, что принятие Кодекса влияет в незначительной  мере на развитие этических принципов в обществе. В отношении влияния Кодекса на развитие отношений внутри государственных организаций мнения  респондентов разделились: были даны ответы, что Кодекс оказывает значительное влияние на внутренние  взаимоотношения (54%) и влияет в незначительной мере (46%).

 Особого внимания, по мнению большинства респондентов (62%),  требуют вопросы компетентности гражданских служащих;   наименьшего внимания – конфликт интересов (31%).

Очень любят свою работу и болеют всей душой за свое дело большинство респондентов (69%), 31%  респондентов относится к работе с интересом; остальные относятся  к службе как к долгу (8%) и испытывают отношение сложное и противоречивое (8%).

Корректность является показателем профессионализма государственного служащего, поскольку очевидна и хорошо видна каждому гражданину, обратившемуся в государственное учреждение [4]. Мнения респондентов подтверждают это этическое правило: служащие считают, что   корректность - это должностная обязанность (54%) и  нравственный долг (46%).

 Для гражданских служащих предусмотрена моральная ответственность за нарушение этических норм. Респонденты считают, что государственный гражданский служащий за нарушение этических норм должен нести моральную ответственность перед обществом (31%), перед служебным коллективом (23%), перед своей совестью (15%).

В результате анкетирования  гражданских служащих конкретного  органа власти выявились следующие  проблемы: служащие иногда допускают  нарушения этических норм, не видят прямой связи между поведением гражданских служащих и улучшением нравственного состояния  общества,   не считают  тему  конфликта интересов достойной пристального внимания.

В связи с этим возможны следующие направления совершенствования управления персоналом: повышение квалификации гражданских служащих по вопросам, касающимся профессиональной этики, разъяснение цели и предназначения Кодекса профессиональной этики государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проведение дистанционного обучения служащих  на тему  антикоррупционного поведения и конфликта интересов.

 

 

Список литературы:

  1. Постановление Губернатора ХМАО - Югры от 11.03.2011 N 37 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
  2. Богомолов А.С. Античная философия. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  3. Андреева Ю.А., Климова Г.Г. Влияние хозяйственной культуры чиновников на эффективность государственного управления // Научный вестник уральской академии государственной службы. -2011. - № 2 (15). – С. 132 – 137.
  4. Государственная служба: учебник // под ред. проф. В.Г. Игнатова – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - С. 324 – 341.
  5. Попов В.Г. Профессиональная культура // В.Г.Попов, В.В. Китаев и другие. - М.: 2001. – С. 154.

Информация о работе Анализ этики и культуры государственных гражданских служащих Ханты-Манскийского автономного округа - Югры