Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:43, реферат
Вероятно, ни одно из понятий не вызывает сегодня в мире таких горячих споров, как индивидуализм, наиболее ярко проявившийся в Америке. Нельзя не согласиться с Д. Шляпентохом, что "эта страна создана богом в качестве экспериментального полигона в целях изучения социологии функционирования общества в условиях максимального индивидуализма" (Шляпентох Д. Незнакомые американцы // Родина.1992.№10.С.101). Две ценности, рассматриваемые иногда как конфликтные, иногда как дополнительные, составляют содержание дискуссий об американском обществе: индивидуализм и равенство. Каждое из них в истории Америки имеет своих защитников и критиков, иностранные же наблюдатели подчеркивают сначала первое, а затем второе в качестве фундаментальных характеристик нового общества и нового государства, выросших в рамках Соединенных Штатов Америки. Американский эксперимент с индивидуализмом (и равенством или свободой) показал появление вначал
3.6. Американский
индивидуализм.
Вероятно, ни одно из
понятий не вызывает сегодня в
мире таких горячих споров, как
индивидуализм, наиболее ярко проявившийся
в Америке. Нельзя не согласиться
с Д. Шляпентохом, что "эта страна
создана богом в качестве экспериментального
полигона в целях изучения социологии
функционирования общества в условиях
максимального индивидуализма" (Шляпентох
Д. Незнакомые американцы // Родина.1992.№10.С.101).
Две ценности, рассматриваемые иногда
как конфликтные, иногда как дополнительные,
составляют содержание дискуссий об американском
обществе: индивидуализм и равенство.
Каждое из них в истории Америки имеет
своих защитников и критиков, иностранные
же наблюдатели подчеркивают сначала
первое, а затем второе в качестве фундаментальных
характеристик нового общества и нового
государства, выросших в рамках Соединенных
Штатов Америки. Американский эксперимент
с индивидуализмом (и равенством или свободой)
показал появление вначале "грубого
экономического и институционального
индивидуализма" и теперь "нового
вида индивидуализма, направленного на
самореализацию, на защиту окружающей
среды, на критику большого бизнеса и больших
организаций" (Making America.P.231). Не следует
забывать того существенного факта, что
индивидуализм сопряжен с американской
мечтой, что он обусловил силу Америки
и одновременно ныне является ее ахиллесовой
пятой. Именно индивидуализм способствует
раскрепощению творческого потенциала
личности, ее инициативы, что позволяет
генерировать новые технологии, новые
формы организации труда, новые идеи и
новые пути в познании мира. Однако эта
свобода для индивидуализма, вскормленного
всей историей американской цивилизации,
подобна двуликому Янусу. "Она неизбежно,
– отмечает Н. Моисеев, – будет мешать
утверждению ряда новых нравственных
начал, ограничивающих инициативу личности,
подчиняющую ее некоторым коллективным
обязанностям. Мне, например, очень малопонятно,
как американец, реализовавший американскую
мечту… сможет принять свою принадлежность
к одной команде с аборигеном Новой Гвинеи
(и даже Японии). Я, скорее, готов поверить,
что его поведение будет напоминать правила
игры его протестантских предков, которые
завоевали Америку. Тем более, что речь
будет идти о делении ресурсов, как и в
те далекие времена. Другими словами, в
богатстве и индивидуализме заложены
очень опасные корни зла, которые придется
выкорчевывать. Причем самим американцам.
А это будет совсем непросто! А если все
останется по-старому, то хуже будет всем.
В том числе и американцам" (Моисеев
Н.Н. Расставание с простотой.С.348-349). Не
следует сбрасывать со счетов и то обстоятельство,
что потенции индивидуализма кажутся
близки к исчерпанию, что в современных
условиях в силу разрыва общественных
связей он ведет к росту энтропии социальной
системы, к экономической смерти общества
(о чем шла речь выше).
Взгляд социолога
позволил Д. Шляпентоху в "диком"
разнообразии Америки удалось схватить
такую главную черту Америки, как индивидуализм,
который трудно осознать представителю
русско-советской культуры. Им зафиксированы
следующие ипостаси индивидуализма: во-первых,
в семейной жизни, во-вторых, в отношении
к другим, в-третьих, в оценке политики(
См. Шляпентох Д. Незнакомые американцы.С.98-102).
Прежде всего, маниакальный акцент на
своем "Я", на своей частной жизни
заставляет американцев выталкивать из
дома по достижении 18 лет своих детей и
жить в свое удовольствие, не ожидая благодарности
от детей на старости лет. Ориентированные
на комфорт своего существования американцы
и занятые в связи с этим различного рода
расчетами, особенно в отношениях с государством,
они не имеют и эмоций для духовных деяний,
для которых только и нужны настоящие
друзья. Поэтому они не нуждаются в друзьях
ни для обсуждения грядущих опасностей,
ни для того, чтобы объединяться против
врагов и т.д. Американский индивидуализм
проявляется также в весьма своеобразной
форме – будучи специалистом в весьма
узкой области знаний американец обладает
глубокой убежденностью в своем праве
иметь и, само собой, отстаивать свою точку
зрения по любому вопросу, требующему
специальных знаний. Американец с возмущением
отвергает доводы, что, например, по поводу
целесообразности использования атомной
энергии ему лучше бы помолчать и послушать,
что говорят специалисты. "Повышение
уровня образования, замечает Д. Шляпентох,
– сильно способствовало этому обалделому
вмешательству во все и вся" (Там же.
С.99). Господствующим в мышлении американцев
является парадигма «я и государство»,
дополненная усилиями либералов другой:
«надо заботиться о меньшинствах». В соответствии
с первой парадигмой средний американец
( и многие интеллигенты )уверен, что всюду
люди находятся в здоровом конфликте с
их правительствами, которые в конце концов
должны смириться с мнением большинства,
– ведь американский индивидуализм породил
либерализм. "В рамках этого либерализма
индивидуализм превратился из чудовища
джунглей в изумительное по своей доброте
и наивности домашнее животное. При всех
ограничениях, роль которых может оказаться
решающей, американский индивидуализм
проникся безграничным уважением к другой
личности и, что особенно важно, идеей
необходимости активной помощи всем меньшинствам"
(Шляпентох Д. Незнакомые американцы.С.101).
Американский индивидуализм сопряжен с либерализмом, вместе они подтачивают и в конечном счете уничтожают существующее либеральное общество. Ведь индивидуализм асоциален по своей природе, для него общество есть не более чем "договорное общество", которое создано индивидами с заранее определенными целями. Господство в либеральном обществе индивидуализма, социального атомизма приводит к невозможности поддерживать общественные ценности (патриотизм и др.), без чего становится немыслимым существование демократии. "Это умаление роли социума и социальных связей приводит к тому, что либерализм в своем стремлении защитить и поддержать достоинство и автономию человека подрывает общественные связи и ассоциации, которые только и могут обеспечить человеческое процветание" (Макеева Л.Б. Предисловие // Современный либерализм.М.,1998.С.18).