Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:52, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение ансамбля афинского акрополя.
Задачи исследования:
- привести хронологию Акрополя;
- проанализировать специфику Пропилей и храма Ники Аптерос;
Содержание
Введение……………………………………………………………….3
1. Хронология Акрополя………………………………….…………..5
2. Пропилеи и храм Ники Аптерос…………………………………..12
3. Статуя Афины Промахос и Эрехтейон…………………………....15
4. Парфенон…………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………26
24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Хронология Акрополя………………………………….…………..5
2. Пропилеи и храм Ники Аптерос…………………………………..12
3. Статуя Афины Промахос и Эрехтейон…………………………....15
4. Парфенон…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………26
Введение
Акрополь (от гр. «akra polis» – «верхний город») – городская крепость стран Древнего мира. В Древней Греции – находящаяся на возвышенном месте укрепленная часть города, которая служила защитой во время опасности. На акрополе возводили храмы богам, покровителям города, хранили казну и вооружение города. Известны древнейшие акрополи в Микенах, Тиринфе. Самым же знаменитым является Афинский Акрополь. Афинский Акрополь – сложный архитектурно-пространственный комплекс, максимально учитывающий окружающую природу.
Слово «акрополь» в переводе с греческого означает «верхний город», а на Руси такие укрепленные верхние города называли кремлями. Некогда афинский Акрополь действительно был крепостью, и казалось, сама природа позаботилась о том, чтобы возвышающаяся на несколько десятков метров площадка холма с его отвесными склонами была неприступной для врагов. Афинская равнина со стороны моря открыта, а с остальных — окружена горными вершинами. Таким образом, Акрополь был доступен только с западной стороны, но, имея все географические выгоды, он даже не нуждался в защите. Кроме того, холм так густо порос оливами, что они и сами могли служить прекрасным средством обороны.
На развалинах Акрополя можно прочесть историю Греции от эпохи легендарного царя Кекропа до турецкого владычества. Начало греческой столицы теряется во временах столь древних, что они кажутся баснословными.
Афинский Акрополь расположен на природной известняковой скале высотой 156 м над уровнем моря, с плоской вершиной (270–155 м). По найденным керамическим фрагментам определяется дата первых поселений на Акрополе (4–7 тыс. до н.э.). В 13 в. до н.э. скалы Афинского Акрополя укрепляются каменными стенами толщиной 5 м, возведение которых позже приписывались Киклопам, существам сверхъестественной силы. Часть этих стен сохранились и в настоящее время (например, за южной стеной Пропилей).
Целью курсового исследования является изучение ансамбля афинского акрополя.
Задачи исследования:
- привести хронологию Акрополя;
- проанализировать специфику Пропилей и храма Ники Аптерос;
- выявить стилистические особенности статуи Афины Промахос и Эрехтейона;
- исследовать ансамбль Парфенона.
1. Хронология Акрополя
В древнегреческих городах-полисах акрополем называли возвышенную и укрепленную часть. Такие акрополи были во многих из них, но самым знаменитым стал безусловно афинский. Этот стройный ансамбль выдающихся произведений архитектуры и скульптуры считают шедевром не только греческого, но и мирового искусства, своего рода символом величия классической Греции.
Первые укрепления на скалистом отроге площадью 300 на 130 м, поднимающемся на окраине Афин, появились еще задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные другие святыни. Но все они были уничтожены персидским царем Ксерксом, захватившим Афины в 480 - 479 гг. до н.э. Об этом свидетельствует в своих заметках сам «отец истории» Геродот. Так что восстановление и реконструкция Акрополя (а точнее создание здесь совершенно нового архитектурного ансамбля) действительно произошли уже в тот период истории классической Греции, который обычно называют золотым веком Перикла. К этому времени Акрополь уже утратил свое былое значение главного укрепления Афин. Теперь задача состояла в том, чтобы превратить его в религиозно-художественный центр города, увенчать в мраморе великую победу над персами, наивысший взлет афинской демократии [5, c. 37].
Архитектурный проект нового Акрополя был разработан по указанию и при прямом участии афинского стратега (главнокомандующего) и вождя демократической группировки Перикла, который после заключения перемирия со Спартой получил возможность заняться обустройством столицы. Само же строительство в течение 18 лет осуществлялось под руководством его друга Фидия - величайшего из греческих скульпторов.
Фидий – афинский скульптор (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – выдающийся представитель эпохи классического искусства Древней Греции. Он руководит всеми работами на Акрополе, строительством Парфенона, по его наброскам, а часто его руками, создаются 92 метопы и 159-метровый фриз с панафинейской процессией, скульптуры фронтонов Парфенона, статуя Афины Парфенос (Девы). Подвергнутый суду за якобы присвоенные во время строительства Акрополя драгоценные материалы и безбожие, был вынужден покинуть Афины, перебирается на Пелопоннес, где создает ряд знаменитых творений.
В целом же на создание всего архитектурного комплекса ушла вторая половина V в. до н.э. При этом замысел Перикла и Фидия полностью оправдался. Из восторженных отзывов об Акрополе представителей многих поколений можно составить целую книгу. Ограничимся цитатой из вышедшей в свет в 1885 г. «Всемирной истории искусств» П.П. Гнедича: «Возник Акрополь в такой небывалой красоте, что двадцать веков, отделяющих нас от него, исчезают бесследно: мы так же ясно, свежо, как и тогдашний эллин, чувствуем его поражающую прелесть».
Священный утёс Акрополя почитается как святыня вот уже 4000 лет. В этом году исполняется 200 лет со дня величайшего разграбления из всех, которые претерпел Акрополь за эти четыре тысячелетия.
В 1802 г. английский посол в Константинополе лорд Элгин изъял с Парфенона и с других храмов Акрополя более 90 скульптур, увезённых им в Англию, чем причинил памятнику даже больший ущерб чем его обстрел венецианцами во время войны против турок в 1687 г.
Возвращение Олимпийских Игр в Афины создаёт уникальную возможность, когда трагическая страница истории разрушения Акрополя может быть перевёрнута и восстановлен памятник, принадлежащий не только грекам, но и всему миру.
Британский музей, в распоряжении которого сейчас находятся фрагменты, разделяет с Грецией исключительную возможность восстановить Парфенон и тем самым вызвать к жизни уникальное культурное событие мирового значения, вернув фрагменты на Акрополь в 2004 г.
Свидетельства первых поселений на священной скале относятся к неолитической эпохе (4.000 лет до н. э.). Уже в раннюю микенскую эпоху, в 16-ом веке до н. э. скала укрепляется стенами и строится царский дворец.
Также возводится первый храм богини Афины, покровительницы Афин и утес приобретает устойчивый эпитет «священный». В конце 6-го века до н.э. афиняне называют утес «Акрополем» (верхним городом) в противопоставление с нижним городом, «асти». Когда в 7-м веке до н.э. пал институт тирании и «эвпатриды», т.е. аристократы захватили власть, Акрополь продолжал оставаться административным центром Афин, а в 5-ом веке до н.э., когда в Афинах установилась демократия, гражданские, административные и судейские власти переместились на «Агору» и на «Пникс», т.е. примерно туда, где они находятся и сейчас [8, c. 147].
При Перикле на основе расчётов архитекторов Иктина и Калликрата было завершено сооружение Парфенона, которой начал строится ещё в 6-ом веке до н. э., но претерпел существенные разрушения во время нашествия персов в 480-ом г. до н. э., незадолго до их поражения от афинян в морском сражении при Саламине. Ваятель Фидий и его ученики высекают скульптуры. Возводятся Пропилеи и уже после смерти Перикла. В разгар Пелопоннесской войны, строится храм Бескрылой Афины-Победы (Ники Аптерос) и Эрехтейон.
В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н.э. Акрополь приобретает исключительно культовое значение. Богиня Афина, обладала двумя ипостасями: с одной стороны, она – покровительница сил земли, плодородия, рождаемости (Полиада), с другой, она – воинственная защитница города и Дева (Паллада). В геометрическую эпоху (10–8 вв. до н.э.) ее культ отправлялся в небольшом храме на территории, где позже был построен храм Эрехтейон. Согласно мифам ее деревянное изображение было низвергнуто Зевсом на землю и упало на Акрополь.
Подняться на Акрополь можно только с одной стороны, к тому же по узкой дороге. Здесь проложили мраморную лестницу. Она вела к парадному входу на Акрополь - Пропилеям. Потолки Пропилей были расписаны золотыми звездами на фоне синего неба.
Справа от Пропилей стоял храм Ники - богини победы. Обычно Нику изображали крылатой. Но афиняне хотели, чтобы богиня никогда не покидала их город. Поэтому они сделали ее без крыльев. Храм вызывает чувство радости - такой он стройный и изящный.
Центральное место на Акрополе занимает величественный храм Афины-Девы, по-гречески - Парфенон. Храм необычайно богато украшен. На одном фронтоне представлена сцена рождения Афины из головы Зевса, на другом - спор Афины и Посейдона за власть над Афинами.
На фризе изображено торжественное шествие афинского народа.
Внутри храма стояла 12-метровая статуя Афины, созданная Фидием. На Афине роскошный шлем и праздничная нарядная одежда. Лицо богини и ее руки Фидий сделал из слоновой кости, а одежду покрыл золотыми пластинами.
Другое знаменитое сооружение на Акрополе - небольшой храм в честь Афины, Посейдона и древнего мифического царя Афин Эрехтея - Эрехтейон. Храм стоял на месте, где, по преданию, произошел спор между Афиной и Посейдоном о власти над городом. Часть колонн в этом храме была необычна, их сделали в виде статуй девушек [8, c. 148].
На Акрополе стояла еще одна статуя Афины - Афины-Промахос (Воительницы) работы Фидия. Грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Сделанная из бронзы, статуя имела высоту 7 м и была хорошо видна с любого места города. Даже на кораблях, подплывавших к Афинам, замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема богини.
У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.
Бравронейон – одно из святилищ Артемиды Бравронской, покровительницы женщин, готовящихся к родам, и рожениц. Находилось здание справа от Пропилей, имело в плане форму буквы «П», открытой своей частью было обращено к дороге Панафиней. Внутри хранился ксоан богини, ее статуя работы Праксителя. Не сохранилось.
Храм Ромы и Августа (27 до н.э.) – небольшой, выполненный из мрамора, круглый в плане несохранившийся храм. Круглое, с ионическими колонными здание («моноптер»), было посвящено богине Ромы и божественному императору Августу [8, c. 149].
Недалеко от храма Ромы, на самой высокой точке Акрополя, находилось важное святилище древнего Акрополя – святилище Зевса Полиея. Центральным событием ритуала в этом святилище было жертвоприношение быка. Не сохранилось.
Несмотря на природную защищенность, Акрополь еще в древние времена был укреплен стеной, которую называли Пеласгийской. По предположению некоторых ученых, это произошло около 1100 года до нашей эры, когда сюда из Беотии (по другим сведениям — из Сицилии) прибыли пеласги, славящиеся своим искусством возводить стены. Персидский царь Ксеркс, захватив в 480 году до нашей эры Афины, повелел разрушить эти стены, но остатки их сохранились и до настоящего времени.
В 334 г. до н. э. Александр Великий, собравший под свои знамёна всех эллинов, совершил в Парфеноне возлияние богам за победу на реке Гранике. В эллинистические времена Деметрий Полиоркет превратил Парфенон в свой дворец, где устраивал свои знаменитые пиршества и оргии.
В 160-ом г. до н. э. Герод Аттик возводит у подножия скалы Акрополя театр Одион.
В византийские времена Парфенон был превращён в христианский храм Святой Софии и позднее Пресвятой Афинской Богоматери. Эрехтейон также стал храмом Богоматери. В Пропилеях разместились храмы Пресвятой Троицы и Архангелов Михаила и Гавриила.
Затем следует череда захватов, войн и разрушений. Первыми захватчиками были франки. С приходом католиков Парфенон становится католическим храмом Санта Марии Афинской.
В 1456 г. уже турки захватывают Акрополь. За четыре века турецкого владычества утёс претерпевает значительные разрушения. Парфенон превращается в пороховой склад и взрыв разрушает часть памятника. Эрехтейон превращается в гарем.
Турки разрушают храм Ники и используют его мрамор как строительный материал для укрепления стен.
В 1802 г. лорд Элгин грубо вырубает из Парфенона серию скульптур и анаглифов и тайно вывозит их в Англию.
В 1834 г. после провозглашения нового греческого государства на Акрополе начинаются реставрационные работы. Сегодня эти работы находятся в своей завершающей стадии. Спроектирован и строится новый музей по Акрополю.
Большой тревогой последних десятилетий стало разрушение мрамора. Железные конструкции, которые использовались для соединения и укрепления мраморных частей, и которые прилегали к нему, разрушали камень. В результате же выбросов в атмосферу выхлопных газов произошло повышение содержания серы в воздухе, что привело к превращению мрамора в известняк. Чтобы предотвратить разрушения, часть железных конструкций была извлечена и заменена латунными. Однако противодействовать химическому разрушению не представляется возможным, поэтому часть скульптур Акрополя была заменена копиями. Подлинники хранятся в Музее Акрополя (Кариатиды с Портика Кариатид Эрехтейона).