7 чудес света

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 14:19, доклад

Описание работы

Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике.

Работа содержит 1 файл

7 чудес света.doc

— 887.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

Доклад  по культурологии

На тему:

«7 Чудес  света» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Семь  чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры. Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.). Подобно сборникам высказываний знаменитых мудрецов, собраниям анекдотов и рассказам о диковинах сочинения о Семи чудесах света были популярны в античную эпоху и включали в себя описания самых грандиозных, самых великолепных или в техническом смысле самых поразительных построек и памятников искусства. Вот почему их называли чудесами, в то время как в списке отсутствуют многие подлинные шедевры древней архитектуры и искусства — Акрополь в Афинах с творением Фидия — статуей Афины Парфенос, прославленная статуя Афродиты Книдской работы Праксителя и т. д.

Упоминания о  Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с  эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие.

Кто не слышал о  Египетских пирамидах, Висячих садах Вавилона, Колоссе Родосском или храме Артемиды в Эфесе? Эти и другие замечательные памятники древности, известные всем как Семь чудес света приводили в восторг современников. Но не только в те далёкие времена зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса. И позже, в другие эпохи, возводились удивительные сооружения. На протяжении всей истории человек не знал покоя, делая всё новые и новые открытия, и к нашему времени создал такие материалы и технологии, которые позволили ему воплощать в реальность то, что ещё вчера казалось немыслимым. 
 
 
 
 
 
 

ЕГИПЕТСКИЕ  ПИРАМИДЫ В ЭЛЬ-ГИЗЕ 

Пирамида  Хеопса

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ, усыпальницы египетских фараонов. Крупнейшие из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Эль-Гизе в древности считались одним из Семи чудес света. Возведение пирамиды, в котором уже греки и римляне видели памятник невиданной гордыни царей и жестокости, обрекшей весь народ Египта на бессмысленное строительство, было важнейшим культовым деянием и должно было выражать, по всей видимости, мистическое тождество страны и ее правителя. Население страны работало на строительстве гробницы в свободную от сельскохозяйственных работ часть года. Ряд текстов свидетельствует о том внимании и заботе, которые сами цари (правда, более позднего времени) уделяли возведению своей гробницы и ее строителям. Известно также об особых культовых почестях, которые оказывались самой пирамиде. 
Пирамиды выстроены на левом — западном берегу Нила (Запад — царство мертвых) и возвышались над всем городом мертвых — бесчисленными гробницами, пирамидами, храмами.

Самая большая  из трех — пирамида Хеопса (зодчий Хемиун, 27 в. до н. э.). Ее высота была изначально 147 м, а длина стороны основания — 232 м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. В древности пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными лситами, сверкавшими на солнце (известняковую обшивку сохранила только пирамида Хеопса, покрытие других пирамид арабы использовали при строительстве Белой мечети в Каире).

Близ пирамиды Хефрена возвышается одна из крупнейших статуй древности и нашего времени  — высеченная из скалы фигуралежащего сфинкса с портретными чертами  самого фараона Хефрена.

Великие пирамиды были окружены рядом небольших усыпальниц жен фараонов и их приближенных. В такие комплексы обязательно входили святилища Верхнего и Нижнего Египта, большие дворы для проведения праздника хеб-су, заупокойные храмы, служители которых должны были поддерживать культ умершего царя. Пространство вокруг пирамиды, окруженное стелами, посредством длинного крытого перехода соединялось с храмом на берегу Нила, где встречали тело фараона и начинались погребальные церемонии.

Все пирамиды точно  сориентированы по странам света, что  свидетельствует о высоком уровне астрономических знаний древних египтян, расчет углов наклона граней совершенно безукоризнен. В пирамиде Хеопса угол наклона таков, что высота пирамиды равна радиусу воображаемой окружности, в которую вписано основание пирамиды.

Замечательной инженерной находкой древних зодчих и строителей было сооружение в толще каменной кладки над погребальной камерой пяти разгрузочных камер, с помощью которых удалось снять и равномерно распределить колоссальную нагрузку на ее перекрытия. Помимо камер в пирамиде есть и другие пустоты — коридоры, проходы и галереи, входы в которые были тщательно замурованы и замаскированы. Тем не менее захоронения в пирамидах были разграблены, видимо, довольно скоро после погребения фараонов. Воры хорошо знали все ловушки, так что они, скорее всего, были связаны либо со строителями, либо со жрецами, осуществлявшими захоронения.

Сооружения в  Эль-Гизе своей грандиозностью и  видимой бесполезностью поражали воображение  уже в древности, что лучше  всего передает арабская пословица: «Все на свете боится времени, но время боится пирамид». 
 
 
 
 
 
 

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ

ВИСЯЧИЕ САДЫ СЕМИРАМИДЫ, сады во дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 до н. э.), которые он приказал разбить для своей любимой  жены — мидийской царевны; традиционно  причисляются к Семи чудесам света. Первые упоминания о чудесных садах сохранились в «Истории» Геродота, вероятно, посетившего Вавилон и оставившего нам самое полное его описание. Возможно, с оглядкой на «отца истории» висячие сады в эллинистическую эпоху помещались в список самых великих и прославленных сооружений.

Уже во времена  Геродота построение висячих садов  приписывалось легендарной покорительнице всей Азии — ассирийской царице Шамурмат (в греческом произношении — Семирамида). Сады размещались  на широкой четырехъярусной башне. Платформы террас были сложены из каменных плит, покрытых слоем камыша и залитых асфальтом. Далее шли прокладки из двух рядов кирпичей, скрепленных гипсом и свинцовых плит, не пропускавших воду в нижние этажи сада. Все это сложное сооружение было покрыто толстым слоем плодородной земли, который позволял высаживать здесь самые крупные деревья. Ярусы поднимались уступами, соединенные широкими лестницами с плитами розового и белого цветов. Ежедневно тысячи рабов качали воду из глубоких колодцев на вершину в многочисленные каналы, откуда она стекала на нижние террасы. Чудом казались журчание воды, тень и прохлада среди деревьев (вывезенных из далекой Мидии). В основании конструкция покоилась на колоннах и образующих своды перекрытиях. Именно в этих залах дворца в нижнем ярусе сада умер Александр Македонский, завоеватель Вавилона и Азии.

После запустения Вавилона (наследники Александра уже  не возвращались в эту столицу  своего великого предшественника) наводнение разрушило стены дворца, вода размягчила плохо обожженную глину, осели террасы, рухнули своды и опорные колонны. Единственный след когда-то грандиозного памятника инженерной мысли в настоящее время — открытая благодаря раскопкам Роберта Кольдевея в 1898 сеть пересекающихся траншей близ иракского г. Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. 

СТАТУЯ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО 

ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО СТАТУЯ, прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия; одно из Семи чудес света. Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища (см. Олимпия) — храме Зевса, в священной роще Альтисе.

На вопрос художника  Панэна, каким Фидий задумал представить  верховного бога, мастер ответил: «...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями: 
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида 
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

Статую Фидий  исполнил в хрисоэлефантинной технике (см. хрисоэлефантинная скульптура): открытые части тела были выложены пластинами слоновой кости, одеяния отлиты из золота, а основа скульптуры была деревянной. Высота статуи достигала ок. 17 м в высоту. Если бы бог «поднялся», его рост намного бы превысил высоту самого храма. Путешественники, видевшие Зевса в Олимпии, называют удивительным сочетание в его лике властности и милосердия, мудрости и доброты. В руке громовержец держал статую Ники (символ победы). Из золота и слоновой кости был сделан и богатейший трон Зевса. Спинку, подлокотники и подножие украшали рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь Олимпа. Нижние стенки трона покрывали рисунки Панэна, его ножки — изображения танцующих Ник. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамье, украшенной золотыми львами.

Перед постаментом  статуи пол был выстлан темно-синим  элевсинским камнем, высеченный в  нем бассейн для оливкового масла должен был сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу; вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества.

Возможно в  конце 4 в. статуя Зевса была перевезена в Константинополь и установлена  на столичном ипподроме, где погибла  во время одного из пожаров.

МАВЗОЛЕЙ В ГАЛИКАРНАСЕ

МАВЗОЛЕЙ В  ГАЛИКАРНАСЕ, усыпальница царя Карии  Мавсола (умер в 353 до н. э.), одно из Семи чудес света.

Постройка оригинально  соединяла в себе восточную ступенчатую  пирамиду и греческий ионический периптер (архитекторы Сатир и  Пифей). Как и другие греческие  памятники из числа Семи чудес  света, мавзолей был знаменит не только величием своей архитектуры, но и собранием скульптуры — цоколь пирамиды, на которой покоились греческого типа храм и еще одна пирамида, украшали рельефы со сценами амазономахии самых прославленных скульпторов 4 в. до н. э. — Леохара, Скопаса, Бриаксиса и Тимофея.

Почти нетронутый мавзолей простоял ок. 1800 лет посреди  опустевшего города до 15 в., когда  был разобран крестоносцами, укрепившими  его плитами свою опорную крепость на Эгейском море — замок св. Петра (совр. Бодрум в Турции). Именно в  стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857 английским археологом Ч. Т. Ньютоном рельефные плиты с цоколя гробницы (в настоящее время находятся в Британском музее в Лондоне и Археологическом музее в Стамбуле), статуи Мавсола и его жены Артемисии (продолжившей после смерти царя строительство уже общей их гробницы) и колоссальная колесница, венчавшая все сооружение.

ХРАМ  АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ

АРТЕМИДЫ ЭФЕССКОЙ ХРАМ (Артемисион), один из самых прославленных  и почитаемых центров паломничества  античного мира; с эпохи эллинизма традиционно включается в список Семи чудес света.

Древнейшие следы  почитания Артемиды близ места ее рождения относятся еще к догреческим  временам; гигантский храм богини был  сооружен в 6 в. до н. э. архитектором Херсифроном  из Кноса. Во время одной из осад жители Эфеса протянули от храма к городу веревку, превратив тем самым и его в неприкосновенное святилище. Слава Артемисиона была столь велика, что в нем размещали свои сбережения люди со всех концов греческой ойкумены. Ученик Сократа, знаменитый историк Ксенофонт, передавший на хранение богине большую сумму денег перед походом в Персию (описанном в «Анабасисе»), по возвращении выстроил на них в знак благодарности Артемиде маленький храм — точную копию эфесского — в городке Скиллунте в Элиде.

21 июля 356 до н. э. храм Артемиды Эфесской, главная святыня малоазийских греков, был сожжен Геростратом — совершилось кощунство, потрясшее весь эллинский мир. Впоследствии возникло предание, что Артемисион сгорел в тот день, когда родился будущий завоеватель Азии Александр Македонский. Когда же Александр через 25 лет подошел к городу, он пожелал восстановить храм во всем его великолепии. Архитектор Александра Дейнократ, руководивший работами, сохранил его прежний план, только поднял здание на более высокое ступенчатое основание.

Информация о работе 7 чудес света