Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:08, реферат
Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.
К понятию "хозяйствующий
субъект" в Законе отнесены все
предприятия независимо от организационно-правовой
формы, другие юридические лица, ведущие
деятельность по производству, реализации
либо приобретению товаров, и граждане,
занимающиеся самостоятельной
Под органами власти
и управления в Законе понимаются
законодательные, исполнительные и
распорядительные органы всех уровней,
вплоть о федеральных государственных
органов РФ. Необходимо отметить, что
союзы, ассоциации, концерны, межотраслевые
региональные и другие объединения
предприятий фигурируют как среди
хозяйствующих субъектов, так и
среди органов власти и управления.
В этом проявляется реально
К таким объединениям могут применяться, в зависимости от конкретной ситуации, нормы, касающиеся хозяйственных субъектов, либо нормы, относящиеся к органам власти и управления. При этом объединение, являющееся юридическим лицом, не несет ответственность за действия входящего в его состав предприятия.
Важное значение имеют возможные формы деятельности органов власти и управления в хозяйственной сфере, а именно, применение таких инструментов хозяйственной политики государства, как субсидии (субвенции), монополия на государственное финансирование, государственная помощь в целом и т.д. Способность использовать указанные рычаги может существенно ограничить конкуренцию.
Конкуренция понимается как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них в воздействии на обращение товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю.
При жестокой конкуренции ни одно из предприятий, независимо действующих на рынке, не имеет возможности увеличить цену. Увеличить прибыль предприятия могут либо снизив свои издержки, либо улучшив качественные характеристики товара.
Угроза потери клиентов
и перспектива банкротства
Там, где нет искусственных барьеров, появление новых предприятий на рынке приведет к насыщению рынка либо более качественными товарами, либо товарами, произведенными с более низкими затратами. Преследуя цель больше продать товара, предприятия могут пойти на снижение цены. Конкуренцию можно назвать здоровой, когда выполняются условия:
- нет барьеров для вхождения хозяйствующих субъектов на рынок;
- цены свободно
определяются спросом и
"Доминирующее
положение - исключительное положение
хозяйствующего субъекта на
другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности".
Данное понятие
является одним из центральных в
Законе. Вопросу о наличии у
хозяйствующего субъекта доминирующего
положения посвящены две статьи
Закона: ст. 5 "Злоупотребление
Оценка доминирующего положения может быть представлена в виде удельного веса данного вида продукции предприятия в общем объеме поставок в стоимостном выражении, а также в физическом исчислении (когда продукт однороден на рынке) или в виде удельного веса в объеме производства (в случае отсутствия данных по поставкам).
В конечном счете оценка может быть представлена в виде процентного соотношения долей каждого из хозяйствующих субъектов, действующих на соответствующих географических рынках.
Если существует опасение относительно доминирующего положения хозяйствующего субъекта, необходимо выяснить его возможности увеличивать цены значительно выше сложившихся в результате конкуренции на длительный период времени.
В этом исследовании необходимо оценить возможности других хозяйствующих субъектов по производству аналогичного продукта или увеличению объема его предложения на рынке; оценить возможности поставки данного продукта на данный рынок с других географических рынков в случае роста цен: а также оценить вход "de novo", - т.е. возможность предприятий, не производящих до этого продукт, выступить на рынке в качестве поставщика.
Некоторые типы соглашений между потребителями не ограничивают конкуренцию и не вызывают возникновения доминирующего положения.
Например, группа владельцев
грузовиков договорилась о совместном
строительстве станции для
Нарушение антимонопольного законодательства может наступить при наличии в соглашении хотя бы одного фактора, начисленного на:
- установление высоких цен;
- представление
- раздел рынков;
- вытеснение с рынка другого хозяйствующего субъекта;
- отказ от заключения
договоров. Доминирующее
- в результате государственной политики, включая предоставление субсидий или других льгот;
- как результат
эффективной производственной
- в результате сговора (явного или тайного);
- в результате горизонтальных, вертикальных или конгломеративных слияний;
- хищного (агрессивного)
поведения хозяйствующего
Поведение на рынке считается антиконкурентным, когда занижение цены происходит лишь на короткое время, ибо падение цены чаще всего прекращается и уступает место ее росту, как только хозяйствующий субъект, являющийся мишенью такого поведения, покидает рынок. И, напротив, можно считать, что острота конкуренции возрастает, когда хозяйствующий субъект идет на значительное понижение цены, приближая ее к затратам, но при этом не ставит как важную цель вытеснить других производителей с рынка.
Барьеры могут возникать
не только в результате активной политики
доминирующего предприятия, но и
в результате государственной