Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:08, реферат
Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.
При создании холдинговой
компании на основе крупной хозяйствующей
структуры из состава соответствующего
предприятия выделяются подразделения
(подразделение) в качестве юридически
самостоятельных (дочерних) предприятий.
ГКАП контролирует отражение в учредительных
документах наличия контрольных
пакетов акций дочерних предприятий
в уставном капитале холдинговой
компании, а также соответствие документов
холдинговой компании требованиям
временного положения о холдинговых
компаниях и Закона "О конкуренции
и ограничении
Этот Закон достаточно
четко разграничивает полномочия Антимонопольного
комитета и его территориальных
управлений и судебных органов (исполнительной
и судебной власти). Так, ГКАП не вправе
принимать решения о
Антимонопольный комитет
или территориальные органы в
случае невыполнения предписания, неуплаты
штрафа должны обращаться с заявлениями
о признании договора или акта
недействительными и с иными
требованиями в арбитражный или
общий суд. Хозяйственным субъектам,
органам власти и управления, их
должностным лицам
Для реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" на ГКАП России возложены функции контроля по вопросам нарушения законодательства (Приказ ГКАП РФ от 24 августа 1992 г. № 185). В частности, Комитет должен осуществлять контроль и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг посредством направления предписаний изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении и предъявлении в общих и арбитражных судах исков к изготовителям и продавцам, а также исполнителям работ и услуг в случае нарушения прав потребителей.
Для реализации этих
задач в составе
Приказом Госкомитета
Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке новых
- указывать дату
и номер регистрации выпуска
рекламируемых ценных бумаг,
- не допускать
объявления гарантий, обещаний или
предложений о будущей
- не допускать
сравнения между
- не обещать проведения
работ, оказания услуг,
- акционерным обществам
в рекламе указывать только
фактически выплаченные по
При наличии перечисленных
нарушений соответствующей
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.
При рассмотрении дел
ГКАП России и его территориальные
управления руководствуются Законом
РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции
и ограничении
Дела по фактам нарушения
требований к рекламной деятельности
рассматриваются
Основанием для
рассмотрения дела является выявление
фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение
рекламодателями следующих
- указывать реальные
размеры дивидендов, выплаченных
по простым именным акциям
в течение последнего
- указывать реальные
проценты, выплаченные по различным
видам вкладов в течение
2.1. Сфера применения Закона
Принятие Закона
"О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на
товарных рынках" преследовало две
основные цели. Во-первых, ограничить и
пресечь монополистическую
Сфера применения Закона определяет действие его на всей территории России, включая случаи, когда действия или соглашения, совершаемые или заключаемые за пределами России, приводят к ограничению конкуренции или иным вредным последствиям на республиканском (РФ) или местных товарных рынках. Иначе говоря, Закон предусматривает меры ответственности российских хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц независимо от места совершения ими противоправного действия. Важно наличие вероятности вредных последствий от этих действий на российских, республиканском или местном рынках. Этим вводится используемый в ряде стран критерий, согласно которому антимонопольные меры направлены не на нарушения, как таковые, а на негативные их последствия. Не менее важно и то, что Закон применяется не только к российским, но и к иностранным хозяйствующим субъектам, функционирующим на российских рынках.
На отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, Закон не распространяется, исключая случаи, когда соответствующие права умышленно используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.
С точки зрения правоотношений
конкуренции покупка акций
Антимонопольные правила применительно к рынкам банковских операций установлены ст. 31 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения для соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение конкуренции в банковском деле.
В Законодательстве определена сфера действия государственной монополии. Исключительно государственным предприятиям разрешено осуществлять следующие виды деятельности:
- производство любых
видов оружия, боевых припасов, взрывчатых
веществ, пиротехнических
- изготовление и
реализация наркотических,
- посев, возделывание
и сбыт культур, содержащих
наркотические и ядовитые
- переработка руд драгоценных металлов, радиоактивных и редкоземельных металлов;
- лечение больных,
страдающих опасными и особо
опасными инфекционными,
- производство ликеро-водочных и табачных изделий;
- изготовление орденов и медалей.
(Закон РСФСР о
предприятиях и
В Законе определены
полномочия Антимонопольного комитета
РФ и его территориальных
На практике территориальные управления в первую очередь должны осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и рассматривать дела о его нарушениях, затрагивающих рынок соответствующей республики, края, области, организовывать сбор информации о состоянии местных товарных рынков, анализировать ее, принимать меры, направленные на демонополизацию, развитие конкуренции и предпринимательства в регионе.
2.2. Определение ключевых понятий
Определения ключевых понятий имеют относительный характер, поскольку отражают аспекты, связанные с содержанием именно данного Закона и механизмом его применения.
Под товаром понимаются результаты деятельности хозяйствующего субъекта (производимая продукция, выполняемые работы, оказываемые услуги), предназначенные для реализации на сторону (потребителям, посредникам и т.п.) на основе гражданско-правовых договоров.
На рынке товар может быть единственным или могут присутствовать его заменители в сфере использования. Замена одного товара другим не должна приводить к чрезмерным дополнительным затратам или создавать неудобства. При нормальных рыночных условиях цены на взаимозаменяемые товары, как правило, меняются синхронно.
Географическое деление рынка (республиканский и местные) служит одним из способов сегментации регионов, имеющих особое значение для определения доминирующего положения субъекта. Во многих случаях доля хозяйствующего субъекта на уровне национального (крупного) рынка незначительна, тогда как на уровне локальном субъект занимает доминирующее положение или же является монополистом. Географический анализ регионов предполагает выявление особенностей конкретных товаров, учет транспортных издержек и состояние транспортных потоков, наличие других важных ограничений (таможенные барьеры и другие подобные препятствия для перемещения товаров).
При определении соответствующего географического рынка необходимо учитывать структуру, объем производства и потребления продукта, экономические традиции, возможности, имеющиеся у продавцов и покупателей. С определением соответствующего географического рынка связан ряд факторов, таких, как невыгодные для производителя цены, вызванные затратами на транспортировку, степень неудобств для потребителя в приобретении товаров и услуг.
Совпадение установленных
в Законе границ местных товарных
рынков с границами административно-