Структура антимонопольных органов РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:08, реферат

Описание работы

Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.

Работа содержит 1 файл

ЮЛЬКА НАСОНОВА.docx

— 34.20 Кб (Скачать)

При создании холдинговой  компании на основе крупной хозяйствующей  структуры из состава соответствующего предприятия выделяются подразделения (подразделение) в качестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий. ГКАП контролирует отражение в учредительных  документах наличия контрольных  пакетов акций дочерних предприятий  в уставном капитале холдинговой  компании, а также соответствие документов холдинговой компании требованиям  временного положения о холдинговых  компаниях и Закона "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках".

Этот Закон достаточно четко разграничивает полномочия Антимонопольного комитета и его территориальных  управлений и судебных органов (исполнительной и судебной власти). Так, ГКАП не вправе принимать решения о расторжении  и изменении договоров (соглашений), о признании их, а также неправомерных  актов органов власти или управления, недействительными, взыскивать убытки и штрафы. Это - прерогатива судебных органов (арбитражных и общих судов).

Антимонопольный комитет  или территориальные органы в  случае невыполнения предписания, неуплаты штрафа должны обращаться с заявлениями  о признании договора или акта недействительными и с иными  требованиями в арбитражный или  общий суд. Хозяйственным субъектам, органам власти и управления, их должностным лицам предоставлено  право обжаловать в суде любые предписания и решения антимонопольных органов.

Для реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" на ГКАП России возложены функции  контроля по вопросам нарушения законодательства (Приказ ГКАП РФ от 24 августа 1992 г. № 185). В частности, Комитет должен осуществлять контроль и пресекать монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг посредством направления предписаний изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении и предъявлении в общих и арбитражных судах исков к изготовителям и продавцам, а также исполнителям работ и услуг в случае нарушения прав потребителей.

Для реализации этих задач в составе территориальных  управлений создаются подразделения  по защите прав потребителей и комиссии по рассмотрению дел о нарушениях. В Предписании ГКАП России о прекращении нарушений прав потребителей указываются срок исполнения и конкретные действия, которые исполнитель (изготовитель, продавец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителя. При уклонении или несвоевременном исполнении предписания ГКАП РФ возбуждает дело о наложении штрафа. Положение о порядке наложения штрафов на хозяйствующие субъекты за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей утверждено приказом ГКАП от 23 апреля 1993 г. № 51.

Приказом Госкомитета  Российской Федерации по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических  структур от 14 июля 1994 г. № 83 утверждено "Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию". При  рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также  иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих  свои финансовые программы в соответствии в этим приказом предписывается:

- указывать дату  и номер регистрации выпуска  рекламируемых ценных бумаг, место  их регистрации и место, где  можно ознакомиться с условиями  выпуска;

- не допускать  объявления гарантий, обещаний или  предложений о будущей эффективности  (доходности) своей деятельности;

- не допускать  сравнения между рекламируемыми  и другими юридическими лицами, их услугами (товарами), если данное  сравнение невозможно подтвердить  данными статистической отчетности  или бухгалтерского баланса, заверенного  аудиторами;

- не обещать проведения  работ, оказания услуг, предоставления  товаров, если таковые фактически  не осуществляются (не производятся) на день рекламы;

- акционерным обществам  в рекламе указывать только  фактически выплаченные по итогам  не менее одного года размеры  дивидендов по обыкновенным акциям.

При наличии перечисленных  нарушений соответствующей комиссией  выносится решение, подлежащее обязательному  рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование.

Рекламодатель, реклама  которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения  в трехдневный срок с момента  окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.

При рассмотрении дел  ГКАП России и его территориальные  управления руководствуются Законом  РСФСР от 22 марта 1991 г. "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", Указом президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента РФ от 24 августа 1992 г. № 915, положениями  о территориальных управлениях  ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53.

Дела по фактам нарушения  требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту  нахождения рекламодателя, за исключением  случаев, когда дела принимаются  к рассмотрению ГКАП России.

Основанием для  рассмотрения дела является выявление  фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:

- указывать реальные  размеры дивидендов, выплаченных  по простым именным акциям  в течение последнего финансового  года;

- указывать реальные  проценты, выплаченные по различным  видам вкладов в течение последнего  финансового года с разбивкой  по месяцам (кварталам), если выплаты  производились ежемесячно (ежеквартально).

2.1. Сфера применения  Закона

Принятие Закона "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" преследовало две  основные цели. Во-первых, ограничить и  пресечь монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, во-вторых, обеспечить условия для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В антимонопольном законодательстве определены запретительные и процессуальные нормы, а также нормы, направленные на создание условий для развития рыночных отношений.

Сфера применения Закона определяет действие его на всей территории России, включая случаи, когда действия или соглашения, совершаемые или  заключаемые за пределами России, приводят к ограничению конкуренции  или иным вредным последствиям на республиканском (РФ) или местных товарных рынках. Иначе говоря, Закон предусматривает меры ответственности российских хозяйствующих субъектов, органов управления, должностных лиц независимо от места совершения ими противоправного действия. Важно наличие вероятности вредных последствий от этих действий на российских, республиканском или местном рынках. Этим вводится используемый в ряде стран критерий, согласно которому антимонопольные меры направлены не на нарушения, как таковые, а на негативные их последствия. Не менее важно и то, что Закон применяется не только к российским, но и к иностранным хозяйствующим субъектам, функционирующим на российских рынках.

На отношения, регулируемые нормами правовой охраны изобретений, промышленных образцов, товарных знаков и авторских прав, Закон не распространяется, исключая случаи, когда соответствующие  права умышленно используются их обладателями в целях ограничения  конкуренции.

С точки зрения правоотношений конкуренции покупка акций рассматривается  как инструмент установления контроля над акционерным обществом. Какой  рынок при этом монополизируется, зависит от предмета деятельности общества - эмитента скупаемых акций. При покупке  акций промышленных или иных предприятий, действующих на товарном рынке, применяется  ст. 18 Закона (Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей участия в уставном капитале хозяйствующих субъектов). Но на покупку акций фондовых бирж эта статья не распространяется. Соответствующие нормы включены в "Положение о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР", утвержденное правительством России 28 декабря 1991 г. (№78).

Антимонопольные правила  применительно к рынкам банковских операций установлены ст. 31 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Банкам запрещается использовать свои союзы, ассоциации и другие объединения  для соглашений, направленных на монополизацию  рынка банковских операций в вопросах установления процентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничение  конкуренции в банковском деле.

В Законодательстве определена сфера действия государственной  монополии. Исключительно государственным  предприятиям разрешено осуществлять следующие виды деятельности:

- производство любых  видов оружия, боевых припасов, взрывчатых  веществ, пиротехнических изделий,  ремонт боевого оружия;

- изготовление и  реализация наркотических, сильнодействующих  и ядовитых веществ;

- посев, возделывание  и сбыт культур, содержащих  наркотические и ядовитые вещества;

- переработка руд  драгоценных металлов, радиоактивных  и редкоземельных металлов;

- лечение больных,  страдающих опасными и особо  опасными инфекционными, онкологическими  заболеваниями, а также психическими  заболеваниями в агрессивных  формах;

- производство ликеро-водочных и табачных изделий;

- изготовление орденов  и медалей.

(Закон РСФСР о  предприятиях и предпринимательской  деятельности, п. 3, ст. 21).

В Законе определены полномочия Антимонопольного комитета РФ и его территориальных управлений. Число территориальных управлений определяется Комитетом и не является постоянным. Они могут создаваться  и ликвидироваться в зависимости  от потребностей реализации антимонопольной  политики на соответствующей территории. Комитет может наделить территориальные  управления любыми из своих полномочий, минимальные объемы оговорены в  ст. 13, 14, 17, 18,21,22,24,27,29 Закона.

На практике территориальные  управления в первую очередь должны осуществлять государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и рассматривать дела о его нарушениях, затрагивающих рынок соответствующей республики, края, области, организовывать сбор информации о состоянии местных товарных рынков, анализировать ее, принимать меры, направленные на демонополизацию, развитие конкуренции и предпринимательства в регионе.

2.2. Определение ключевых  понятий

Определения ключевых понятий имеют относительный  характер, поскольку отражают аспекты, связанные с содержанием именно данного Закона и механизмом его  применения.

Под товаром понимаются результаты деятельности хозяйствующего субъекта (производимая продукция, выполняемые  работы, оказываемые услуги), предназначенные  для реализации на сторону (потребителям, посредникам и т.п.) на основе гражданско-правовых договоров.

На рынке товар  может быть единственным или могут  присутствовать его заменители в  сфере использования. Замена одного товара другим не должна приводить  к чрезмерным дополнительным затратам или создавать неудобства. При нормальных рыночных условиях цены на взаимозаменяемые товары, как правило, меняются синхронно.

Географическое деление  рынка (республиканский и местные) служит одним из способов сегментации регионов, имеющих особое значение для определения доминирующего положения субъекта. Во многих случаях доля хозяйствующего субъекта на уровне национального (крупного) рынка незначительна, тогда как на уровне локальном субъект занимает доминирующее положение или же является монополистом. Географический анализ регионов предполагает выявление особенностей конкретных товаров, учет транспортных издержек и состояние транспортных потоков, наличие других важных ограничений (таможенные барьеры и другие подобные препятствия для перемещения товаров).

При определении  соответствующего географического  рынка необходимо учитывать структуру, объем производства и потребления  продукта, экономические традиции, возможности, имеющиеся у продавцов  и покупателей. С определением соответствующего географического рынка связан ряд  факторов, таких, как невыгодные для  производителя цены, вызванные затратами  на транспортировку, степень неудобств для потребителя в приобретении товаров и услуг.

Совпадение установленных  в Законе границ местных товарных рынков с границами административно-территориальных  образований помимо прочих условий  связано с таким фактором, как  монополистическая деятельность местных  органов управления, а также особенностями  статистической информации.

Информация о работе Структура антимонопольных органов РФ