Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 10:32, доклад
В большинстве случаев для проведения следственного эксперимента необходим выезд в определенное место. Деятельность следователя по прибытии на место касается не только организационных и тактических вопросов.
Некоторые особенности имеют последующие стадии допроса: свободного рассказа и ответов на вопросы.
Желательно, чтобы несовершеннолетний давал показания в форме свободного рассказа. Однако следует иметь в виду, что свободный рассказ несовершеннолетних обычно отрывочен, сбивчив и непоследователен. От следователя в данном случае требуется умение применять тактические приемы, направленные на то, чтобы помочь допрашиваемому не терять нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью, не допуская постановки наводящих вопросов, должен направлять рассказ несовершеннолетнего в нужное русло. Задавая вопросы, необходимо убедиться в тем, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, ив случае необходимости изменить
формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов.
Особое значение для получения показаний от несовершеннолетнего имеет стадия ответов на вопросы, в которых следователь путем постановки уточняющих, напоминающих и дополняющих вопросов получает интересующую информацию. Содержание и направленность вопросов в этой стадии зависят от характера полученных показаний и процессуального положения допрашиваемого.
Несовершеннолетнему, который дал правильные, хотя и неполные, неточные показания, следователь задает уточняющие, дополняющие и напоминающие вопросы. При этом вопросы должны быть несложными, четкими, понятными, конкретными недвусмысленными и не содержать терминов, недоступных пониманию допрашиваемого. В ряде случаев на показания несовершеннолетнего может оказать влияние интонация, с которой задан вопрос. Если, задавая вопрос, следователь интонацией демонстрирует свою уверенность, твердое убеждение, достоверное знание определенных фактов, то тем самым он оказывает внушающее психическое воздействие, которое может привести к даче недостоверных, не соответствующих действительности показаний. При постановке детализирующих вопросов следует помнить, что несовершеннолетние запоминают выборочно события (факты, явления) и поэтому полностью устранить пробелы в их показаниях иногда не представляется возможным. Слишком настойчивые попытки добиться желаемого результата, основанные на постановке напоминающих вопросов, могут привести к тому, что недостающие детали в показаниях окажутся вымышленными.
Для несовершеннолетних зачастую бывает легче узнать тот или иной объект (предмет, место и т.п.) и вспомнить связанные с ним события, и поэтому эффективным способом получения более полных и точных показаний является допрос несовершеннолетнего в том месте, где он воспринимал событие (факт, явление), по поводу которого ему необходимо дать показания.
В ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего следует обращать внимание на соответствие изложения показаний уровню психического развития допрашиваемого. Гладкость, заученность показаний, употребление формулировок и оборотов, не свойственных возрасту подростка, противоречия между показаниями, которые были даны в ходе свободного рассказа и стадии ответов на вопросы, и некоторые другие признаки могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний дает показания под чьим-то влиянием. Поэтому следователь должен выяснить, кто расспрашивал подростка или с кем он общался и обсуждал обстоятельства, по поводу которых давал показания, обсуждались ли эти обстоятельства в его присутствии другими лицами, не подсказывал ли ему кто-либо ответы, которые он должен давать на допросе, и т.п.
Если несовершеннолетний уклоняется от дачи показаний или дает заведомо ложные показания, то следователь обязан выяснить причины (чувство товарищества, страх, стыд, угрозы со стороны соучастников и т.п.) и с учетом установленных обстоятельств применять тактические приемы, направленные на изменение позиции, занятой несовершеннолетним на допросе. При этом должно соблюдаться непременное условие: применяемые тактические приемы должны быть основаны только на методах убеждения или переубеждения.
Следует иметь в виду, что на процесс формирования показания несовершеннолетних свидетелей также влияют объективные и субъективные факторы (свойства восприятия и памяти, направленность внимания свидетеля, патологические дефекты психики и нервной системы, обстановка восприятия события и т. д.) (подробнее см. §3 настоящей главы). Если в показаниях несовершеннолетнего свидетеля обнаруживается неполнота и неточность, следователь должен выяснить, не являются ли причиной этого дефекты органов чувств, нервное потрясение от увиденного и другие факторы, которые могли оказать негативное влияние на восприятие и запоминание свидетелем того или иного события (факта, явления).
В ходе допроса
несовершеннолетнего
Акцентирование
следователем (дознавателем) внимания
без особой в том необходимости на отрицательных
сторонах жизни несовершеннолетнего обвиняемого
(подозреваемого), как правило, приводит
к тому, что допрашиваемый замыкается
в себе и отказывается давать показания.
Тактика допроса свидетеля
Введение
Оттого,
насколько полны, достоверны, точны
сведения, полученные от потерпевших
и свидетелей в уголовном процессе,
зависит если не все, то многое. Однако
вопрос установления истины и принятия
обоснованных правовых решений по уголовным
делам в современных условиях становится
все более проблематичным. Это связано
с тем, что население все менее охотно
идет на контакт с органами дознания и
предварительного следствия, все реже
люди говорят правду.
В то же время с этой точки зрения далеко
не безгрешны и свидетели с потерпевшими,
лжесвидетельства со стороны которых
приобретают все более массовый характер.
В этих условиях все очевиднее и острее
встает проблема оснащения дознавателей
и следователей адекватными практическим
потребностям средствами, приемами, методами
получения полных, достоверных показаний,
выявления и преодоления лжи и заблуждений
допрашиваемых.
Допрос — процессуальное средство получения
и проверки доказательств. С его помощью
получают и проверяют значительную часть
информации о преступлении, необходимую
для правильного разрешения уголовного
дела. Кроме того, допрос является следственным
действием, с помощью которого следователь
и суд чаще всего устанавливают мотивы
и цели преступления, условия, которые
ему способствовали. Допрос — это и действенное
средство воспитательного воздействия
на допрашиваемого.
Допрос — самое распространенное следственное
и судебное действие. Практически нет
уголовных дел, при расследовании которых
следователь и суд не прибегали бы к допросу
свидетелей, потерпевших, подозреваемых,
обвиняемых и подсудимых. Установлено,
что три четверти своего рабочего времени
следователи тратят на производство допросов.
По своему характеру допрос—действие
многоплановое, сложное. Оно имеет процессуальный,
криминалистический, организационный,
психологический и этический аспекты,
является «пробирным камнем» работы следователя.
Сложность допроса заключается в кажущейся
его простоте. В допросе широко используются
криминалистическая тактика, судебная
психология, логика, педагогика и судебная
этика. Бурное развитие судебной психологии,
логики следствия, правовой кибернетики,
социологии и криминалистики постоянно
ставит на повестку дня задачу использования
достижений этих наук в процессе производства
следственных действий вообще и допроса
в частности. Квалифицированное производство
допроса требует не только знания закона
и творческого его применения, использования
научных данных, но и житейского опыта,
умения интерпретировать и варьировать
различные меры воздействия на личность
с учетом индивидуально-возрастных ее
особенностей. Допрос — это искусство,
требующее от следователя высокого мастерства
и способностей.
В связи с систематизацией уголовно-процессуального
законодательства, совершенствованием
криминалистических средств и методов
борьбы с преступностью, постоянно развивающейся
практикой органов дознания и предварительного
следствия ощущается необходимость в
криминалистическом исследовании допроса
с учетом новых научных данных.
Исходя из всего вышесказанного тему работы
считаю актуальной.
Целью работы является: исследование тактики
допроса свидетеля, изучение практического
и теоретического материала.
Глава 1 Общие положения допроса
1 Понятие и сущность допроса
В теории уголовного процесса сущность допроса определяется во многом его ролью в процессуальном доказывании, под которым принято понимать осуществляемую в процессуальных формах деятельность следователя, прокурора, суда и лица, производящего дознание, с участием других субъектов уголовного процесса, по собиранию, закреплению, проверке и оценке фактических данных, необходимых для установления истины по уголовному делу и решения задач уголовного судопроизводства.
Содержанием
процессуального доказывания
Поскольку процессуальное доказывание направлено на установление истины в уголовном судопроизводстве, оно может рассматриваться в качестве разновидности познавательной деятельности.
Познание в уголовном процессе подчинено общим гносеологическим закономерностям. Вместе с тем, понятия процессуального доказывания и познания не полностью совпадают друг с другом, поскольку необходимым элементом процессуального доказывания является удостоверение установленных в процессе уголовного судопроизводства обстоятельств.
Удостоверительный характер процессуального доказывания определяется тем, что деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств характеризуется соответствующими процессуальными сроками, может осуществляться лишь специально уполномоченными на то субъектами, объем полномочий которых строго регламентирован процессуальным законом. Лица и органы, осуществляющие доказывание должны облечь свои действия в установленные процессуальные формы.
Но как бы не была существенна специфика процессуального доказывания, оно является ни чем иным, как разновидностью познавательной деятельности, поскольку его цель заключается в установлении истины. Процессуальное доказывание, как и познание в целом, носит информационный характер, опирается в своей основе на диалектическую теорию отражения, в силу которой каждый предмет материального мира является носителем определенной информации, оперирует комплексом логических приемов, включающим анализ, синтез, индукцию, дедукцию, абстрагирование, конкретизацию и т. д.
В то же время в процессуальной науке высказаны и иные суждения относительно сущности доказывания. Так, исходя из узкой трактовки этого понятия некоторые представители уголовно-процессуальной науки пытаются разграничить познание и доказывание по временному признаку, представив их как качественно разные.
Критикуя несостоятельность такого рода концепции, С.А. Шейфер справедливо отметил, что доказывание есть обосновывающая деятельность мысли, неотделимый элемент познания, проникающий в систему практических операций по собиранию и проверке доказательств и следовательно познание не предшествует обоснованию конечного вывода, а включает его в себя.
Процессуальное
доказывание как вид
Важным в теории доказательств является вопрос о процессуальной сущности доказательства.
Как
справедливо утверждал
М.С. Строгович подверг справедливой критике ученых, пытавшихся отождествить понятия доказательства и доказательственного факта, нивелируя значение источника доказательств. В частности, отмечал, что факты, которыми доказывается виновность лица в совершении преступления, как и факты, которыми она опровергается, не даются следствию и суду в готовом виде. Эти факты сами должны быть доказаны, а любой факт ничем другим доказываться не может, кроме как доказательствами, поэтому показания свидетеля, заключение эксперта - это доказательства факта нахождения обвиняемого в данное время в данном месте.