Автор: k**************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 09:49, курсовая работа
Целью является исследование теоретических, правовых и организационных проблем информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности, её современное состояние и разработка рекомендаций по совершенствованию научных, правовых и организационных основ.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие задачи:
- дать понятие, значение системы информационно-справочного обеспечения криминалистической деятельности;
- рассмотреть систему информационно-справочного обеспечения и перспективы её совершенствования.
Введение 3
1 Понятие, значение и система информационно - справочного обеспечения криминалистической деятельности 7
1.1 Виды криминалистической регистрации 10
1.2 Централизованные экспертно-криминалистические коллекции и картотеки. 16
2. Система информационо-справочного обеспечения криминалистической деятельности 18
2.1 Исторические аспекты 18
2.2 Современные аспекты информатизации. 23
Заключение 25
Список использованных нормативно правовых актов,
специальной литературы: 27
В 1917 году внедряются новые методы работы. Картотечный учёт преступлений и лиц, их совершивших на доклады с мест. Вследствие нападений и разгрома сыскных отделений была почти утеряна система учета преступлений и преступников. Декретом о государственной статистике, от 25.07.1918 года определились организационные основы статистических органов и задачи их деятельности. Через несколько месяцев создано информационное подразделение и утверждено «Положение о статистическом отделе комиссариата внутренних дел». Принятие этого документа послужило началу создания информационной службы ОВД. Вследствие этого, статистический отдел НКВД, территориальные аппараты статистики становятся постоянной составляющей системы органов внутренних дел.
Первое информационное подразделение - регистрационное дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления уголовного розыска НКВД РСФСР. Затем вводится единая система регистрации преступлений и отчетность. На Первом Всероссийском съезде работников милиции в 1922 году утверждается программа организации учетной и статистической работы. В 1923 году отменяются все ранее действовавшие в этой сфере нормативные акты и устанавливается новая отчетность. ГПУ предложило для централизации всего дактилоскопического учета организовать при ОУР дактилоскопическое бюро.
В 1935 году проводится в тюрьмах, лагерях, колониях единовременная дактилоскопическая регистрация заключенных. Повсеместно ведётся алфавитная и дактилоскопическая регистрация.
Таким образом, к середине 30-х годов сформировалось третье направление информационно-справочной работы, однако надо заметить, что все три направления - статистический, алфавитный и дактилоскопический учеты - развивались и совершенствовались самостоятельно.13
Разрозненность оперативных учетов значительно затрудняла борьбу с правонарушениями в стране. Весной 1941 года регистрационно-учетные аппараты упразднены, а их функции переданы в 1-й спецотдел. В 1960 году функции 1-го спецотдела были переданы в оперативно - справочную картотеку, образованную при МВД. Однако поиск оптимальных орг. штатных структур, отвечающих требованиям времени, продолжался. В 1962 году оперативно-справочная картотека, в связи с переименованием министерства, преобразована в 1-й спецотдел.
В период с 1918 по 1968 год подразделения информационная служба и её подразделения, профессионально совершенствовались.
Начиная с 1968 года в деятельность органов внутренних дел внедряется появившаяся в стране вычислительная техника, создаются новые структурные подразделения - вычислительные центры.
Но только в 1971 году появляется единая структура информационной службы, которая объединила информационно-статистические отделы органов внутренних дел с вычислительными центрами. В этот же период создан Главный НИИЦ управления информации МВД СССР.14
В январе 1972 года Приказом МВД СССР утверждается перспективный план совершенствования деятельности органов внутренних дел РСФСР на 1971-1975 годы, где впервые говорится о возможности использования вычислительной техники в деятельности органов внутренних дел. В марте 1972 года Приказом МВД СССР объявляется о создании автоматизированной системы анализа данных об умышленных убийствах и покушениях на убийства, позднее вводится в опытную эксплуатацию автоматизированная информационно-поисковая система всесоюзного учета паспортов разыскиваемых лиц и утраченных паспортов.
Использование с конца 60-х годов вычислительной техники в МВД велась бессистемно до июля 1991 года, когда Приказом МВД России была утверждена Программа компьютеризации ОВД РСФСР. Но и в то время для органов внутренних дел работа по внедрению компьютеризации ведётся бессистемно. Существуют проблемы в оснащении морально устаревшей и зачастую несовместимой друг с другом техникой, несовместимостью программного обеспечения. Программное обеспечение уступало лучшему из существовавшего в стране и в мировой практике, однако разрабатывалось и эксплуатировалось программное обеспечение и достаточно высокого уровня. К их числу следует отнести разработанное Академией МВД РФ программное обеспечение АРМ руководителя следственного подразделения, следователя, систему регионального криминологического прогнозирования «ИСКРА», экспертную систему для службы БЭП «Диагноз», АРМ эксперта-криминалиста и др.
С
целью совершенствования информационного
обеспечения ОВД, устранения отмеченных
выше недостатков, повышения ответственности
за использование автоматизированных
систем, издается Приказ МВД СССР №104 от
5 июля 1991, в котором намечен переход от
устаревших информационных технологий
к новой системе информационного обеспечения
МВД России. Предлагалось внедрение, сопровождение
и совершенствования типовых автоматизированных
банков данных и комплексов автоматизированных
систем управления, и их совместимости.
Этим Приказом намечается ближайшая перспектива,
в которой определены основные направления
создания отраслевой информационно-вычислительной
сети, разработки единого унифицированного
методического, информационного, организационно-правового
и программно-математического обеспечения
для перехода к интегрированным базам
данных и другим информационным технологиям.
15
С начала 90-х годов ХХ века в России было издано множество нормативных актов, регламентирующих совершенствование информационного обеспечения.
За
прошедшее десятилетие были разработаны
нормативные акты МВД России регламентирующие
совершенствование системы информационного
обеспечения деятельности сотрудников
ОВД: Приказ МВД РФ от 08.07.2005 № 543 «О реализации
подпрограммы «Создание системы межрегиональных
автоматизированных банков данных дактилоскопической
информации Федеральных округов АДИС-ГИЦ,
создание сети программно-технических
комплексов АДИС регионального уровня»
на базе программно-технических решений
АДИС «ПАПИЛОН»; Приказ МВД РФ от 21.01.2005
№ 33 «Вопросы Главного информационно-аналитического
центра МВД России»; Приказ МВД РФ от 20.11.2004
№ 755 (ред. 07.02.2005) «Вопросы Правового Департамента
МВД России и Центра правовой информации
МВД России»; Приказ МВД РФ от 01.07.2004 №
407 «Об утверждении Инструкции о порядке
эксплуатации Автоматизированной информационно-поисковой
системе «Нормативные акты МВД России»;
Приказ МВД РФ от 08.06.2006 № 420 «Об утверждении
Программы создания единой информационно-
В ходе работы по Федеральной целевой программе «Электронная Россия» (ФЦП ЭР) был выявлен ряд проблем, таких как: недостаток финансирования; недостатки в развитии нормативно-правовой базы в области информатизации; отсутствие единых технологических стандартов и форматов предоставления и размещения данных в информационных системах и др.
С целью решения существующих проблем информатизации в 2004 г. было предложено разработать концепцию региональной информатизации на период до 2010 г.
В последнее время очень широко в органах внутренних дел используются компьютерные правовые системы. У сотрудников ОВД имеется доступ к максимально полному информационному банку данных. Появилась возможность мгновенного доступа к необходимым в работе нормативным правовым актам, возможность получения консультационной и дополнительной информации о связи искомого материала с другими нормативными актами. К таким АИС относят информационные правовые системы ГАРАНТ и КонсультантПлюс. 17
Современные
информационно-поисковые системы представляют
собой огромное количество нормативных
документов (например, блок нормативных
документов ГАРАНТ - Максимум), которые
обладают развитыми средствами поиска
правовой информации, обеспечивают
требуемую полноту, достоверность и получение
правовой информации в режиме online, позволяют
не просто найти нужный документ, но и
провести его правовой анализ, вскрыть
взаимосвязи с другими нормами, выявить
взаимозависимость различных разделов
права. При этом процедура поиска необходимой
информации максимально проста, доступна
пользователю любой квалификации, и создана
для того, чтобы даже при минимуме информации
по сути интересующей проблемы были найдены
нормативные документы.
Информационные
системы, предназначенные для
Рассмотрев проблемы информационно-справочного обеспечения, можно сделать вывод, что существуют следующие недостатки:
- недостаток информации при ее избыточности - она неструктурированна, несогласованна, разрознена, не всегда достоверна, и ее практически невозможно найти и получить в нужное время.
- невозможность быстрого создания новых автоматизированных учетов;
- сотрудники не имеют специальных знаний по разработке программного обеспечения, и одновременно с этим использования современных технологий управления базами данных;
-
недостаточный уровень
-
отсутствие совместных
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, на основе анализа нормативно-правовых актов и научной литературы, необходимо отметить, что для эффективного использования информации необходимо постоянное (оптимально ежегодное) совершенствование системы информационного обеспечения.
Во-вторых, организация эффективного информационного обеспечения сотрудников правоохранительных органов возможна лишь на базе современных информационных технологий, реализованных в виде корпоративной информационной сети.
В-третьих,
для повышения эффективности
системы информационного
Информация о работе Система информационо-справочного обеспечения криминалистической деятельности