Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа
Целью настоящей курсавой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества.
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1
1.1 Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер
не связанных с тюремным заключением. 1
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без
лишения свободы. 6
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 11
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях
без изоляции от общества. 11
2.2 Правовой статус уголовно-исполнительных инспекций. 22
3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы. 43
Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Этот вид наказания применяется к лицам, достигшим на момент вынесения приговора 18 лет, трудоспособным и только в качестве основного наказания. Предназначено ограничение свободы для наказания лиц, не представляющих большой общественной опасности. Оно назначается сроком от одного года до пяти лет. В случае замены общественных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее одного года.
Осужденные к
Закон предусматривает недопустимость назначать рассматриваемую меру некоторым категориям осужденных, выделенных по возрасту, трудоспособности, состоянию здоровья, семейному положению и т.д. Вместе с тем, при назначении этой меры она может быть заменена в случае злостного уклонения от отбывания наказания более строгой.
Вопрос о применении видов наказаний в виде ограничения свободы, ареста и общественных работ постоянно прорабатывается. Ситуация здесь неоднозначная. Военные суды интенсивно применяют арест в отношении военнослужащих. Для создания необходимого количества арестных домов требуются огромные затраты ресурсов. То же самое требуется и для общественных работ. Также необходимо увеличение численности персонала уголовно-исполнительных инспекций. В условиях безработицы организовать привлечение больших масс осужденных к ограничению свободы представляется проблематичным.
В
качестве варианта решения проблемы
альтернативных решению свободы
наказаний возможен перевод института
колоний-поселений, в такой вид
наказаний как ограничение
Общественные работы и арест как вид наказания ввести поэтапно, одновременно рассматривания вопрос о слиянии таких видов наказаний, как общественные работы и исправительные работы.
В настоящее время в основном используются такие виды наказания, как лишение свободы и условное осуждение (особенно в отношении несовершеннолетних), а наказания, как исправительные работы и штраф из-за безработицы и обнищания большой массы населения слабо используются.
В этой связи огромное значение приобретает изучение опыта коллег из других стран.
Таким образом, исполнение наказаний без изоляции от общества, имеет свои проблемы. В частности, такие наказания, как штраф, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы остаются неисполненными по разным причинам: нестабильности экономического положения в государстве, текучести кадров и просто их недостаточностью, отсутствия заинтересованности в подобной работе и др. В определенной мере данную проблему призван решить институт судебных приставов.
Ненадлежащее
В этой связи назрела
необходимость в
В
современный период штраф как
мера уголовного наказания не воспринимается
ни самим осужденным, так как в
большинстве случаев
Исполнение штрафа
в развитых зарубежных странах более
эффективно в связи со сложившейся
там многолетней практикой
Обеспечение должного исполнения всех видов наказаний, установленных УК РК, возможно в условиях относительной экономической и политической стабильности государства.
Таким образом, современное
уголовное и уголовно-
2.2 ПРАВОВОЙ
СТАТУС УГЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ
В
Казахстане, большинство альтернативных
мер исполняют уголовно-
Такие органы существовали в Советском Союзе давно, хотя именовались по-разному («Инспекции исправительных работ», «Инспекции исправработ и трудоустройства», «Бюро принудительных работ и т.д.). Из истории исправительные работы как вид уголовного наказания были впервые установлены Инструкцией Народного Комиссариата юстиции (НКЮ) от 19 декабря 1917 года. Но только в новом Уголовно-исполнительном кодексе РК 1997 года они обрели самостоятельный законодательный статус (раздел 2 УИК РК). Ранее действовавшие законы упоминали лишь об «органах внутренних дел» вообще, а непосредственная деятельность инспекций регламентировалась исключительно закрытыми ведомственными приказами и инструкциями МВД (НКВД).
В Республике Казахстан «Положение об УИИ органов внутренних дел РК» было утверждено лишь 18 февраля 1999 года приказ МВД РК №89.
На инспекции возложены следующие задачи:
В
связи с передачей уголовно-
По состоянию на 1 июля 1999 года в Республике Казахстан действовало 199 уголовно-исполнительных инспекций. Штатная численность персонала уголовно-исполнительных инспекций в середине 1999 года составила в РК 350 единиц, а фактически –347. В настоящее время в РК работает 215 инспекций.
Если сравнить численность персонала инспекций с количеством сотрудников мест заключения, можно примерно подсчитать, что в ВКО на одного сотрудника органов, исполняющих наказания без лишения свободы, приходится около 50 сотрудников пенитенциарных учреждений. В области находится 13 исправительных колоний. Численность же сотрудников УИИ составляет всего 37 человек. В то же время количество осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях достаточно велико. По состоянию на 01.01.2004 года на учетах в 215 инспекциях Казахстана находилось более 26000 осужденных.5 В настоящее время, подавляющее большинство среди находящихся на учете в инспекциях – это условно осужденные (в ВКО 4491 или 92%).
Перевод уголовно-исполнительных инспекций из МВД в Министерство юстиции прошел в целом без кадровых потерь. Вместе с тем с организационной и финансовой сторон положение инспекций осложнилось. Будучи подразделениями территориальных органов (отделов) внутренних дел, они могли расчитывать на определенное перераспределение (заимствование) средств, отпускаемых на содержание иных служб ОВД, в том числе средств из местных (областных, районных, городских) бюджетов. Сегодня инспекции принадлежат к другому ведомству. Ранее инспекции управлялись по принципу «двойного» подчинения. Ныне в связи с реорганизацией УИС руководство инспекциями осуществляется исключительно «сверху». Связи инспекций с местными органами управления (городов, районов) обозначены лишь декларативно и на практике оказались разорванными.
Большинство уголовно-исполнительных инспекций утратили связь с общественностью, а институт общественных помощников инспекторов, юридически оформленный в 1978 г., ныне прекратил свое существование. Действующее уголовное законодательство Республики Казахстан, не содержит положений, создающих правовые основы участия негосударственных субъектов индивидуальной профилактики преступлений в осуществлении контроля за лицами, отбывающими наказания без лишения свободы.
Установленная Правительством штатная численность инспекций: 50 дел на одного сотрудника городских УИИ, и 35 дел на одного сотрудника районных УИИ. Кроме того, она гораздо ниже той пропорции, которая установлена для мест лишения свободы.6
Фактически в 2005г. По ВКО средняя нагрузка составила 131 осужденный на одного сотрудника УИИ. Очевидно, что в таких условиях возложенная на инспекции задача предупреждения преступлений и иных правонарушений среди осужденных может восполняться ими сугубо формально. По данным УИИ УВД г.Усть-Каменогорска, на непосредственное профилактическое общение (беседу) с каждым осужденным, которое составляет основную форму предупреждения рецидива в условиях свободы, инспектор в среднем затрагивает не более 40 минут в год (!). Понятно, что о каком-либо систематическом влиянии говорить не приходится. В результате в работе уголовно-исполнительных инспекций преобладает бюрократическо-канцелярский уклон.
Это усугубляется тем обстоятельством, что работники инспекций не имеют соответствующего полноценного специального образования, если не считать кратких курсов переподготовки для принимаемых на службу граждан с обще профильным высшим или средним специальным образованием. Ведь ни в бывшем СССР, ни в сегодняшнем Казахстане при большом числе вузов МВД не было и нет специального вуза (отделения, факультета) по подготовке сотрудников органов исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества. В этом проявляется исторически сложившийся «тюремный» менталитет уголовной юстиции и нашего общества в целом.
Персонал уголовно-исполнительных инспекций, как правило, не владеет методикой индивидуальной профилактической работы с осужденными на основе выделения «групп повышенного риска» и в условиях типовых криминологических ситуаций.
Общественный
престиж службы исполнения наказаний
без лишения свободы в
Отмеченные проблемы присущи всем странам СНГ, унаследовавшим систему уголовной юстиции СССР.
Тем
не менее, предупредительный потенциал
альтернативных мер далеко не исчерпан.
Среди осужденных без лишения
свободы в течение срока