Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсавой работы является исследование юридической природы, сущности и социальной ценности наказаний без изоляции осужденных от общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ НАКАЗАНИЙ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 1
1.1 Минимальные стандартные Правила ООН в отношении мер
не связанных с тюремным заключением. 1
1.2 Иные международные стандарты в сфере наказаний без
лишения свободы. 6
2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ 11
2.1 Уголовно-исполнительное законодательство РК о наказаниях
без изоляции от общества. 11
2.2 Правовой статус уголовно-исполнительных инспекций. 22
3 АНАЛИЗ ДАННЫХ ПО ОСУЖДЕННЫМ К НАКАЗАНИЯМ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА ПО ВКО 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы. 43

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АКМАР ИСПРАВ.doc

— 424.00 Кб (Скачать)

         Закон устанавливает  размер штрафа от двадцати пяти до двадцати тысяч месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом не только тяжести содеянного, но и имущественного положения осужденного, а также в соответствии с ч.3 ст.52 УК РК – и условий жизни его семьи. Здесь следует отметить, что штраф – это не форма возмещения причиненного ущерба, а вид наказания.1

         Уплата штрафа может  быть отсрочена или рассрочена на срок до шести месяцев, если материальное положение осужденного таково, что оно не позволяет сделать это вовремя (ч. 2 ст.22 УИК РК). Осужденный к штрафу, обязан уплатить штраф не позднее одного месяца после вступления приговора в законную силу. В случае злостного уклонения от его уплаты он заменяется общественными работами, исправительными работами или арестом.

         В перечне видов  наказаний за штрафом в качестве более строгого следует лишение  права занимать определенную должность  или заниматься определенной деятельностью (ст.41 УК РК).

         Лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью – это наказание, назначаемое в соответствии со ст.41 УК РК в качестве основного на срок от одного года до пяти лет или чаще в качестве дополнительного на срок от шести месяцев до трех лет, применяется данный вид наказания не часто. В последнем случае суд может назначать его и тогда, когда оно не указано в санкции статьи, если будет признано, что с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного нельзя сохранять за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

         Срок лишения права  занимать определенную должность, заниматься определенной деятельностью, назначаемое  в качестве основного или дополнительного  вида наказания к штрафу, общественным работам или к исправительным работам, а также при условном осуждении, если в этом случае исполнение дополнительного наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора в законную силу. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к ограничению свободы, аресту, лишению свободы или содержанию в дисциплинарной воинской части оно распространяется на все время отбывания этих основных видов наказания, при этом, его срок исчисляется с момента их отбытия (ч.4 ст.41 УК РК).

         Данный вид наказания  может применяться к лицам, находящимся  на государственной службе, в органах  местного самоуправления либо занимающимся определенной профессиональной или иной деятельностью. Этот запрет может касаться как сферы трудовой деятельности осужденного, так и досуга (например, запрещения управлять транспортными средствами).

         Следующий вид наказания  по нарастанию строгости лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, дипломатического ранга, квалификационного класса и государственных наград (ст.50 УК РК).

         Указанный вид наказания  в соответствии с ч.2 ст.39 УК РК может  назначаться лишь в качестве дополнительного наказания. Оно может применяться при условном осуждении (ч.4 ст.63 УК РК), а также при осуждении за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления при обязательном учете данных о личности виновного, т.е. когда виновный потерял моральное право носить то или иное специальное, воинское или почетное звание, классный чин, дипломатический ранг, квалификационный класс и государственные награды.

        Согласно Закону от 16 июля 1997 года «О введении в действие Уголовного кодекса Республики Казахстан» положение УК о наказаниях в виде   привлечения к общественным работам, ограничения свободы и ареста вводится в действие после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса РК по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2003г.

    Привлечение к общественным работам (ст. 42 УК РК) состоит в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется местными, исполнительными органами или органами местного самоуправления. Общественные работы устанавливаются на срок от шестидесяти до двухсот сорока часов и отбываются не свыше четырех часов в день.

  Введение  данного вида наказания при введении в действие Уголовного и Уголовно-исполнительного  кодексов был отложен до 2001 г1. до создания необходимых условий, и он был введен в действие с 1 января 2000 г2. Особенностью данного вида наказание является то, что оно отбывается осужденным в свободное от работы учебы время и в выходные дни. Осужденный выполняет определенный для него вид работ на безвозмездной основе, однако для приятия-работодателя эти работы не являются бесплатными. Администрация организаций, использующих труд осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам, ежемесячно перечисляет в соответствующий бюджет финансовые средства за выполненные осужденными работы. Кроме того, на нее возлагается контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, уведомление уголовно-исполнительной инспекции о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания. В условиях рыночной экономики местные органы исполнительной власти имеют очень мало возможностей, чтобы обязать предприятия принимать на работу данную категорию осужденных, а у тех в  свою очередь, нет стимулов к этому. Видимо, именно этим объясняется, что привлечение к общественным работам не нашло в правоприменительной практике широкого распространения. По итогам 2005 г. назначение этого вида наказания составило всего 3,7%, это притом, что наказание в виде привлечения к общественным работам предусмотрено санкциями 67 составов преступлений  Особенной части Уголовного Кодекса.

    При разработке Закона «О внесении  изменений и дополнений в   Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан», принятый 21 декабря 2002 г., было внесено предложение сделать общественные работы бесплатными для работодателя, для чего п. 2 ст. 33 изложить в следующей редакции: «Использование организацией труда осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам осуществляется на безвозмездной основе». Принятие этой поправки позволило бы не только заинтересовать предприятия в рабочей силе, но и полностью отдать исполнение этого вида наказания в распоряжение акимов всех уровней. Работа по уборке территории, ликвидации стихийных свалок, очистке берегов  водоемов, выкашиванию травы вдоль дорог и т.п. у них всегда есть, нет только  денег, платить за нее. Кроме того, это позволило бы сделать такие работы действительно общественно значимыми, придало бы наказанию  «наглядность», когда осужденный своим трудом заглаживает ущерб, нанесенный обществу. Однако в процессе работы над законопроектом из-за опасений, что такая поправка повлечет за собой использование труда  осужденных с последующим присвоением заработанных ими средств, редакция статьи была изменена. В принятом Законе она изложена следующим образом: «Использование организацией труда осужденных к наказанию в виде привлечения к общественным работам осуществляется на безвозмездной основе. Объем и стоимость выполненных осужденными работ учитываются отдельно по действующим в организации расценкам, и начисленные денежные средства перечисляются в соответствующий бюджет». Внесенные изменения не только не улучшили редакцию статьи, но сделали ее более запутанной. В самом деле, разве можно считать безвозмездными для работодателя работы, за которые он должен перечислять заработанные осужденным средства в бюджет. Тем не менее, это не должно быть сдерживающим фактором, необходимо разработать механизм контроля за использованием труда осужденных этой категории, исключающий возможность присвоения результатов их труда, в том числе с использованием общественного контроля.

Следующим видом наказания, на котором следует  остановиться поподробнее, являются исправительные работы (ст.43 УК РК).

    Исправительные работы состоят в том, что из заработка осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов. Этот вид наказания устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет, и отбывается по месту работы осужденного. Исправительные работы не могут быть назначены лицам, признанным нетрудоспособными, не имеющим постоянной работы или обучающимся в учебных заведениях с отрывом от производства. В течение срока отбывания наказания осужденным запрещается увольнение по собственному желанию, без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. На него возлагаются обязанности два раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации, сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и жительства в десятидневный срок, ежегодный отпуск, а также дополнительные отпуска на десять и более дней предоставляются администрацией организации, где работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

   Ранее данный вид наказания имел иное содержание. Исправительные работы назначались  не только по основному месту работы, но и в иных местах, по назначению органов, ведающих исполнением исправительных работ3. Для этого решением органов исполнительной власти в каждом районе определялись базовые предприятия для трудоустройства данной категории осужденных. Именно поэтому исправительные работы широко применялись в судебной практике, и их доля в общей структуре наказаний доходила до 25%, тогда как по итогам 2005 г.(по ВКО) она составила всего 0,6%. Объясняется это тем, что многие из совершивших преступления либо не имели работы, либо утратили ее к моменту назначения наказания. В этой связи особо следует отметить негативные последствия применения в стадии предварительного расследования в качестве меры пресечения ареста, так как в этом случае, как правило, администрация организации немедленно увольняет работника. Законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан» в ст. 150 УПК внесены изменения ограничивающие применение ареста в качестве меры пресечения но коснулись они только лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении неосторожных преступлений, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет4. В этом случае видится целесообразным не применять арест в качестве меры пресечения в случае совершения умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы до трех лет и неосторожных преступлений - до пяти лет.

         Конфискация имущества (ст.51 УК РК) применяется в соответствии с прямым указыванием закона только за тяжкие или особо тяжкие преступления из корыстных побуждений, и только в случаях, специально предусмотренных нормами Особенной части УК РК.

         Конфискация имущества  есть принудительное безвозмездное  изъятие в собственность государства  всего или части имущества  являющегося собственностью осужденного. В уголовно-исполнительном законодательстве дан перечень имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда.

         Конфискация имущества, являющаяся дополнительной мерой наказания  может быть полной или частичной. Органом, приводящим в исполнение конфискацию имущества, является суд.

         Исполнение данного  наказания производится судебными  исполнителями. Обращение приговора  о конфискации имущества к  исполнению производится судом, который  по вступлении приговора в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества и копию приговора для исполнения судебному исполнителю, о чем извещают соответствующий финансовый орган. Если опись имущества не производилась, то судебному исполнителю направляются справки о том, что опись имущества не производилась.

         Конфискации подлежит имущество, являющееся личной собственностью осужденного, в том числе его  доля в общей собственности.

         Споры о принадлежности имущества, подлежащего конфискации  по приговору суда, разрешаются в  порядке гражданского судопроизводства. Заинтересованное лицо имеет право предъявить в суд заявление об исключении имущества из описи.

         По получении исполнительного  листа судебный исполнитель немедленно проверяет наличие имущества, указанного в описи, выявляет другое имущество, подлежащее конфискации, и включает его в опись.

         Если опись имущества  не производилась, судебный исполнитель  принимает меры к выявлению имущества  осужденного, подлежащего конфискации, и при его обнаружении составляет опись этого имущества.

         Судебный исполнитель  принимает меры к сохранению имущества подвергнутого описи.

      Доля  осужденного в общей собственности  определяется судом по представлению  судебного исполнителя, в порядке  гражданского судопроизводства.

      Конфискованное  имущество передается финансовым органам. Передача имущества производится после удовлетворения в соответствии с законодательством всех предъявляемых к нему требований. В отношении претензий, подлежащих удовлетворению за счет конфискованного имущества, государство отвечает в пределах актива.

      Судебный  пристав принимает меры в отношении охраны описанного имущества, подлежащего конфискации.

      За  сокрытие или присвоение конфискованного  имущества виновные в соответствии с законом привлекаются ответственности. Предусмотрена уголовная ответственность  за растрату или сокрытие имущества, подверженного описи или аресту, совершенные лицом, которому это имущество вверено.

      После передачи конфискованного имущества  финансовым органам исполнительный лист с отметкой об исполнении приговора  о конфискации имущества возвращается суду, постановившему приговор.

      Финансовые  органы сообщают суду, постановившему приговор, сведения, подтверждающие исполнение приговора в части конфискации  имущества. 

         К разделу наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества относится также ограничение свободы (ст.45 УК РК), а применительно к военнослужащим – ограничение по военной службе.

Информация о работе Проблема определения целей наказания. Наказания без изоляции осужденного от общества