Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:39, курсовая работа
Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.
С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны, его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.
Введение
1. Понятие правосудия и его принципы
1.1 Сущность правосудия
1.2 Классификация принципов правосудия
2. Цели, задачи и структура органов правосудия Республики Казахстан
3. Конституционные принципы деятельности органов правосудия РК
3.1 Принцип законности
3.2 Принцип осуществление правосудия только судом
3.3 Образование судов Республики на началах выборности и назначаемости судей
3.4 Принцип независимости судьи
3.5 Неприкосновенность судей
3.6 Принцип осуществления правосудия на началах равенства перед законом и судом
3.7 Право на судебную защиту
3.8 Принцип презумпции невиновности
3.9 Принцип состязательности
3.10 Гласность судебного разбирательства
3.11 Принцип языка судопроизводства
Заключение
Список использованной литературы
3.4 Принцип независимости судьи
О принципе независимости судьи говорится в статье 77 Конституции Республики Казахстан. Судьи независимы, подчиняются только Конституции и закону; обеспечиваются условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей. Не допускается какое-либо вмешательство в их деятельность по осуществлению правосудия. Соблюдение этого принципа необходимо для справедливого, законного правосудия. Судьи не просто независимы, они выполняют свои функции не по произволу, а подчиняясь закону. Разрешая вопрос о виновности или невиновности подсудимого, о применении или неприменении к нему наказания, судьи обязаны руководствоваться только Конституцией, законом. Они не вправе выполнять указания кого бы то ни было по поводу того или иного разрешения дела, а также порядка совершения процессуальных действий. Без независимости суда не может быть правосудия, следовательно, государство должно создать гарантии независимости судей.
Гарантии независимости судей установлены в Конституции и действующем законодательстве. Важнейшая из них -- несменяемость судьи. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены исключительно по основаниям, установленным законом. Полномочия судьи в Казахстане не ограничены определенным сроком, поскольку иное не установлено Конституцией и др. законами. Гарантиями независимости судей являются предусмотренные законом процедуры осуществления правосудия, то есть процессуальный порядок деятельности суда, особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
Независимость судей и подчинение их только закону обеспечиваются тайной совещания судей, правилами об оценке ими доказательств по своему внутреннему убеждению, запретом вышестоящим судам давать указания нижестоящим по вопросам, касающимся внутреннего убеждения судьи, и др. процессуальными установлениями.
Важнейшей гарантией независимости судей и подчинения их только закону является установление ответственности за неуважение к суду.
Но независимый судья может чинить несправедливость, если будет пристрастным, необъективным. Поэтому закон создает определенные гарантии осуществления правосудия в каждом конкретном случае только теми, чья объективность не может быть поставлена под сомнение. В Конституции (статья 79) и в Указе Президента от 20 декабря 1995 г.(статья 42) установлено, что судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой (кроме научной, преподавательской или другой творческой деятельности).
В соответствии с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством при наличии обстоятельств, могущих вызвать сомнение в беспристрастности судьи, он должен устранить себя от участия в деле или же может быть отведен по инициативе сторон. Требование беспристрастности относится также ко всем участникам процесса, которым также может быть заявлен отвод.
3.5 Неприкосновенность судей
Неприкосновенность судей -- один из принципов деятельности суда и судей. Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам дисциплинарного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики, либо в случае лишения неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики Казахстан -- без согласия Сената, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным Прокурором Республики. Закрепляя данный принцип, законодатель предоставляет определенные гарантии по реализации указанного принципа: судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия. Правовую регламентацию этот принцип получил в статье 79 Конституции и в статье 41 Указа.
3.6 Принцип осуществления правосуд
В статье 14 Конституции и статье
4 Указа Президента "О судах
и статусе судей Республики Казахстан"
закреплен принцип
Осуществление правосудия на основе равенства всех перед законом означает применение судом действующих норм единой системы права одинаково в отношении всех граждан. На равных началах, исходя из обстоятельств конкретного дела, суд определяет как права, так и обязанности заинтересованных лиц. Одинаковая ответственность лиц, подвергаемых на основе закона государственному принуждению за правонарушение, является обязательным правилом. Суд разрешает конкретное дело с учетом того, что все законы и др. нормативные акты в равной степени обязательны для всей судебной системы Республики.
Осуществление правосудия на основе
равенства всех перед законом, естественно,
неотделимо и от конституционной
обязанности самих граждан
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед судом, т. е. на началах единого для всех суда, означает, что в Республике не существует судов, созданных на основе каких-либо социальных различий граждан и групп населения, а последовательно проводится в жизнь важный принцип судопроизводства -- принцип единства судебной системы (статья 3 Указа). Наличие военных судов не нарушает единого для всех суда и равенства перед судом, так как в своей деятельности военные суды руководствуются тем же законодательством, что и другие суды Республики.
3.7 Право на судебную защиту
С рассмотренным принципом тесно связан конституционный принцип -- право на судебную защиту. В соответствии со ст.ст. 13 и 16 Конституции и статьей 15 Указа осуществляется реализация принципа обеспечения обвиняемому права на защиту. Содержание его не исчерпывается только правом обвиняемого использовать услуги защитника. Сущность этого принципа раскрывается во всей полноте процессуальных прав обвиняемого. В соответствии с этим принципом обвиняемому гарантированы все необходимые процессуальные средства защиты от предъявленного обвинения. К их числу относятся, прежде всего, предусмотренные законом права самого обвиняемого, позволяющие ему активно опровергать необоснованные обвинения и доказывать обстоятельства, смягчающие ответственность. Обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, участвовать в судебном разбирательстве, выступать в суде на своем родном языке и пользоваться услугами переводчика, использовать помощь защитника, предоставлять суду доказательетва, заявлять отвода и различные ходатайства (приобщение к делу документов, вызов свидетелей, назначение экспертизы, приостановление или прекращение дела производством), выступать в прениях, обжаловать приговор или решение суда в вышестоящий суд и т.д.
Этот принцип выражается и в
установлении обязанности следователя,
прокурора и судьи обеспечить
обвиняемому возможность
Уголовно-процессуальный кодекс запрещает домогаться показаний обвиняемого путем насилия, угроз и иных незаконных мер. Обеспечение обвиняемому права на защиту является необходимым условием выполнения задач судопроизводства. Только при строгом соблюдении этого принципа можно избежать грубейших нарушений закона, состоящих в осуждении невиновных, а также обеспечить изобличение всех лиц, совершивших преступление, и справедливое наказание виновных.
Для реализации конституционного принципа
обвиняемый вправе воспользоваться
услугами защитника. Он может заключить
договор лично или через своих
родственников с коллегией адво
Защитник обвиняемого имеет широкие процессуальные права, используя которые он применяет все законные средства и способы обеспечения интересов подзащитного.
Важной гарантией реального осуществления принципа права на судебную защиту является совершенствование организации и деятельности адвокатуры, что нашло свое отражение в Законе "О внесении изменений и дополнений к действующему Положению об адвокатуре" от 28 июня 1994 г.
3.8 Принцип презумпции невиновности
Принцип презумпции невиновности сформулирован в части 3 статьи 77 Конституции: "Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда". Этот принцип закреплен также в ряде международных актов, в частное -- та, в Декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г.
Цель принципа презумпции невиновности в правосудии -- это охрана прав человека, обеспечение конституционного права обвиняемого на защиту, ограждение невиновного от необоснованного и незаконного привлечения к уголовной ответственности и осуждения. Как принцип правосудия презумпция невиновности является выражением демократизма и гуманности суда при рассмотрении им уголовных дел и законности уголовного процесса в целом.
В соответствии с этим принципом суд, прокурор, следователь не вправе перелагать на обвиняемого обязанность доказывания, т. е., как закреплено в пункте 6 статьи 77 Конституции, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а наоборот, его виновность должны доказать указанные лица и органы. Также данное положение регламентируется пунктом 7 статьи 77 Конституции: "Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников".
Возбуждение уголовного дела и предъявление обвинения не означают виновности лица, привлеченного к уголовной ответственности. Его виновность подлежит доказыванию при разбирательстве дела в суде.
С точки зрения реализации требований принципа презумпции невиновности обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления доказана полностью. Все сомнения, не устраненные судом, толкуются в пользу подсудимого.
Из презумпции невиновности следует, что не допускаются ограничения прав и свобод по отношению к обвиняемому. За обвиняемым сохраняются жилищные права, право на участие в выборах, он не может быть уволен с работы или отчислен из учебного заведения.
С принципом презумпции невиновности и обеспечением обвиняемому права на защиту неразрывно связан принцип состязательности и равноправия сторон. Данный принцип носит отраслевой характер и получил свое законодательное закрепление в статье 4 Указа Президента Республики Казахстан от 20 декабря 1995 г.
3.9 Принцип состязательности
Состязательность -- означает разделение
функций обвинения, защиты и осуществления
правосудия; правовое положение обвинения
и защиты как сторон, наделенных
равными процессуальными правам
Состязательность вообще немыслима без равенства сторон, равенство сторон существует не наряду с состязательностью, а образует ее важнейший элемент.
Состязательность в процессе предполагает активное участие суда в исследовании обстоятельств дела, установлении истины. Суд отвечает за справедливое разрешение дела. Он опирается на помощь сторон, состязающихся в процессуальном споре, освещающих дело со своих, зачастую противоположных позиций, но он руководит процессом и обязан разрешить дело объективно и беспристрастно. Правосудие не может зависеть от того, какая сторона, состязающаяся перед судом, оказалась сильнее.
Принцип состязательности имеет место там, где в судебном разбирательстве участвуют две стороны -- обвинение и защита, а по гражданским делам -- истец и ответчик.
Во всех судах дела разбираются в открытых судебных заседаниях в присутствии публики.
3.10 Гласность судебного
Гласность судебного разбирательства регламентируется ст.ст. 4 и 7 Указа Президента от 20 декабря 1995 г.: "Разбирательство дел во всех судах открытое ... Слушание дел в закрытом заседании допускается, когда гласное разбирательство может привести к разглашению государственных секретов, военной, служебной и коммерческой тайны, либо когда существует необходимость защитить от огласки частную жизнь и личную, семейную тайну граждан, либо обеспечить безопасность участников судопроизводства". Любой гражданин вправе присутствовать на судебном разбирательстве дела, если он достиг установленного законом возраста. Данный принцип оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в суде граждан и на самих участников судебного разбирательства, способствуя даче правдивых объяснений и показаний. Суд действует под контролем присутствующих граждан, что повышает его ответственность за объективное и законное решение дела.
Информация о работе Принципы правосудия, установленные Конституцией