Преступность военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 02:34, контрольная работа

Описание работы

Вооруженные Силы России, другие войска и иные воинские формирования (структуры, в которых предусмотрена военная служба: ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФАПСИ) - составная часть государства, а военнослужащие - составная часть народа. Они воплощают в себе черты, свойства и особенности, присущие народу в целом, его национальным, социальным, демогра

Содержание

Введение……………………………………………………..……………………….1.
Понятие и криминологическая характеристика
преступности военнослужащих……………………..………………….............2.
1.1. Структура преступности военнослужащих…………………………….....4.
1.2. Латентность воинской преступности……………………………………...7.
1.3. Организованная преступность в вооруженных силах.…………………...8.
2. Криминологическая характеристика личности
преступников-военнослужащих……………………..…………………..….…10.
2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы…………….….10.
2.2 Личность преступника-командира и начальника……………………….…..12.
3. Причины и условия преступности военнослужащих………..…………….….14.
4. Предупреждение преступности военнослужащих…...….…..………………..18.
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих …21.
Заключение………………………………………………………………..………….24.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Крмимналогия-Преступность военнослужащих2.doc

— 239.50 Кб (Скачать)
  1. Социально-биологической. Призыв в Вооруженные Силы лиц:    
    • «психопатического круга» ;
    • ранее имевших приводы в милицию;
    • отягощенных неблагоприятной наследственностью;
    • снятых с различных профилактических учетов (наркодиспансера и др.).

5. Идеологические:

  • изменение и отсутствие идеологических ориентиров в стране;
  • отсутствуют четких и понятных морально-этические правил поведения высших военных чиновников;
  • отсутствие патриотического воспитания молодежи;
  • агрессия, насилие, культ сверхчеловека, насаждаемые средствами массовой информации.

6.Политические:

  • борьба различных партий и движений за влияние на Вооруженные Силы. Это приводит к дезориентации военнослужащих, отрицательному влиянию на психику молодых военнослужащих, конфликтам между ними на политической почве.

7. Национальные:

  • многонациональность при комплектовании Вооруженных Сил России в условиях дальнейшего нарастания в стране межнациональных противоречий и конфликтов.

8. Культурные:

  • низкий уровень культуры офицеров низшего и среднего звена;
  • бедность культурного развития призывников из-за их условий жизни до призыва. Более трети призывников не читают книг, 45 % не читают ни книг, ни газет. Как правило, лица, отличающиеся особой жестокостью при совершении рассматриваемых преступлений, страдают отставанием в своем культурном и духовном развитии.

9. Организационно-управленческие:

  • проведение реформ в армии сопряжено с серьезными трудностями, которые усугубляются тем, что реформирование проводит устаревший организационно-управленческий аппарат.
  • некачественное несение службы офицерами и младшими командирами;
  • плохая организация обучения, воспитания, быта молодых солдат;
  • недостатки в подборе и расстановке кадров и т.п.. Назначение на руководящие должности офицеров не соответствующих по своим морально-волевым качествам.

10. Правовые:

  • правоохранительная система, сложившаяся в Вооруженных Силах, устарела и требует серьезной реконструкции. Причем, речь должна идти не только о структурно-штатной реорганизации, а о пересмотре некоторых принципов в ее деятельности (например, финансирование работников военной юстиции не должно идти через Министерство обороны);
  • после известных событий 1991 г. из-за необоснованных обвинений из органов военной юстиции ушли многие опытные кадры, на их место проникли случайные люди, которые беспокоились прежде всего о собственном материальном благополучии;
  • не создана военная полиция в качестве самостоятельной структуры, которая осуществляла бы контроль за соблюдением законности в войсках. На большой пресс-конференции, которая состоялась 31 января 2006 года, президент заявил, что в российских Вооруженных Силах необходимо создать военную полицию. 2 февраля 2006 года министр обороны Сергей Иванов, находившийся в Мюнхене, добавил, что такой институт может появиться, но только в структуре Минобороны и только спустя продолжительное время.

11. Информационные:

  • отсутствие у Вооруженных Сил собственной рекламы и агитации;
  • преобладание в СМИ материалов негативного характера о воинской службе и процессах, происходящих в воинских коллективах. Так, в конце 90-х годов 99 % материала об армии были негативными. В итоге 43 % граждан считают, что армия не способна обеспечить безопасность страны; 50 % полагают, что в армии «процветает дедовщина»; 48 % уверены, что солдат плохо кормят; 29 % говорят, что армия погрязла в коррупции и воровстве; 27 % обеспокоены плохим материальным положением офицеров, а 6 % — их низким уровнем подготовки; 25 % утверждают, что в армии отсутствует дисциплина; 8 % основную проблему видят в неукомплектованности воинских частей.

Таким образом, нами рассмотрены основные, но далеко не все причины, оказывающие влияние на преступность военнослужащих. Главное, в чем видится особенность причин преступности военнослужащих, это то, что основные из них проявляются именно в условиях Вооруженных Сил. Данный тезис подтверждается в том числе и статистикой.

Устранение причин и  условий преступности военнослужащих является важным условием повышения  боеспособности армии, успешного выполнения ею задач по обеспечению безопасности страны.

 

4. Предупреждение преступности военнослужащих

 

Бесспорным и в наши дни является утверждение итальянского философа XVIII в. Чезаре Беккариа о том, что «лучше предупреждать преступления, чем наказывать»16. Работа по предупреждению преступлений в настоящее время становится все более актуальной и приобретает важное значение.

Система и содержание основных направлений профилактической работы в войсках должны соответствовать  структуре и содержанию причин, обусловливающих  существование преступности в стране и Вооруженных Силах. Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника. В связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед военнослужащими, а также с обладание оружием, специфичен механизм их преступного поведения. Необычна мотивационная сфера большинства военнослужащих совершающих преступления, направленная на удовлетворение в первую очередь элементарных потребностей.

Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих российские криминологи выделяют следующие:

  1. Возрождение престижа и социальной привлекательности воинской службы. Существенное улучшение социально-бытовых условий военной службы и предоставление военнослужащим возможности удовлетворять свои материальные потребности законными средствами. Повышение уровня жизни военнослужащих оказывает прямое воздействие на укомплектованность войск, боевую готовность и состояние преступности.
  2. Переход Вооруженных Сил на смешанный принцип комплектования вооруженных сил, т.е. часть военнослужащих призывается, а часть идет служить добровольно по контракту.
  3. Реальное введение наряду с воинской, альтернативной гражданской службы.
  4. Переход на призыв в Вооруженные Силы один раз в году, с тем чтобы сломать традиционную возрастную градацию среди военнослужащих и перекрыть каналы попадания в армию криминально зараженных лиц.
  5. Повышение призывного возраста до 21 года (или хотя бы до 20 лет), т.к. выполнение боевых задач при вооруженных конфликтах травмируют окончательно не сформированную психику.
  6. Постепенное сокращение необоснованно завышенного срока действительной службы.
  7. Определение функциональной специализации воинских частей. Подразумевается четкое разделение боевых, производственно-хозяйственных и исправительно-дисциплинарных функций. Каждая воинская часть должна выполнять одну из этих функций, а не все три. В настоящее время военнослужащие боевых частей занимаются обычно всем чем угодно, кроме боевой подготовки.
  8. Ужесточение порядка отбора кандидатов в военные вузы и порядок назначения в этих вузах офицеров на командные и преподавательские должности.
  9. Развитие института офицеров-воспитателей, деятельность которых должна быть связана с работой военкоматов и основываться на материалах личных дел призывников.
  10. Возрождение и укрепление социальной системы воспитания и обучения подрастающего поколения (той системы, которая не так давно была лучшей в мире, от начальной военной подготовки на уроках в школе до спортивных секций для подростков в войсковых частях и привлечения школьников к военным играм на воинских полигонах).
  11. Качественное улучшение сержантского корпуса. Сержантами должны быть военнослужащие, проходящие службу только по контракту, имеющие достаточное денежное содержание и специальную подготовку (09 ноября 2005 года глава Минобороны Сергей Иванов сообщил Президенту, что его ведомство выступает за создание института профессиональных сержантов во всех частях армии).
  12. Частичная легализация неформальных структур, существующих в военных коллективах, способствующих возникновению «дедовщины».
  13. Введение в Вооруженных Силах должности уполномоченного по правам человека. В июле 2006 года с данной инициативой выступил уполномоченный по правам человека при Президенте РФ Владимир Лукин.
  14. Увеличение количества мероприятий, связанных с развитием положительных эмоций военнослужащих (культурно-массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и т.п.).
  15. Принципиальное изменение отношения высших должностных лиц армии вообще и офицеров в частности к проявлениям коррупции, к хищениям воинского имущества. Немедленное увольнение офицеров, замеченных в злоупотреблениях такого рода.
  16. Улучшение кадрового обеспечения и работы органов военной юстиции, и прежде всего военных дознавателей.
  17. Ответственность военнослужащих (дисциплинарная или уголовная) должна быть четко дифференцирована в зависимости от общественной опасности содеянного.
  18. Нуждается в совершенствовании действующий Дисциплинарный устав. Он должен состоять из статей, построенных по классическому правовому образцу, включая гипотезу, диспозицию и санкцию, и по своей структуре напоминать Кодекс об административных правонарушениях. Возрождение дисциплинарного взыскания, как арест с содержанием на гауптвахте (по сообщению «Интерфакса» 9 ноября 2005 года Государственная дума приняла в первом чтении внесенные правительством поправки к действующему законодательству, предусматривающие восстановление института гауптвахты в вооруженных силах).
  19. Улучшение жизнедеятельности дисциплинарных батальонов и качественное изменение условий отбывания военнослужащими уголовных наказаний.
  20. Правовое обеспечение военной реформы. Разработка и принятие Федеральных законов о военном бюджете, об альтернативной гражданской службе, о военно-юридическом аудите, о военной полиции и др.
  21. Ведение в печатных органах силовых министерств и ведомств постоянной рубрики о деятельности органов военной юстиции.
  22. Разработка и введение в практическую деятельность четкой системы внедрения научных разработок военных криминологов на всех уровнях руководства: от руководства страны до низшего командного состава (в последние годы защищены десятки диссертаций по различным аспектам военной криминологии, но выработанные научно-практические рекомендации в практику внедряются слабо).
  23. Необходим ежегодный мониторинг мер предупреждения преступлений среди военнослужащих в целях проверки эффективности реализации вводимых мер.
  24. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и другими нарушениями законности в поднадзорных войсках, воинских формированиях и органах (задача поставлена генеральным прокурором России Юрием Чайкой 3 августа 2006 года на расширенной коллегии Главной Военной прокуратуры).

Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступлений военнослужащих конкретизируются в мерах специально-криминологической профилактики.

К этим мерам, в первую очередь, относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет личный пример командиров и начальников, их духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.

Важное значение для  предупреждения преступлений военнослужащих имеет реализация предложений о создании военной полиции — специализированной правоохранительной структуры в войсках. Это позволит своевременно принимать меры предупреждения и раскрытия преступлений военнослужащих, снизить латентность воинской преступности, значительно улучшить криминальную ситуацию в войсках.

Немаловажную роль в  решении этой задачи могут сыграть  некоторые общественные объединения граждан (советы, комитеты солдатских матерей), церковь, а также средства массовой информации.

На наш взгляд, существенное значение в предупреждении преступности в войсках имеют вопросы правовой регламентации.

 

4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих

 

Правовые основы предупреждения преступлений в армии составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (с последующими изменениями), Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г.

Основополагающее значение правового обеспечения предупреждения преступности имеет Конституция  Российской Федерации. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязанность государства по их соблюдению и защите.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации  одной из угроз национальной безопасности называется угроза криминализации общественных отношений, «отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности...».

Военная доктрина одним из основных направлений развития военной организации государства называет укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины. К внутренним угрозам военной безопасности Военная доктрина относит:

- организованную преступность, терроризм, контрабанду и иную противоправную деятельность;

- незаконное распространение  (оборот) на территории Российской  Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых  веществ, которые могут быть  использованы для осуществления  диверсий, террористических актов,  иных противоправных действий (ст. 6).

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) наделяет прокурора рядом полномочий по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, способствующих совершению преступлений (ст.ст.4, 23, 24, 25.1, 27).

В Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, регламентирующих деятельность всех правоохранительных органов по осуществлению уголовного судопроизводства, также отражены правовые вопросы предупреждения преступности. Согласно ст. 43 УК РФ, наказание применяется в целях предупреждения совершения новых преступлений. Поэтому исключительно важное значение имеет проведение открытых судебных процессов в воинских частях в присутствии личного состава, доведение приговоров до всех категорий военнослужащих и объявление наиболее актуальных приговоров об осуждении виновных в приказах командования.

В ст. 29 УПК РФ «Полномочия суда», ст. 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию», ст. 158 УПК РФ «Окончание предварительного расследования» предусмотрены меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, о которых стало известно в ходе досудебного расследования и судебного рассмотрения.

В общевоинских уставах  Вооруженных Сил Российской Федерации  наряду с другими вопросами регламентируется деятельность органов военного управления по предупреждению преступности в войсках. В частности, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.ст. 90, 97) расписаны обязанности командира полка в данном направлении.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», военные прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации. Их деятельность в этом направлении регламентирована Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 517, Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 10 сентября 1996 г.

Конкретные обязанности  по предупреждению преступности в войсках  возлагаются и на органы военной прокуратуры, которые руководствуются в этой работе, помимо законов, указанием Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений» от 28 августа 2001 г. № 52/20, приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений» от 17 сентября 2002 г. № 255.

Важное значение в предупреждении преступности в войсках имеет взаимодействие военных прокуратур со средствами массовой информации, с помощью которых успешно решается ряд задач по распространению сообщений о наиболее актуальных фактах профилактики, пресечения преступлений, совершенных военнослужащими, выявленных обстоятельствах, способствовавших их совершению, и принимаемых мерах по их устранению. Правовой основой правильной организации такого взаимодействия является Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями), приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей» от 8 июня 1998 г. № 45, а также приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора «Об основах организации правового информирования в органах военной прокуратуры» от 15 марта 1999 г. № 68.

Таким образом, анализ действующего законодательства показывает, что вопросам предупреждения преступности посвящены многие правовые нормы. Вместе с тем они, к сожалению, не имеют целостной завершенной системы, носят фрагментарный, разрозненный характер. Принимаемые меры по правовому регулированию предупреждения преступности в стране в целом и в войсках, на наш взгляд, являются еще недостаточными, и требуется дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения этой работы.

 

Заключение

 

При подготовке ответа на поставленный в контрольной работе вопрос возникла необходимость обратиться к широкому кругу источников. Мною изучен необходимый материал не только из учебников и учебных пособий по криминологии, но и некоторые нормативные правовые документы – Федеральные законы, кодифицированные акты материального права (кодексы), указы Президента России, приказы должностных лиц Прокуратуры России, также я обратился к опыту и практике правоприменителей опубликованной в СМИ.

Информация о работе Преступность военнослужащих