Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 02:34, контрольная работа
Вооруженные Силы России, другие войска и иные воинские формирования (структуры, в которых предусмотрена военная служба: ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФАПСИ) - составная часть государства, а военнослужащие - составная часть народа. Они воплощают в себе черты, свойства и особенности, присущие народу в целом, его национальным, социальным, демогра
Введение……………………………………………………..……………………….1.
Понятие и криминологическая характеристика
преступности военнослужащих……………………..………………….............2.
1.1. Структура преступности военнослужащих…………………………….....4.
1.2. Латентность воинской преступности……………………………………...7.
1.3. Организованная преступность в вооруженных силах.…………………...8.
2. Криминологическая характеристика личности
преступников-военнослужащих……………………..…………………..….…10.
2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы…………….….10.
2.2 Личность преступника-командира и начальника……………………….…..12.
3. Причины и условия преступности военнослужащих………..…………….….14.
4. Предупреждение преступности военнослужащих…...….…..………………..18.
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих …21.
Заключение………………………………………………………………..………….24.
Список использованной литературы.
5. Идеологические:
6.Политические:
7. Национальные:
8. Культурные:
9. Организационно-управленческие:
10. Правовые:
11. Информационные:
Таким образом, нами рассмотрены основные, но далеко не все причины, оказывающие влияние на преступность военнослужащих. Главное, в чем видится особенность причин преступности военнослужащих, это то, что основные из них проявляются именно в условиях Вооруженных Сил. Данный тезис подтверждается в том числе и статистикой.
Устранение причин и условий преступности военнослужащих является важным условием повышения боеспособности армии, успешного выполнения ею задач по обеспечению безопасности страны.
4. Предупреждение преступности военнослужащих
Бесспорным и в наши дни является утверждение итальянского философа XVIII в. Чезаре Беккариа о том, что «лучше предупреждать преступления, чем наказывать»16. Работа по предупреждению преступлений в настоящее время становится все более актуальной и приобретает важное значение.
Система и содержание основных направлений профилактической работы в войсках должны соответствовать структуре и содержанию причин, обусловливающих существование преступности в стране и Вооруженных Силах. Применительно к военнослужащим предупреждение преступлений обладает определенными особенностями, поскольку личность преступника-военнослужащего существенно отличается от личности обычного преступника. В связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед военнослужащими, а также с обладание оружием, специфичен механизм их преступного поведения. Необычна мотивационная сфера большинства военнослужащих совершающих преступления, направленная на удовлетворение в первую очередь элементарных потребностей.
Среди мер общесоциального предупреждения преступлений военнослужащих российские криминологи выделяют следующие:
Изложенные общесоциальные меры предупреждения преступлений военнослужащих конкретизируются в мерах специально-криминологической профилактики.
К этим мерам, в первую очередь, относятся повседневное проведение командирами и начальниками воспитательно-профилактической работы с подчиненными, укрепление воинской дисциплины. Большое значение для формирования законопослушного поведения военнослужащих имеет личный пример командиров и начальников, их духовно-нравственный облик, профессиональная подготовка, знания в области психологии и педагогики.
Важное значение для предупреждения преступлений военнослужащих имеет реализация предложений о создании военной полиции — специализированной правоохранительной структуры в войсках. Это позволит своевременно принимать меры предупреждения и раскрытия преступлений военнослужащих, снизить латентность воинской преступности, значительно улучшить криминальную ситуацию в войсках.
Немаловажную роль в решении этой задачи могут сыграть некоторые общественные объединения граждан (советы, комитеты солдатских матерей), церковь, а также средства массовой информации.
На наш взгляд, существенное значение в предупреждении преступности в войсках имеют вопросы правовой регламентации.
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих
Правовые основы предупреждения преступлений в армии составляют: Конституция Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ), Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1 (с последующими изменениями), Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706, общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г.
Основополагающее значение
правового обеспечения
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации одной из угроз национальной безопасности называется угроза криминализации общественных отношений, «отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности...».
Военная доктрина одним из основных направлений развития военной организации государства называет укрепление законности, правопорядка и воинской дисциплины. К внутренним угрозам военной безопасности Военная доктрина относит:
- организованную преступность, терроризм, контрабанду и иную противоправную деятельность;
- незаконное распространение
(оборот) на территории Российской
Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых
веществ, которые могут быть
использованы для
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон) наделяет прокурора рядом полномочий по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, способствующих совершению преступлений (ст.ст.4, 23, 24, 25.1, 27).
В Уголовном и Уголовно-
В ст. 29 УПК РФ «Полномочия суда», ст. 73 УПК РФ «Обстоятельства, подлежащие доказыванию», ст. 158 УПК РФ «Окончание предварительного расследования» предусмотрены меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений, о которых стало известно в ходе досудебного расследования и судебного рассмотрения.
В общевоинских уставах Вооруженных Сил Российской Федерации наряду с другими вопросами регламентируется деятельность органов военного управления по предупреждению преступности в войсках. В частности, в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.ст. 90, 97) расписаны обязанности командира полка в данном направлении.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», военные прокуроры осуществляют координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах Российской Федерации. Их деятельность в этом направлении регламентирована Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 517, Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, утвержденным Генеральным прокурором Российской Федерации 10 сентября 1996 г.
Конкретные обязанности по предупреждению преступности в войсках возлагаются и на органы военной прокуратуры, которые руководствуются в этой работе, помимо законов, указанием Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации надзора за исполнением законодательства, направленного на предупреждение преступных проявлений» от 28 августа 2001 г. № 52/20, приказом заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора «О повышении эффективности работы органов военной прокуратуры по профилактике преступлений и других правонарушений» от 17 сентября 2002 г. № 255.
Важное значение в предупреждении преступности в войсках имеет взаимодействие военных прокуратур со средствами массовой информации, с помощью которых успешно решается ряд задач по распространению сообщений о наиболее актуальных фактах профилактики, пресечения преступлений, совершенных военнослужащими, выявленных обстоятельствах, способствовавших их совершению, и принимаемых мерах по их устранению. Правовой основой правильной организации такого взаимодействия является Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (с последующими изменениями и дополнениями), приказ Генерального прокурора Российской Федерации «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей» от 8 июня 1998 г. № 45, а также приказ заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора «Об основах организации правового информирования в органах военной прокуратуры» от 15 марта 1999 г. № 68.
Таким образом, анализ действующего законодательства показывает, что вопросам предупреждения преступности посвящены многие правовые нормы. Вместе с тем они, к сожалению, не имеют целостной завершенной системы, носят фрагментарный, разрозненный характер. Принимаемые меры по правовому регулированию предупреждения преступности в стране в целом и в войсках, на наш взгляд, являются еще недостаточными, и требуется дальнейшее совершенствование законодательного обеспечения этой работы.
Заключение
При подготовке ответа на поставленный в контрольной работе вопрос возникла необходимость обратиться к широкому кругу источников. Мною изучен необходимый материал не только из учебников и учебных пособий по криминологии, но и некоторые нормативные правовые документы – Федеральные законы, кодифицированные акты материального права (кодексы), указы Президента России, приказы должностных лиц Прокуратуры России, также я обратился к опыту и практике правоприменителей опубликованной в СМИ.