Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 02:34, контрольная работа
Вооруженные Силы России, другие войска и иные воинские формирования (структуры, в которых предусмотрена военная служба: ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФАПСИ) - составная часть государства, а военнослужащие - составная часть народа. Они воплощают в себе черты, свойства и особенности, присущие народу в целом, его национальным, социальным, демогра
Введение……………………………………………………..……………………….1.
Понятие и криминологическая характеристика
преступности военнослужащих……………………..………………….............2.
1.1. Структура преступности военнослужащих…………………………….....4.
1.2. Латентность воинской преступности……………………………………...7.
1.3. Организованная преступность в вооруженных силах.…………………...8.
2. Криминологическая характеристика личности
преступников-военнослужащих……………………..…………………..….…10.
2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы…………….….10.
2.2 Личность преступника-командира и начальника……………………….…..12.
3. Причины и условия преступности военнослужащих………..…………….….14.
4. Предупреждение преступности военнослужащих…...….…..………………..18.
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих …21.
Заключение………………………………………………………………..………….24.
Список использованной литературы.
Тема: «Преступность военнослужащих»
План:
Введение……………………………………………………..
преступности военнослужащих………
1.1. Структура преступности военнослужащих…………………………….....
1.2. Латентность воинской преступности……………………………………...
1.3. Организованная преступность в вооруженных силах.…………………...8.
2. Криминологическая характеристика личности
преступников-военнослужащих………
2.1. Личность преступника-военнослужащего срочной службы…………….….10.
2.2 Личность преступника-командира и начальника……………………….…..12.
3. Причины и условия преступности военнослужащих………..…………….….14.
4. Предупреждение преступности военнослужащих…...….…..……………….
4.1. Правовые основы предупреждения преступности военнослужащих …21.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы.
Введение
Вооруженные Силы России, другие войска и иные воинские формирования (структуры, в которых предусмотрена военная служба: ФСБ России, СВР России, ФСО России, ФАПСИ) - составная часть государства, а военнослужащие - составная часть народа. Они воплощают в себе черты, свойства и особенности, присущие народу в целом, его национальным, социальным, демографическим группам и слоям. Поэтому все позитивные и негативные поведенческие тенденции и закономерности, свойственные народу и обществу, в полной мере проявляются и у военнослужащих.
В то же время Вооруженные Силы России и воинские формирования - специфическая часть общества со своими социально-экономическими, организационно-управленческими и правовыми особенностями, которые позитивно или негативно отражаются как на самой преступности военнослужащих, так и на ее причинах. Об этом еще в 1905 г. говорил князь С.А. Друцкой, активно занимавшийся проблемами военного строительства: «Войско, живущее среди граждан и соприкасающееся с ним всеми сторонами своего существования, не может быть чуждо влиянию тех процессов, которые происходят в гражданском обществе. Но помимо этого есть основание предполагать, что преступность в армии зависит от факторов добавочных, не имеющих места в быту гражданском»1.
Мною выбрана данная тема контрольной работы не случайно. Являясь руководителем подразделения собственной безопасности Управления ФСБ России по Брянской области, я четко представляю, что общественная опасность преступного поведения военнослужащих объективно связана не только с нарушением общественного порядка, совершением общеуголовных преступлений, характерных для преступных деяний гражданских лиц, но и с ослаблением воинской дисциплины, что влияет на боеготовность частей и подразделений, на состояние безопасности России в целом. В силу этого, военнослужащие дополнительно несут уголовную ответственность за непосредственные посягательства на воинский правопорядок, именуемые воинскими преступлениями.
Путем анализа работ российских ученых в области криминологии, в том числе военной, попытаемся дать ответ на поставленный вопрос; для этого охарактеризуем преступность военнослужащих, дадим криминологическую характеристику личности преступника-военнослужащего, осмыслим причины и условия преступности военнослужащих, попытаемся отыскать методы предупреждения преступности военнослужащих.
преступности военнослужащих
Преступность проникает во все слои общества, все социальные сферы. Не являются исключением Вооруженные Силы и воинские формирования. Воинская преступность находится в центре внимания политиков и широкой общественности. Чем выше ее уровень, тем меньше возможностей использования армии и воинских структур как эффективного инструмента решения внешнеполитических и внутренних проблем.
В отношении понятия преступности А. Долгова говорит о том, что «большинство криминологов едины во мнении, что преступность - это системный объект, представляющий собой единство преступных деяний и лиц, их совершивших»2. Несомненно, преступность военнослужащих - один из компонентов общей преступности в стране. В. Малков определил преступность военнослужащих как «совокупность преступлений, совершаемых особой категорией граждан — военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях страны»3 (пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны; инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях; в службе внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны).
Выделение преступности военнослужащих для исследования в отдельный вид преступности позволяет более глубоко изучать ее особенности, специфику детерминации4, а также разрабатывать дифференцированные меры предупреждения. Преступные деяния, совершенные военнослужащими, являются объектом изучения военной криминологии. Понятие «военной криминологии», как отметил Волчок в своей работе, конституировано В.В. Лунеевым. Отнесение к категории военнослужащих или приравненных к ним является определяющим критерием данной криминологической классификации. Криминолог С. Иншаков отмечает, что «военная криминология не является самостоятельной наукой, а является отраслью особенной части криминологии, научным направлением, основанным на исследовании проявлений преступности в войсках»5.
Одной из криминологических характеристик преступности военнослужащих является особая общественная опасность. Она связана не только с характерными для преступных деяний гражданских лиц нарушениями общественного порядка, посягательствами на личность, собственность, но и с ослаблением военной дисциплины, нарушением порядка прохождения военной службы, т.е. с важнейшими условиями боеготовности воинских соединений и частей. Поэтому преступность военнослужащих - опасный дестабилизирующий фактор, крайне негативно воздействующий не только на воинские образования, но и на государство в целом, ибо положение дел у них является одним из индикаторов, по которому общество оценивает состояние своей безопасности.
По данным В. Лунеева, наибольшее распространение (до 70% и более) имеют преступления против порядка прохождения военной службы. Во второй группе наибольшее распространение имеют преступления против различных видов собственности (около 60%).
Криминологами отмечается тот факт, что преступности военнослужащих присуща относительная стабильность состояния и уровня. Ежегодно военнослужащими совершается 20—30 тыс. преступлений, что составляет от 0,8 до 1,3% всей преступности в стране. Однако в отдельные периоды, связанные с обострением социально-экономических и политических противоречий, дезинтеграционными процессами, резким падением престижа воинской службы, наблюдался значительный рост числа правонарушений и преступлений военнослужащих всех категорий - от рядового до генерала.
Удельный вес отдельных видов общеуголовных деяний военнослужащих несколько ниже аналогичных показателей по стране. Например, доля хулиганских действий среди военнослужащих практически в 2 раза ниже, чем среди гражданских лиц. Однако если к хулиганским действиям военнослужащих приплюсовать преступления против порядка подчиненности и воинской чести, совершаемых из хулиганских и близких к ним побуждений, то указанные различия практически нивелируются. Аналогичные соотношения имеются и по другим видам мотивации, которые в данном случае более объективно передают криминальные тенденции в обществе и армии. Эти данные также подтверждают наличие глубоких взаимосвязей между преступностью в стране и в Вооруженных Силах.
Проводимое в последние годы реформирование армии, улучшение ее финансирования привели и к некоторым положительным результатам. В последние годы стабилизировался уровень преступности военнослужащих, который в настоящее время в 2 - 2,5 раза ниже, чем в обществе в целом (около 700 преступлений на 100 тыс. военнослужащих). Об этом на совещании в одном из военкоматов Сургута в марте 2006 года заявил вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов. Вместе с тем, он отметил, что уровень преступности в Вооруженных силах остается на недопустимо высоком уровне, но он ниже, чем уровень правонарушений в российском обществе в целом.
По данным В. Эминова и И. Мацкевича, состояние преступности в Вооруженных Силах РФ продолжает вызывать серьезную озабоченность. В 2003 г. на 26% увеличилось число должностных преступлений (в 2002 г. – на 42% больше, чем в 2001 г.). Количество преступлений против собственности возросло на 25%, а в сфере экономической деятельности – на 58%. Увеличилась на 15,6% численность преступлений против общественной безопасности. Кроме того, возросло число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения (на 7,5%), и что еще более опасно, увеличилось число тяжких преступлений, совершенных с применением оружия (на 17,2%). Преступлений против жизни и здоровья было совершено на 44,7% больше, причем значительно (на 31%) возросло количество случаев доведения сослуживцев до самоубийства6.
Как сообщили в Российском агентстве международной информации РИА «Новости», выступая 3 августа 2006 года на расширенной коллегии Главной военной прокуратуры, Генеральный прокурор России Юрий Чайка сообщил, что с начала 2006 года уровень преступности военнослужащих вырос на 13%, в том числе рукоприкладство и неуставные отношения - на 3%.
1.1. Структура преступности военнослужащих
Структура преступности военнослужащих обладает определенными особенностями, она специфична. И эта специфика, главным образом, связана с наличием воинских преступлений, которых нет в гражданском обществе. Удельный вес специфических воинских преступлений колеблется в пределах 50—70% от общего количества преступлений военнослужащих.
Российские криминологи выделяют две большие группы совершаемых военнослужащими преступлений:
Среди них преобладают:
В. Эминов преступность военнослужащих схематично представил следующим образом7:
Воинская преступность
- это совокупность преступлений
(а равно совокупность лиц,
совершивших указанные
Право собственности на
войсковое имущество
Правила взаимоотношения между
военнослужащими
Используя данные В. Лунева А. Долгова по характеру мотивации выделяет шесть больших групп преступлений:
1) политической мотивации (измена Родине);
2) насильственные (убийство,
умышленное причинение
3) корыстные (хищение, взяточничество, злоупотребление служебным положением);
4) анархической мотивации
(самовольное оставление части,
5) неосторожные легкомысленной мотивации (нарушение правил вождения, нарушение правил обращения с оружием);
6) воинские преступления трусливо-малодушной мотивации (совершаемые во время войны или в боевой обстановке по трусости: дезертирство, членовредительство, измена Родине)8.
А. Долгова разделяет воинскую преступность на основе воинского звания и по ведомственной принадлежности.
На основе воинского звания в структуре воинской преступности выделяются следующие группы преступников: преступность офицеров, прапорщиков, сержантского состава, преступность рядовых.
По словам бывшего Генерального прокурора России В. Устинова, выступившего 3 февраля 2006 года на коллегии Генпрокуратуры, в 2005 году к уголовной ответственности были привлечены 16 тысяч военных, в большинстве своем офицеры. Среди них 100 командиров воинских частей, восемь адмиралов и генералов.
По данным В. Волчка, среди осужденных военнослужащих армии и флота за последние годы старших офицеров было в среднем 5%, младших - около 10%, прапорщиков и мичманов - около 5%, солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту - 3%, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, - около 78%. Таким образом, офицеры и прапорщики (мичманы) составляли в среднем 20% среди осужденных9.